СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование правовой культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование правовой культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Российская Федерация является демократическим и правовым государством. Знание основ права в этих условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, в том числе и обучающихся, так как от этого в значительной мере зависит успешность в любой сфере жизнедеятельности.

В Законе об образовании (статья 3), принятым 31 декабря 2012 года сформулированы основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;  гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования1.

Формирование  правовой культуры уча­щихся - это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включаю­щий освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие со­ответствующего нормам современного де­мократического общества правосознания и подготовку к адекватному правовому по­ведению в современной реальности; процесс становления личности учащегося как субъ­екта и объекта правоотношений2.

Имея общую цель — формирование правовой культуры, — учебная деятельность на всех ступенях обучения в школе решает самостоятельные задачи. В начальных классах формируются нравственные представления о правилах поведения, а также складывается понимание добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства. В классах средней и старшей школы углублять правовые знания учащихся позволяют все учебные дисциплины инвариантной части учебного плана, при изучении которых в той или ной степени, затрагиваются вопросы государства и права.

Школьный   курс обществознания имеет большой потенциал в фор­мировании правовых знаний и культуры обучающихся.

С целью повышения интереса обучающихся к проблемам права, углубления их пред­ставлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них правовой культуры на уроках обществознания использую разные формы активного обучения: ролевые, ситуативные, сюжетные игры, «мозговой штурм», работа творческих групп и лабораторий, уроки – диалоги – встречи с сотрудниками правоохранительных органов, уроки – «круглые столы», во время которых происходит личное вовлечение учащихся в процесс изуче­ния темы.  Мы тесно сотрудничаем с комиссией по делам несовершеннолетних, обмениваемся необходимой информацией, получаем ответы на все интересующие ребят вопросы. На конкретных примерах разбираем различные виды правонарушений и ответственность за совершенные правонарушения. Таким образом, разбирая правовые ситуации, обучающиеся постепенно формируют основы  правовой культуры.

Также применяю интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение – это обучение через опыт, обучение в процессе общения, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогом3. Оно способствует вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Применение активных методик помогает сделать урок ярким, интересным, запоминающимся. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает комфортные условия для обучения.

Тип урока - лабораторная работа наиболее часто используется во время проведения уроков обществознания. Были  разработаны и проведены уроки по темам: «Парламентаризм в России» с использованием методических рекомендаций и просмотром презентации по теме, «Органы местного самоуправления» с участием главы администрации сельского поселения, «Выборы в законодательные органы власти» с приглашением председателя избирательной комиссии, который объяснил обучающимся порядок выбора депутатов Государственной Думы, порядок проведения процедуры голосования и подсчета голосов. Учащиеся не только проработали тексты документов Федерального закона «О выборе депутатов Государственной Думы» и «О выборах Президента РФ», но и побывали на избирательном участке, познакомились с основными документами (списки избирателей, образцы открепительных удостоверений).  Итогом работы стало проведение ролевой игры по теме: «Мы – будущие избиратели» для учащихся 9-11-х классов.

Активное участие обучающиеся проявляют во время проведения уроков - практических занятий. В 9-м классе при изучении тем «Трудовое право», «Гражданское право», «Административное право» обучающиеся учились составлять и анализировать договора в различных областях деятельности: трудовой договор, договор аренды жилья, договор на оказание услуг, брачный договор. Такие формы обучения позволяют школьникам включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать разнообразные точки зрения.

Для формирования умений школьни­ков применять полученные знания на практике целесообразно решение познава­тельных задач. В качестве примера приве­ду одну из таких задач (задача 1).  

Задача 1. Зная о коллекции племянника  предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь. На каком основании она может это осуществить? Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Ответ: На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

Для определения эффективности изучения правовых тем провожу диагностику до изучения темы и после изучения материала. Упор стараюсь делать на развитие навыков применения знаний права в социальных действиях. Например, до изучения темы о правах несовершеннолетних при взаимодействии с правоохранительными органами большинство учащихся были убеждены, что их имеют право задержать в отделении милиции на сутки до выяснения личности, а после изучения данной темы подростки уже знали, что пребывание несовершеннолетнего в милиции до выяснения личности ограничивается 3 часами. Даже вопросы, уже затронутые ранее, например, правоспособ­ность и дееспособность, вызывают затрудне­ния и порождают большое количество не­верных ответов. Одни обучающиеся утверждали, что независимо от возрас­та человек может быть полноправным участ­ником правоотношений; являться собствен­ником, наследователем, самостоятельно рас­поряжаться своим имуществом. Другие же были уверены, что все эти права в полной мере реализуются только при достижении совершеннолетия и отсутствии серьезных обстоятельств (нетрудоспособности). Для более детального рассмотрения использую схематическое объяснение материала (схема 1).

Схема 1. Права и способности физических лиц

 

В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. С 6 до 14 лет дети обладают незначитель­ной дееспособностью, с 14 до 18 лет - ча­стичная дееспособность. Полностью не­дееспособны дети моложе 6 лет и люди, в силу психического заболевания, не отда­ющие отчета в своих поступках (при­знанные недееспособными по суду). С 16 лет возможно объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным с согласия родителей, если он работает по трудовому договору, занимается пред­принимательской деятельностью.

Составление схемы проводит­ся совместно учителем и обучающимися. Учитель корректирует и направ­ляет деятельность школьников, для обсуждения правильности составления схемы подбираются конкрет­ные  примеры.

Аналогичным образом составляются таблицы. Если занятия проводятся в компьютерном классе, то данный вид работы проводится с использованием  компьютера и мультимедийного проектора.

 Применяю  новые информационные технологии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Обучающиеся имеют возможность использовать знание информационных технологий и соответствующие умения для создания презентаций различных тем, которые демонстрируются ими во время проведения уроков.

Отдельного предмета – право - у нас нет. Тем не менее, в этом году мы провели школьную олимпиаду по праву и приняли участие в муниципальном этапе. Хотя  задания олимпиады показались ребятам сложными, но интерес к этому виду деятельности растет.

 В рамках проведения Дня правового воспитания 12 декабря классные руководители совместно с учителями обществознания провели с учащимися 2-11 классов мероприятия по правовому воспитанию. Учащиеся  начальных классов ознакомились с правами и обязанностями, правилами поведения в школе (Устав школы). Учащиеся 5-6-х классов ознакомились со своими правами на примере сказочных героев. Для учащихся 7-8-х классов была подготовлена и проведена викторина по теме: «Мир детей в пространстве мира взрослых». Учащиеся 9-11-х классов приняли участие в конференции «Закон и правопорядок», выступили с докладами, обсудили источники права.

Ежегодно проходят недели истории и общественных дисциплин. Наибольший интерес вызвала такая форма работы, как «Почтовый ящик». Учащиеся 11-го класса готовят правовые ситуации и опускают их в почтовый ящик для конкретного адресата (класса), те в свою очередь  отвечают на вопросы и получают вознаграждение в виде отметки.

Обучающиеся старших классов  принимают активное участие в подготовке  мероприятий, работают в составе творческих групп.

Правовое просвещение школьников способствует формированию навыков и установок, позволяющих молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека.

Приобретенные навыки позволяют учащимся осуществлять свои права и свободы в рамках закона, не нарушая при этом права окружающих; защищать права и свободы от всякого рода  нарушений; давать морально — правовую оценку действиям всех субъектов общества; критически оценивать выполнение гарантий обеспечения прав человека.

 

Литература.

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

2. Бойков А.Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания// Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974; Правосознание и правовое воспитание молодежи. М., 1978; Правовое воспитание молодежи. Киев, 1985

3.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с. 

01.01.2015 22:54


© 2015, praktika 5589

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!