© 2017 1038
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы заметно оживился интерес к отечественной истории и культурному наследию. К нам возвращаются многие ценности прошлого. Но готовы ли мы воспринять и понять их? Ведь так много безвозвратно утрачено! Мы стали рассматривать историю как сумму дат, имён и событий, а о культуре научились судить только по её высшим достижениям и в большинстве случаев не можем представить, чем жили, о чём думали и мечтали простые люди, трудом и творчеством которых в немалой степени определялся исторический и культурный процесс.
* * *
Константин Егорович Маковский. Гадание
Чтобы понять состав и суть календарных обрядов, необходимо уяснить характер мировоззрения наших предков. В соответствии с ним мир, окружавший людей, делился на две половины: в одной жили они сами (это был мир живых), в другой – божественные существа и умершие родственники (мир мёртвых). От последних, согласно поверьям, зависела судьба, материальное и духовное благополучие каждого человека. Иной (сверхъестественный) мир мог быть не только благожелательным, но и опасным (в особенности если по отношению к нему человек допускал нарушение раз и навсегда установленных правил поведения, например не приносил в положенные сроки жертв). С целью обезопасить себя и наладить хорошие, «деловые» отношения с могущественными обитателями потустороннего мира и были созданы многие обряды, в том числе относящиеся к календарному циклу. Они являлись своего рода аварийной системой, к которой прибегал человек в случае стирания границ, разделявших два мира (свой и чужой). Временем, наиболее благоприятным для такого контакта, считалось начало года (шире – любой временной рубеж – суток, сезона и пр.). По поверьям, как проживёшь его, так и сложится весь год (ср. пословицы: «Лиха беда начало», «Плохое начало – и дело стало», «Каково начало, таков и конец»). Не случайно поэтому в течение двух зимних святочных недель совершалось множество обрядов, главными из которых были обход дворов с пением поздравительных песен, в которых хозяевам желалось всяческое благополучие на весь наступающий год (колядование), и гадания.
Гадали преимущественно во вторую неделю святок (с Нового года по Крещение), в так называемые страшные вечера (соответственно первая неделя святок именовалась «святыми вечерами»). По поверьям, именно в эти дни нечистая сила пребывала на земле, проказничала и пыталась совратить людей. Поскольку только она могла приоткрыть завесу над будущим, гадательный обряд стал средством, позволяющим человеку, с одной стороны, вступить в контакт с нечистым миром, а с другой – обезопасить себя от него в ходе этого контакта: ведь участвующий в гадании должен был как бы пересечь мифологическую границу и стать частью иного мира. Чтобы иметь возможность после завершения гадания всё вернуть на круги своя, т.е. восстановить прежнюю границу и вновь стать вполне человеком, участники обряда должны были придерживаться обрядовых нормативов в выборе места, времени, реквизита, состава участников и пр.
Место гадания было сакральным: гадающие располагались там, где гипотетически и проходила мифологическая граница между своим и чужим мирами (нередко она совпадала с реальными пространственными границами) – у печного шестка, окна, порога, подполья, ворот, в бане, на перекрёстке дорог. Чем дальше от избы, защищённой божественной силой икон, совершался обряд, тем опаснее становилось гадание и тем больше обережных магических предметов и действий оно включало. Например, идущие гадать на перекрёсток брали с собой нож (железные острые предметы считались сильным оберегом) и обязательно очерчивались кругом, воздвигая тем самым дополнительную границу, через которую нечистая сила не могла достать человека (именно с этим поверьем связан обычай носить кольца, пояс, нашейные украшения в обычной жизни и снимать их во время гадания).
Юрий Сергеев. Ночное гадание
Сакральным было и время гадания – поздно ночью, ближе к полночи. После двенадцати гадать не рекомендовалось, так как ночь поворачивала на день, а нечистая сила, как известно, боится дневного света и крика петуха.
Важным условием при совершении гадательных обрядов было нечётное число участников (в противном случае вместо отсутствующего человека брали ложку). Нечет, как и левая сторона, в сознании людей связывался с нечистым миром (по поверьям, за левым плечом стоит дьявол, за правым – ангел, отсюда и обычай плевать три раза именно через левое плечо, чтобы дьявол не навредил человеку).
При совершении гадательных обрядов, в особенности самых опасных (такими считались гадания в местах, удалённых от дома, – в бане, на перекрёстке), гадающих сопровождала пожилая женщина, знающая толк в магии и известная на деревне как знахарка или колдунья. В её обязанности входило вызывание заговорами нечистого духа и защита гадающих с помощью обережных заклинаний. Так у гадательных обрядов сложилась довольно устойчивая структура: вызов нечисти («Отступитесь, ангелы! Приступитесь, дьяволы!», «Собирайтесь, все черти, большие и маленькие, из всех озёр и болот и расскажите, как год проживёт (имя)» – Кировская обл.), завет («Если год не проживу, доски, стукайте!», «В которой стороне жених, в той, собаки, лайте, и, колокольчики, брякайте!» – Кировская обл.), оберег – «отчурание» («Чур, полно! Чур, перестань!», «Ты пошутил, и я пошутил. Ты перестань, я перестань!» – Кировская обл.). Только при жёстком следовании означенной структуре человек выходил из гадательного обряда без потерь. В случае несоблюдения канона он мог расстаться с самой жизнью: «Тоже рассказывали. Пошли двое девок гадать, а надо ведь нечётное число. Там колокольцы послышались. Они побежали. За ними кто-то бежит и говорит: «Одна вилоковна, другая косяковна!» И точно! Только добежали – одна на вилы накололась, другая о косяк убилась» (Кировская обл.), «Пятеро пошли на речку, да зимой, где три дорожки. Тут они сели. Кружок делали какой ли и сели. Одна из них должна быть старша кто-нибудь. Овчинну одеялу взяли. Потом эта старшая-то делала кружок и сказала им молчать, никак говорить не надо. А сама: «Кутивый кутит, мутивый мутит. Скажи правду, что случится в этом году». И сели вкруговую, мизинцем захватились все и на головах-то одеяло и сидят. Пока ничего долго не слышно было. Потом слышат: кто-то царапает спину. Старшая-то говорит: «Это ничего нельзя делать». И близко уже стал этот шорох-то. Потом уж старшая сказала: «Давайте соскакивать и бежать!» Одеяло оставили они и косу. И где этот кружок, русалка-то и поднялась, и кричать стала она: «Одна из вас счастливая есть. Если б не она, я бы вас всех стащила в воду» (Кировская обл.). В критической ситуации могли помочь молитвы и крестное знамение (отсюда обычай крестить на ночь окна и двери, «запирая» тем самым избушку от нечистой силы и колдунов). Обережной силой в сознании людей наделялась и печь, как место, в котором в древности хоронили своих умерших родственников (позже с печью связали место обитания духа дома, домового, рачительно заботящегося о семействе). Именно на печь в первые дни после родов клали младенца, так как считалось, что, пока он не получит имени и не будет окрещён, нечистая сила может похитить его (ср. в сказках: печь – излюбленное место Ивана-дурака, Емели, Золушки и других сказочных героев). На печи спасались и в случае неудачного окончания гадания.
Гадали различными способами. Самым верным считалось выслушивание (на перекрёстке, у окон, дверных замков, в подполье, на банной полке, у овина, гумна): послышатся звон колокольцев, игра на гармони, пение, лай собаки – быть свадьбе в наступающем году (или хорошо проживёшь год), застучат доски – ожидай смерти.
Широко распространёнными по всем районам России были и гадания, основанные на высматривании своей судьбы в зеркале и обручальном кольце (к этой же группе могут быть отнесены гадания по следам, оставленным на снегу ногой или телом при падении навзничь, а также гадания по тени от сожжённой бумаги). Наибольшую опасность сулило гадание с зеркалом, поскольку последнее мыслилось как окно в иной мир, распахивающееся во время гадательного обряда. Именно поэтому, если в зеркале что-то показывалось, на него необходимо было набросить плат: в противном случае чёрт мог задушить гадающего или утащить его через зеркало в свой мир (см. сказки, события которых происходят в необычайной стране – Зазеркалье). С этим поверьем связан обычай после смерти кого-то из домашних закрывать зеркало, препятствуя душе умершего сразу уйти в мир мёртвых: зеркало сохранялось завешенным в течение сорока дней, т.е. всего периода, пока божественными силами решалось, куда определить душу – в рай или в ад. Опасность при гадании с зеркалом многократно увеличивалась потому, что гадающие должны были снять с себя все обереги – крест, пояс, кольцо, верхнюю одежду. Обязательным было и распускание волос (в соответствии с системой мифологических воззрений распущенные волосы были принадлежностью иного, неупорядоченного, мира – как известно, они были одной из характернейших особенностей внешнего облика русалок и ведьм, в то время как обычные женщины тщательно прятали волосы под головные уборы; принародное обнажение волос считалось позорным – отсюда и пошло выражение «опростоволоситься», т.е. попасть в конфузное положение).
Александр Никанорович Новоскольцев. Светлана
Гадали также по вещему сну: ложась спать, клали под подушки различные предметы (лучины, сложив их колодцем, мужские штаны, хлеб и пр.) и завечали: «Суженый-ряженый, увидься во сне» (или: «Как год проживу, так и увидься во сне»).
Некоторые из популярных гаданий основаны на выборе жребия из нескольких предметов. Например, ставили перед курицей (или петухом) воду, уголь, хлеб, зеркало: если курица подходила к воде – будущий супруг будет пьяницей, к углю – бедняком, зерну – богатеем, зеркалу – щёголем. В потёмках бегали к поленнице и, встав к ней спиной, через плечо (непременно левое!) тащили полено: вытащишь гладкое, без сучков – муж попадётся ласковый, красивый, суковатое, неровное – злой, с неприятной наружностью.
К наиболее известным гаданиям, основанным на жеребьёвке, относятся подблюдные (в Кировской обл., где их записывают экспедиции Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, они именуются «илеей», согласно припеву, проходящему рефреном через весь текст подблюдных песен). Обыкновенно гадание происходило в доме пожилой женщины, лучше других знавшей обряд и искушённой в магии. Распорядительница обряда брала специально выпеченный для илеи каравай и разрезала его на кусочки по числу гадающих, после чего исполнялась общая песня-хвала хлебу:
Ещё Богу да Христу
Да мы помолимся.
Да мы не песенки поём,
Хлебу честь отдаём.
Или:
Хлебу честь отдаём.
Уродися, рожь,
Уродись, пшеница!
Во полюшке расти,
Расти, колосися,
Золотым зерном наливайся
И румяным караваем
На стол валяйся!
Песня хлебу была своеобразным заклинанием благополучия для всех, присутствующих на гадании. По её завершении каждый гадающий брал по кусочку «отпетого» хлеба (с ним после илеи ходили выслушивать судьбу на перекрёсток, а придя домой и укладываясь спать, клали под подушку на вещий сон; позже этим хлебом закармливали скотину, в первый раз выпуская её весной на волю; делалось это для того, чтобы скотина держалась дома, не отбивалась от стада и принесла хороший приплод). Спев песню-хвалу хлебу, гадающие опускали в блюдо жребий – кольца, серьги, заколки, пуговицы… Чтобы не перепутать похожие предметы, жребии определённым образом метили – ниткой, крестиком, именем. Потом их накрывали платком и запевали песни-предсказания, предназначенные каждому из участвующих в обряде. В конце песни блюдо встряхивали и через платок ловили жребий: чей вынется, тому и адресуется песня. Основными мотивами предсказания были следующие (приводимые ниже тексты записаны в Кировской обл. в 90-х гг. XX в. и хранятся в архиве кафедры русского устного народного творчества филологического ф-та МГУ):
Хороший урожай
Что в страшные вечера, страшны
Крещенские. Илея!
Ходит Илья-пророк по полю. Илея!
Считает Илья-пророк суслоничики. Илея!
В первом суслоничике – пиво варить. Илея!
Во втором суслоничике – вино курить. Илея!
А из третьего суслоничика – хлеб пекчи. Илея!
Что кому же эта песенка достанется, Илея!
Тому жить бы богато, ходить хорошо,
Работать легко да и спать тепло.
(Запев и припев-концовка были общими и обрамляли каждую выпеваемую песню.)
Богатство
Идёт лесник из лесу,
Куницами, лисицами обвешался,
Чёрным соболем опоясался.
Бедность
Ходит старушка по середи,
На ней сарафанюшко истрескался,
Истрескался, изверескался.
Замужество
Твори, мати, квашню, пеки пироги:
К тебе, мати, гости, ко мне женихи,
К тебе в лаптях, ко мне в сапогах.
Девичество
У корыта сижу да пива жду.
Ещё посижу да ещё подожду.
Смерть
Везут бревно на семи лошадях,
На бревне сидят семеро, ревут.
Отъезд
Сидит воробей на перегороди.
Куда поглядит, туда и полетит.
Эти и другие предсказания обыкновенно раскрывались через иносказание, поскольку в период святок (как уже отмечалось выше, время сакральное) не рекомендовалось многие вещи называть своими именами. Подобный запрет (табу) объясняется тем, что в прежние времена отношение к слову, в особенности произнесённому вслух, было принципиально иным: словесное обозначение предмета или явления воспринималось как его сущность, одна из ипостасей, поэтому в периоды магической опасности предмет и явление «скрывали», давая ему другое «имя» (с этим, кстати говоря, было связано появление загадок).
Рассказать обо всех святочных гаданиях и поверьях, с ними связанных, в рамках небольшой статьи невозможно, но и вышеизложенного достаточно для понимания того, почему многие писатели и поэты, привязывая события своих произведений к началу года, непременно обращались к этому обряду:
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
(В. А. Жуковский. «Светлана»)
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро.
Кому поём, тому добро
И слава!» Но сулит утраты,
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Серебро в системе мифологических представлений символизировало горе, слёзы, а кот и кошурка – любовь, семейный уют. На традиционной символике народных гаданий и поверий, связанных с ними и временем святок, построены вещий сон Татьяны, пророческое гадание Наташи Ростовой и многих других литературных героинь. Таким образом, знание традиционной народной культуры даёт ключ к пониманию многих произведений русской литературы.
Источник: Иванова И. И. Гадания на зимние святки // «Русская словесность». – 1995. – № 1. – С. 3–7.
Александр Емельянов. Святки
© 2017 1038