СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – способность применения приобретенных в течение жизни знаний при решении жизненных задач. Знания превращаются в умения и навыки, что является основой системно-деятельностного подхода, стоящего во главе ФГОС.

В современном обществе знания, полученные в школе, неразрывно связанные с жизненными ситуациями, приобретают особый интерес у учащихся. Дети понимают важность формирования умений, которые необходимы в повседневной жизни, быстро и точно выделяют актуальные вопросы.

Моделируя на уроках внеучебные ситуации, учащиеся развивают представления о мире, в котором живут, мечтают и фантазируют, проявляют любознательность в конкретных областях знаний.

В школьных курсах географии процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть встроен в учебную программу как обязательная составляющая, так как география – дисциплина, которая предоставляет ключи взаимодействия природы и общества и открывает возможности планетарного масштаба для каждого ребенка. Уже в начальном курсе географии ученики понимают значение природных ресурсов в развитии человечества и эта функциональность прослеживается в каждом курсе, раскрывая школьную программу по географии завершающим курсом «Социально-экономическая география мира», как фундамент для любой человеческой деятельности.

Взаимосвязь содержания программы по географии с некоторыми возможными ситуациями применения вне школы умений и навыков, формирующихся на уроках географии, связаны с общими потребностями для каждого человека, таких, как умение ориентироваться в пространстве, в разнообразной окружающей среде, в том числе по природным признакам или по навигационным системам, по картам и компасу. Также формируются умения на основе пространственных представлений анализировать территории согласно представленной информации или расположению на карте, делать выводы об особенностях этих территорий, условиях жизни людей на них. Это дает возможность оценить и применить свои навыки, спрогнозировать последствия своих действий.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное и интегрированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению естественнонаучных предметов. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности, функционировать в ней.

Вкратце перечислим возможные примеры взаимосвязи практических задач при изучении тем курса географии и реальных событий в процессе жизнедеятельности человека.

Выбор автомобиля или предметов электроники, одежды и обуви, продуктов питания, сбор ягод и грибов, охота, рыболовство, выращивание растений на огороде, возможность различать природные объекты наяву, влиться в среду обитания при переезде, зная облик территории, правила поведения при стихийных бедствиях и оценка опасности природных явлений, использование воды в природе, выбор профессии, напрямую связанной с извлечением ресурсов из природы или выбор места жительства и рода занятий на той или иной территории нашей большой страны по специализации территории, планирование путешествий: географическое положени, как добраться, стоимость, цель путешествия и выбор времяпровождения, валюта, колониальное прошлое или история, отношение с соседями, уровень здравоохранения и образования, половозрастный состав, климат и природа, часовой пояс и время года, язык страны, уровень экономики, население, занятость, менталитет, народности, культура, традиции, быт, одежда, еда, жилище, религия, транспорт - это далеко не весь перечень функциональных географических компетенций, связанных с обучением в школе.

Приведу пример заданий из темы «Россия на карте часовых поясов» в курсе 8-9 классов «География России», практические задания которой помогут в общении с людьми из различных мест планеты и России в частности:

  1. Откуда и в каком направлении ведется отсчет часовых поясов?
  2. Почему введено поясное время? Дайте определение поясного времени.
  3. Реально ли перелететь из Москвы во Владивосток и обратно прилететь в ту же дату? Составить расписание перелёта.
  4. Составить маршрут и расписание перелёта между городами, в котором при перелёте из одного в другой, мы пропускаем Новый Год или празднуем его два раза.
  5. На территории каких стран принятое время отличается от Гринвичского на 9 часов 30 минут?
  6. Какие часовые пояса на территории России объединены и в связи с этим сколько раз в пределах России празднуют Новый Год?
  7. Когда между Калининградской областью и Чукоткой разница во времени может быть максимальной и почему?
  8. На каком виде транспорта из Барнаула можно переместиться в Санкт-Петербург и остаться в той же дате? Объяснить логику

Такие задания встречаются на ОГЭ. Также в заданиях ЕГЭ есть раздел, в котором предлагается определить географическую широту и географическую долготу объекта по предоставленным данным. Так как определение географической широты объекта невозможно по разнице во времени, соответственно и решение не связано с темой «Россия на карте часовых поясов», поэтому представлю алгоритм решения задач по определению только географической долготы.

Нахождение географической долготы.

Алгоритм:

1) Определяем полушарие, в котором находится искомая точка, сравнивая местное время и время Гринвичского меридиана, указанные в условии.

2) Определяем разницу во времени. Если время дано в часах и минутах, переводит в часы, составляя дробь.

3) Умножаем полученную разность на 15 градусов. Получаем исходную долготу.

Задания могут быть двух типов.

Задание 1: На каком меридиане расположен пункт, если известно, что в полночь по времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нем 18 часов?

Решение:

1) Полночь на Гринвичском меридиане соответствует 24 часам. Местное время 18 часов, что меньше гринвичского времени. Значит, это западное полушарие, и долгота будет западная з.д.

2) Находим разницу во времени: 24 -18 = 6 часов

3) Так как за 1 час Солнце перемещается на 15 градусов, то данный результат умножаем на 15* 6 = 90 о з.д.

Ответ: 90 о з.д.

Задание 2: Определите географическую долготу пункта, если известно, что в полночь по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нем 9 часов 40 минут.

Решение:

1) Разница во времени 0 – 9 ч 40 мин = 9 ч 40 мин

2) 40 минут = 2/3 часа. Значит, 9 часов 40 минут = 9 * 2/3 часа

3) Время в искомом пункте больше, чем время в Гринвиче, значит, пункт находится в восточном полушарии, и долгота будет восточная.

4) Умножаем полученную разницу во времени на 15 о* 9 + 2/3 * 15 = 145 о – искомая долгота.

Ответ: 145 о в.д.

Категория: География
28.02.2022 17:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!