СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях развития современных образовательных информационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный специалист должен уметь работать самостоятельно и сам уметь научить и организовать так работать других. Именно поэтому, специалист, который не занимается повышением своей квалификации, самообразованием, тот, который застыл на своем уровне развития, не соответствует современным требованиям качества и продуктивности труда в постоянно меняющемся мире. Исходя из вышеуказанного, именно самостоятельная работа студентов должна быть направлена на формирование будущего востребованного на рынке труда специалиста, отвечающего всем требованиям.

К сожалению, отсутствие единства в понятия определении самостоятельной работы у современных дидактов, не способствует пониманию современными преподавателями своей роли по отношению к студентам, решившим самостоятельно работать над изучением учебного материала. Что делать, если студенты заявляют о своем желании учиться самостоятельно, пренебрегая требованиями учебного заведения о посещаемости занятий?

Существующая теоретическая неопределенность такого дидактического понятия как «самостоятельная работа студентов» приводит к тому, что преподаватели в высших учебных заведениях сами пытаются искать новые подходы для обеспечения оптимальных условий для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время.

Если внимательно изучить нормативные документы учебного процесса высших учебных заведений, то можно отметить, что основная часть учебной нагрузки студентов приходится на самостоятельную работу, а конкретно от 30 до 66%. Именно поэтому возникает необходимость в усовершенствовании организации самостоятельной работы студентов, в привитии студентам умений и навыков самостоятельной работы.

Различают такие виды самостоятельной работы студентов:

  • работа под непосредственным руководством преподавателя;
  • полусамостоятельная совместная работа;
  • полностью самостоятельная работа.

В данной статье будут рассмотрены принципы организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Правильно организованная самостоятельная работа студентов должна:

  • использовать созданные преподавателем методические рекомендации, которые четко учитывают затраты времени на тот или иной вид самостоятельной работы;
  • обучать студентов навыкам самостоятельной работы;
  • формировать у обучающихся стойкую позитивную мотивацию к самообразованию и самоусовершенствованию.

Как же современные информационные технологии могут помочь в этом?

Самостоятельная работа по многим вузовским дисциплинам невозможна без обеспечения студентов методическими указаниями, которые необходимы во время подготовки к разным видам аудиторных занятий. Именно поэтому возникает необходимость в большой подготовительной методической работе преподавателя. Студент должен получить методические рекомендации и устное объяснение специфики самостоятельной работы по подготовке к следующим аудиторным занятиям. В методической разработке определяется название темы следующего занятия, определяется цель подготовки к нему, приводится перечень основной и дополнительной литературы, рассматривается методика самостоятельной работы по подготовке к следующему аудиторному занятию, прилагаются вопросы для самоконтроля, даются индивидуальные задания (долгосрочные и краткострочные) с методикой их выполнения.

По моему мнению, студент должен иметь получить представление о содержании курса, о количестве часов, о содержании изучаемого материала на первом, вводном занятии. На этом же занятии нужно указать, где можно найти тот или иной материал, методические указания, разработанные преподавателем. И именно на этом этапе, на помощь преподавателю (и студенту) приходят информационные технологии.

Не секрет, что далеко не во всех высших учебных заведениях I-II уровня аккредитации имеются множительные центры. В виде альтернативы, преподаватель может предложить студентам все материалы в электронном виде – в виде папки на компьютере, а еще лучше – в виде материала на сайте колледжа или собственном сайте. Тогда на лекции преподавателю останется только указать ссылку на сетевой ресурс, не затрачивая время на копирование и не опасаясь того, что неизданные материалы будут кем-то использованы.

В своей работе в колледже я использую созданный для учебных целей персональный сайт преподавателя информатики — http://informatikrus.ru/. Этот сайт находится в постоянной разработке и именно здесь я выкладываю материалы, необходимые для дополнительного изучения учебного материала.

Материал, поданный в доступной форме, способствует повышению положительной мотивации и прививает навыки самостоятельной работы, способствует развитию творческой активности и, как следствие, подготовке будущего квалифицированного специалиста.

Категория: Всем учителям
22.02.2016 17:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!