СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быть для ребят личностью, примером – сложно, да и не всегда получается. Ведь нужно не только провести опрос, рассказать и закрепить новый материал. От учителя зависит психологический климат на уроке, то, как ученики работают, с каким настроением они будут говорить обо мне после урока, что расскажут родителям дома.

Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, средний, плохой. Даже сейчас, когда планка поднимается, уроками не всегда довольна. Но очень приятно, когда слышишь полные, грамотные ответы на поставленные вопросы, когда чувствуешь, что интересна ребятам как преподаватель, как человек.

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?

В процессе организации урока важная роль отводится, конечно же, учителю. Чтобы урок получился, нужно сделать его интересным для ребят: найти методы, формы и средства, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке должна быть изюминка. Важно создать психологический комфорт для учащихся, чтобы и они и я на уроке получили удовольствие. Для этого необходимо создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании, уметь поддерживать хорошую дисциплину, основанные на взаимоуважении учителя и учащихся.

Чтобы урок получился надо держать все элементы урока в голове, но на основе этих знаний обязательно импровизировать. Учитель должен быть открытым для учащихся на уроках и вне уроков, любящим и знающим свой предмет. Очень важным является начало урока. Здесь необходимо высказать добрые пожелания детям, сформировать положительную эмоциональную направленность урока. Для достижения психологического комфорта в классе можно начать урок с эпиграфа, девиза, стихов («С малой удачи начинается большой успех») Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Например, мотивация при изучении темы «Строение семян» Жизнь растения начинается с прорастания семян. Раньше люди этот процесс считали чудом. Как из, казалось бы, неживого семени появляется живое растение? Наверное, именно процесс прорастания семян рождал легенды о воскрешении из мертвых. Сейчас прорастание семян не является чудом. Вы поймете его, когда познакомитесь со строением семени. На данном этапе использую различные средства обучения: словесные, наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов). Видеоролики использую на уроках по темам: «Виды корней, типы корневых систем», «Внутреннее строение стебля древесного растения» «Строение клетки» и т.д. Это позволяет учащимся погрузиться и почувствовать всю атмосферу изучаемого материала. Далее учащиеся самостоятельно определяют тему, ставим проблему и вместе составляем план работы на уроке. Привлекать учеников к изучаемой теме можно и стихами. Например:

Мы в букет собрали маки жаркие

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается;

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней,расти и жить не станут!

Как не тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока. Ученики догадываются, что речь пойдет о функциях и строении корня.

Как поставить проблему? Можно представить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Например, при изучении темы «Сцепленное наследование» обращаю внимание на то, что при изучении всех закономерностей наследования предполагалось, что каждый ген определяет развитие только одного признака и ведет себя независимо от других генов, расположенных в неаллельных хромосомах. Учащиеся самостоятельно, часто ошибочно записывают схему как дигибридное скрещивание. Тогда обращаю внимание на приведенные в учебнике результаты, которые не соответствуют теоретически ожидаемому отношению фенотипов-1:1:1:1. Создается проблемная ситуация.

Этап открытия нового знания является самым важным в структуре урока. Поэтому его важно организовать так, чтобы не только передать ученикам определенный объем знаний, но и помочь им в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления. Для этого при составлении урока использую различные методы, формы и средства для организации деятельности учащихся.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Активные. Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель - ученик.

Интерактивные — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель - ученик - ученик.

К наиболее используемым мною методам относятся:

