СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование универсальных учебных действий: союз традиций и инноваций?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол Наш круглый стол будет состоять из двух частей: мое выступление о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием традиционных и инновационных средств обучения, далее вам будут предложены задания, обсуждением которых и завершится работа нашего круглого стола. Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Изменение цели образования совершенно не означает, что мы должны категорически отказаться от традиционных принципов, целей, методов, форм, средств образования. Изменить подход к обучению, дать возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в освоении научной информации, в выборе способа получения и усвоения знаний - вот, что мы можем сделать сейчас, в условиях перехода к обучению по стандартам второго поколения. Я расскажу и покажу, какие универсальные учебные действия можно формировать на уроках русского языка в 7 классе, в том числе и на материале традиционных заданий. Делать я это буду, используя возможности интерактивной доски. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения. Благодаря своим возможностям, интерактивная доска позволяет формировать универсальные учебные действия интересно, увлекательно, развивая познавательные потребности ребенка, усиливая мотивацию. Задание 1. Составить схему классификации частей речи. В начале выполнения задания учащимся открыто лишь название схемы. Учитель просит ребят вспомнить, на какие группы делятся все части речи, и обосновать ответ. Используя имеющиеся знания, учащиеся классифицируют объекты, т.е., проводя анализ (выявляя общие признаки) и синтез (составляя целое из частей), группируют все части речи в 3 группы: самостоятельные, служебные, междометия, составляют схему. Вы видите, что использование интерактивной доски превращает задание в увлекательное действо. Это задание не придумано мною вчера, а схема не подготовлена к сегодняшнему семинару. Накануне я пыталась вспомнить, с какого времени я использую в работе это задание и подобные ему, и не смогла. Мне кажется, что чуть ли не с самого начала своей педагогической деятельности. Мне нравились логичность, ёмкость, наглядность схем, таблиц, и ребятам нравилось, что можно уместить скучный параграф в такую краткую форму, причем, т.к. схема не давалась в готовом виде, а выстраивалась совместными усилиями, то запоминалась быстро. Т. е. я хочу сказать, что мы, я имею в виду, учителя, и раньше все это делали. Но в сегодняшних условиях, создавая вместе с ребятами такие схемы, мы должны обращать их внимание на то, что систематизирование – это прием, который можно использовать не только при изучении частей речи, не только на уроках русского языка, а в разных областях знаний и даже в каких-то жизненных ситуациях. Т.е. мы должны не только дать им инструмент для работы, но и показать его многофункциональность. При выполнении этого задания формируются познавательные универсальные учебные действия: 1. Общеучебные универсальные действия: - извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, - умение структурировать знания, - моделирование (построение схемы, модели) 3. Универсальные логические действия: - выбор оснований для классификации объектов (признаков, различающих самостоятельные и служебные части речи), - анализ объектов (частей речи) с целью выделения существенных признаков, - синтез как составление целого из частей, - построение логической цепи рассуждений (относя ту или иную часть речи к самостоятельным или служебным, учащиеся строят короткое монологическое высказывание научного стиля, доказывая обоснованность выбора). Задание 2. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями», включив в нее примеры. Вы понимаете, что эта таблица должна содержать обобщение знаний, полученных в 6 и 7 классах. После составления такой таблицы ребята понимают, что не так страшен русский язык, как его малюют. Оказывается, можно не учить 3 самостоятельных правила и стараться держать их в голове до 11 класса или всю жизнь, а нужно обобщить имеющуюся информацию, придать ей более удобный и запоминающийся вид. В результате устраняется еще и негативное отношение к русскому языку, как к предмету, предполагающему изучение огромного количества правил. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока, сэкономить время и усилия. При выполнении этого задания формируются личностные универсальные учебные действия: Смыслообразование, т.е. учащиеся начинают понимать, что выполнение такого задания облегчит им учение, улучшит качество знаний и, как результат, оценку. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний – это одно из регулятивных универсальных учебных действий – прогнозирование. Познавательные универсальные учебные действия: 1. Общеучебные универсальные действия: - поиск и выделение необходимого материала, - моделирование – составление таблицы, - умение структурировать знания, 2. Универсальные логические действия: - синтез, как составление целого из частей, - выбор оснований для объединения разных объектов. Поскольку задание выполняется на уроке совместно с учителем, оно дает нам возможность формировать и коммуникативные универсальные учебные действия: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с целью быть понятым другими. Задание 3. «Четвертое лишнее» по теме «Деепричастие» Вставьте пропущенные буквы. В каждой группе слов подчеркните четвертое лишнее, обоснуйте свой выбор, обозначив его графически. 1. Улыбаюсь, пугаясь, умываясь, болтая. 2. Пр…слонившись, ра…веселившийся, п…дойдя, зап…рев. 3. Пользуясь, мечтая, думая, подпрыгивая. 4. П…расспросив, р…бежавшись, ра…скаиваясь, ра…писав. 5. Пом…рившись, в…лнуясь, пр…готовившись, подск…чив. Сначала разберем содержание задания. Обращаю внимание на то, что в задании не предложен критерий выбора лишнего слова. Учащиеся должны проанализировать слова с целью выделения общих признаков у трех слов, которыми не обладает четвертое. Слова подобраны так, что в каждой группе критерий свой. Есть группы, в которых условие отбора не одно, а два и даже три. Мы не ставим задачу выявить все варианты, но сообщаем о такой возможности и о том, что те, кому это удастся сделать, будут поощрены. Используем наглядность доски и удобство при проверке задания. Итак, в 1 группе четвертым лишним является слово «улыбаюсь». Это глагол. Остальные слова в этой группе деепричастия. Причем вы видите, что глагол по своему строению очень похож на рядом стоящие деепричастия, т.е. учащиеся должны быть внимательны, чтобы увидеть его. 2 группа. 3 деепричастия и причастие. Если в предыдущей группе отрабатывалось умение отличать деепричастия от глагола, то здесь - от причастия. А, может быть, кто-то выберет четвертым лишним слово «заперев», т.к. только в нем пропущена орфограмма в корне, в остальных словах – в приставке. 3 группа. Проверяется знание морфологических признаков деепричастия. Четвертое лишнее – «пользуясь», это возвратное деепричастие, остальные – невозвратные. 4 группа. Здесь может быть два варианта ответа. Если ученик следует дальше по пути выделения общих морфологических признаков, то он выберет слово «раскаиваясь», т.к. это деепричастие несовершенного вида. А можно выбрать «порасспросив», потому что только в нем пропущенная орфограмма в приставке ПО-. В других словах – в приставке РАЗ-, РАС-. 5 группа. 3 варианта решения. «Волнуясь» - деепричастие несов. вида, «подскочив» - невозвратное деепричастие, «приготовившись» - орфограмма пропущена в приставке. Задание предполагает, что учащиеся, используя имеющиеся знания по разным разделам языкознания, анализируя слова выделяя общие признаки, формулируют критерий выбора лишнего слова самостоятельно. Кроме того, мы повторяем орфографию. Прежде чем ребята приступят к заданию, спросим, как они планируют его выполнение, с чего начнут, как поступят, если в какой-то группе не найдут лишнее слово и т.д. Т.е. акцентируем внимание на том, что, приступая к заданию, учащиеся должны прежде определить последовательность выполнения, понять, что в процессе работы, может быть, придется менять выбранный путь для получения результата, и сделать это не раз. Какие же универсальные учебные действия формируются при выполнении этого задания? Личностные универсальные учебные действия: Смыслообразование – формирование смысла учебной деятельности (зачем я это делаю?) на основе формирования мотивов достижения и социального признания. Ребята стремятся найти как можно больше «лишних» слов с тем, чтобы при обсуждении задания продемонстрировать свои успехи, вызвав уважение учителя и одноклассников. Познавательные универсальные учебные действия: 1. Постановка и решение проблемы: - самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера 2. Логические универсальные учебные действия: - анализ объектов (слов) с целью выделения общих и отличительных признаков, - выбор оснований, критериев для сравнения объектов, - выдвижение гипотез (а может это слово лишнее?) и их обоснование. Обоснование отражается графически (выделяются приставки, корни, постфиксы, обозначаются части речи, вид деепричастий), т.е. закрепляется общеучебное универсальное действие - кодирование или замещение (использование знаков и символов как условных заменителей реальных объектов). А также формируются регулятивные универсальные учебные действия: - планирование – определение последовательности выполнения задания с учетом конечного результата, составление плана, – коррекция, т.е. внесение необходимых корректив в способ действия в случае неудачи или при желании найти все лишние слова. Задание 4. Ь на конце слов после шипящих. В этом задании тоже содержится обобщение нескольких учебных тем. Кстати, по этой теме мы тоже составляли таблицу. Показ таблицы. Ученики, выполняя это задание, должны применить ранее систематизированные знания, распределить слова в два столбика: с Ь на конце и без него. Далее мы имеем возможность выбрать форму проверки задания: можно предложить ребятам, сидящим за одной партой, поменяться тетрадями и проверить работы друг у друга, а можно открыть вторую часть доски и устроить самопроверку. Личностные универсальные учебные действия: Нравственно-этическая ориентация: -знание моральных норм (честность, ответственность) – как при выполнении взаимопроверки, так и самопроверки, - развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству - при выполнении взаимопроверки, Познавательные универсальные учебные действия: Логические универсальные учебные действия: - построение логической цепи рассуждения на основе имеющихся систематизированных знаний (нужно определить часть речи, если это существительное, определить род, если женский род, определить склонение и т.д., т.е. ученик должен для выполнения задания составить алгоритм определения написания слова). Задание 5. Вы знаете, что тема «Деепричастие» - совершенно новая для учащихся, ребята впервые сталкиваются с такими понятиями, как деепричастие, деепричастный оборот, пунктуация при деепричастии и деепричастном обороте. Часов на эту тему отводится мало (8). На уроке, предшествующем уроку повторения по теме, учащимся предлагается такое задание: подумайте, оцените, чему вы научились в ходе изучения темы, что умеете делать, в чем испытываете трудности, а что еще не очень хорошо усвоено и требует дополнительных тренировок. Свои ответы обозначьте значками. Учащиеся ставят в рабочих тетрадях три цифры, а рядом – значки. 1. Находить деепричастие в предложении 2. Находить деепричастный оборот в предложении 3. Расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте Условные обозначения: + - умею ? – не всегда ! – моя цель Первоначально последний значок выглядел как минус и обозначал «не умею». Я подумала, что формировать в ребенке негативную оценку к самому себе, к своим достижениям в учебе не стоит. Минус – знак, поставить который в подобном задании не у всякого поднимется рука. Формулировка «моя цель» звучит более позитивно, а восклицательный знак – жизнеутверждающе. Естественно, это задание не оценивается. Благодаря ему, образуется обратная связь. Я получаю информацию, о том, что усвоено учащимися в рамках темы, а что – нет, имею возможность на уроке повторения особое внимание уделить плохо сформированным навыкам, подобрать дифференцированные упражнения. Кроме того, это задание имеет еще одно последствие. Учащимся предлагается следующее домашнее задание: найти и выполнить упражнения, направленные на закрепление тех умений, напротив которых они поставили вопросительный и восклицательный знаки. Выполнение этого задания формирует личностные универсальные учебные действия: Смыслообразование – формируется рефлексивное отношение к учению, оценивание знаний с учетом новых достижений. Регулятивные универсальные учебные действия: - оценка, т.е. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения (не всегда) -целеполагание как постановка учебной задачи самим учеником на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, - саморегуляция – способность к волевому усилию, к преодолению препятствий (ученик признается, что не умеет чего-то, значит, ему предстоит работа) Коммуникативные универсальные учебные действия: - планирование сотрудничества с учителем. Вот то, что я хотела рассказать вам о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием традиционных и инновационных средств обучения. В заключении я хотела бы сказать, что мы только начали работу по формированию универсальных учебных действий и по использованию интерактивных средств обучения. Мы только учимся создавать подобные задания, мы только приступили к созданию электронных образовательных ресурсов, которые займут свое место в формировании универсальных учебных действий. В связи с этим хочу познакомить вас с мнением по этому поводу вице-президента Российской академии образования Александра Кузнецова: « Электронные ресурсы должны представлять собой среду, в которой будут реализовываться новые виды учебной деятельности. ЭОРы, ориентированные на поддержку системы образования двадцатилетней давности, востребованы не будут, несмотря на все усилия разработчиков и бесплатный доступ к ним в Интернете. Конечно, у любых ЭОРов есть много достоинств – интерактивность, визуальность, возможность оперативного контроля, но при реализации новых стандартов востребованы будут те из них, которые вовлекают школьников в новые виды учебной деятельности, позволяют анализировать, проводить самостоятельные исследования и пр., а значит, способствовать достижению новых образовательных результатов» Задания для участников круглого стола. Подумайте, какие универсальные учебные действия формируются у учащихся при выполнении данного задания. Задание 1. Тема «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий». Домашнее задание: составьте небольшой текст, включите в него наречия, имеющие изучаемые орфограммы. Подумайте, с какой целью вам дано такое задание. Задание 2. Урок развития речи по теме «Публицистический стиль». Придумайте задания к данному тексту, на выполнении которых мы построим свой урок. Каждому известно Знамя Победы, поднятое в берлинском небе над обгорелым рейхстагом. Знамя, впитавшее в себя кровь всех героев, проливших ее, живых и павших. Знамя, несущее на себе отсветы всех мартеновских плавок далекого тыла, всех рассветов и закатов на малолюдных колхозных полях. Наше нелегкое, долгожданное Знамя Победы. (К. Ваншенкин) Задание 3. Выберете для выполнения одно из двух заданий, обоснуйте свой выбор. Задание 1. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Сделайте вывод о написании слов. 1. Класс сосредоточе…о слушал объяснения учителя. Лицо его было сосредоточе…о и серьезно. 2. Состояние больного определе…о довольно точно. Он никогда не говорил определе…о. 3. Дитя было смуще…о вниманием. Она смотрела на него радостно и смуще…о. Задание 2. На доске записаны пары слов. Придумайте и запишите предложения с этими словами. Сделайте вывод о написании слов. сдержано обдумано растеряно сдержанно обдуманно растерянно
Категория: Русский язык
19.05.2015 16:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!