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Большое предпочтение отдаю организации групповой работы. Групповая работа активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка. Поэтому более подробно остановлюсь на методе проектов. Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой актуализируемые предметные знания закрепляются и расширяются, приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний. Особую роль на уроках биологии играют мини-проекты. Погружение в проект (тема, цели, задачи и др.), проведение эксперимента можно выполнить на уроке, а работа с литературой, оформление полученных результатов – дома. Уже в 5 классе предлагаю задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так учащиеся проводили дома исследования по теме «Плесневые грибы и дрожжи». На уроке была сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят вред и пользу. Чтобы проверить и подтвердить, пятиклассники, наблюдали за развитием плесени на хлебе, лимоне, компоте и др. продуктах. При выполнении проекта, ребята работают в группах: изучают параграф, дополнительную литературу, выполняют лабораторную работу, в ходе которой знакомятся со строением плесневых грибов. Итогом является разработка памятки для хранения продуктов. Каждая группа защищает свой проект. Очень интересные проекты создаются в 6 классе, при изучении темы «Вегетативное размножение растений» Тема озеленения актуальна, так как ежегодно в школе проводится конкурс между классами на лучшее озеленение декоративного отдела пришкольного учебно-опытного участка. Ребята предлагают не только сорта растений, но и примеры его оформления. Неотъемлемой частью своей работы, считаю, руководство научно- исследовательской деятельностью учащихся. Опыт преподавания говорит о том, что на уроке невозможно уделить все время практической составляющей. Решением проблемы может стать внеурочная деятельность по биологии. Более успешно это получается на пришкольном учебно-опытном участке. Особое место в исследовательской работе занимают опытническая работа по сортоиспытанию овощных культур. Нами были изучены различные сорта капусты, свеклы, моркови, томатов. При этом особое внимание мы уделяем районированным сортам. Часто учащиеся школы выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее» На слете активистов «Молодежь – будущее России» наш проект о работе на пришкольном учебно-опытном участке занял 1 место в номинации «Лучший проект». Я считаю, что знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными и максимально осознанными.

Работу в группах я использую не только при составлении проектов, исследовательской деятельности, но и на других уроках. Ведь при групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Учитель при организации групповой работы на уроке биологии должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе. Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы. В 7 классе на уроке «Тип кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви« при изучении внутреннего строения и развития многощетинковых червей организую самостоятельную работу. Для этого делю класс на 6 групп, каждая из которых представляет характеристику червей с помощью текста учебника. На подготовку отводится 3-5 минут, на представление сообщений – по 2-3 минуты. Темы:

1.Покровы тела

2.Пищеварение

3.Дыхание и кровеносная система

4.Нервная система

5.Выделительная система

6.Размножение и развитие

Практически во всех классах по биологии провожу лабораторные занятия. Так при выполнении лабораторной работы в 5 классе «Знакомство с увеличительными приборами» знакомлю детей не только с частями микроскопа и правилами работы, но и учу тому, как правильно приготовить и рассмотреть микропрепараты. Такая работа способствует развитию не только познавательных способносте, но и исследовательских навыков, формирует мотивацию к дальнейшему изучению биологии. Чтобы повысить интерес к своим урокам, часто даю ребятам творческие задания Например, изготовить модель бактериофага, изготовить рекламные листовки, изготовить мини-коллекции грибов и т.д. Для формирования устойчивого интереса к наблюдению за явлениями природы, навыков экологического поведения провожу уроки в форме игры. Особенно на уроках в 5 классе ( Можно устроить соревнование между группами. В старших классах провожу уроки, по форме напоминающие публичные выступления: конференция, семинар, дискуссия и т.д.

Также на этапе открытия нового знания можно использовать метод продуктивного чтения. Перед чтением текста, задаю ребятам вопрос. Они предлагают свои версии исхода событий и в ходе чтения находим ответ и сравниваем свои предположения с авторским.

При первичном закреплении можно организовать самостоятельную работу, а затем коллективную проверку. На уроке в 6 классе по теме: «Строение клетки» выполняем следующее задание: «Сделайте подписи к рисункам, изображающими строение растительной клетки

На этом же этапе можно использовать метод незаконченного предложения. Изучая место человека в системе органического мира, учащиеся заканчивают предложения: Человек, это объект……(живой природы). Человек появился и развивался……(на Земле). Современный человек очень сложен благодаря ….(своему хорошо развитому мозгу ). Ребята могут сами задавать вопросы по изученному материалу своим одноклассникам: Когда, сколько, зачем, почему и. т. д. Закрепление также можно организовать в форме игры «Да-Нет», «Верю, не верю» и другие.

На этапе рефлексии происходит подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Можно предложить анкету самоанализа, где предлагается ребятам аргументировать свой ответ.

Анкета самоанализа.

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен, / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен

Домашнее задание интересно / не интересно

Можно предложить следующий вариант самоанализа:

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

Урок

-заставил задуматься…

навёл меня на размышления…

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Прием «Плюс-минус-интересно» позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика, определить, что понравилось ученикам на уроке, какая информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, и наоборот – что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь. Очень распространенным методом проведения рефлексии является составление синквейна. В конце урока ученики сами оценивают свою работу, приводят аргументы.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Результатом таких уроков являются не только самостоятельно добытые знания. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

15.04.2020 12:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей