СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Галера. 12 фактов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Галера —

боевой корабль, для перемещения использующий главным образом вёсла.

Термин «галера» происходит в Италии XII века от среднегреческого названия одного из типов корабля византийского военного флота — галеи. Происхождение самого греческого термина не ясно.

1. В узком смысле галерами назывались известные начиная со средневековья римские корабли с одним рядом вёсел и одной-двумя мачтами, несущими латинское парусное вооружение. Сегодня по аналогии с ними галерами принято называть все подобные гребные и парусно-гребные боевые корабли этого региона.

2. Археологические исследования древнейшей египетской цивилизации, всё существование которой было неразлучно связано с ее главной водной артерией Нилом, позволили сделать главный вывод – галеры, как средство передвижения по воде, были одними из первых боевых кораблей в истории человечества. Несмотря на то, что еще 2,4 тыс. лет назад египетские судостроители возводили корабли без киля, подобные суда могли ходить под парусом, причем не только по ветру, но и курсом галфвинд. И все-таки главным «двигателем» этих суден являлись весла.

3. Отличительные признаки галер – их особенности, достоинства и недостатки – во многом зависят от времени и стран, использующих эти конструкции боевых судов. Так, например, за классический образец подобного корабля античного периода можно принять греческую триеру. Его очень любят изучать историки. Название происходит от 3-х рядов весел. Порядок их расположения – одно над другим. Греческие триеры сыграли основную роль в греко-персидских войнах. Они позволили Афинам установить полный контроль над Средиземноморьем. Правда, эти же самые суда помогли ее врагам впоследствии свергнуть морскую экспансию древних греков.

4. Главным свойством таких кораблей является их исключительная легкость. Действительно, водоизмещение этих галер составляло около 40 тонн. Это при длине по ватерлинии 30 метров. Ученые считают, что если строить такой корабль сегодня, по так называемой традиционной технологии, то показатель водоизмещения увеличится на 30 тонн и составит приблизительно 70 тонн. Подобные суда могли развивать на коротких дистанциях «спринтерскую» скорость, что очень эффективно в боевых условиях. На них не было ничего лишнего (тяжелое оружие также еще не изобрели) – всё по «спартански». Но для открытого морского пространства и для дальних походов они не годились и при любом незначительном изменении погоды старались уходить в гавань.

5. Конструкции средневековых галер достаточно подробно изучены учеными на примере византийских дромонов (V-X век) – быстроходных судов, перемещавшихся с помощью парусов и гребных весел. Чуть больше десяти лет назад во время возведения туннеля в одной их гаваней Стамбула было обнаружено «кладбище погибших кораблей» в количестве 36 единиц. Среди них выделялись и отлично сохранившиеся для своего «преклонного» возраста 6 галер. Все они построены по единой технологии, что дало основание археологам предположить о наличии в тот период развитого судостроения. Средневековый дромон – улучшенная версия его античного аналога. Длина – около 30 метров. При строительстве кораблей использовался восточный платан и черная сосна. Качество древесины, применяемое для боевых галер несравненно выше, чем на торговых судах. Это подтверждается анализом найденных останков судов.

6. Позднее средневековье –XV-XVI век- представлен еще более совершенными по свои скоростным, конструкционным и функциональным качествам галерами. Интересен факт, что именно тогда начался переход от вольнонаемного набора гребцов к так называемым «галерным рабам». В античные времена, например, в Древней Греции, гребцы считались полноценными воинами со всеми вытекающими из этого для них почестями. Что же представляла собой галера в этот период времени? Корабли стали длиннее – в среднем 60 метров. Ширина – в пределах 7-8 метров. Количество весел – 16-32 на каждый борт, на котором вместе с воинами могло располагаться до 450 человек.

7. Боевые корабли древних цивилизаций, таких как греческая и римская, использовали в качестве основного оружия подводный таран. Для этого применялась одна из конструктивных деталей судна – форштевнь. По сути, это продолжение киля в носовой отеле галеры. Причем часть этого элемента оснащена незаменимой для перемещения по воде накладкой, изготовленной из металла, имеющей название «грен» (водорез). Как правило, таран отливался из бронзы. Он усиливался поясом обшивки. Именно поэтому при ударе с кораблем противника противоположная энергия не приносила сильного вреда судну – она гасилась. Корабли в античные времена имели небольшой вес, а обшивка изготавливалась из тонких досок. Таран легко проламывал корпус вражеского судна и тем самым наносил ощутимый ущерб противнику.

8. В ближнем морском бою противоборствующие стороны надеялись исключительно на весла, которые определяли тактику перемещения судна. Их лишение в сражении обрекало корабль на неминуемую смерть. Греки, например, использовали следующий тактический прием. Судно на максимальной скорости направлялось к носу корабля противника и проходило по скользящей вдоль корпуса: ломая весла, калеча гребцов и разрывая обшивку. После этого оно становилось легкой добычей. На галерах также присутствовали пращники и стрелки. Они являлись дополнительной боевой единицей в морских сражениях древних народов.

9. Галерные флоты были особенно распространены на Средиземном море. Их имели Венеция, Генуя, Франция, Испания, Мальта, Турция, Алжир и Тунис. В арсенале Венеции строительство галер велось чуть ли не поточным методом. Однако и Норвегия, Швеция, Англия с XII века сооружали суда этого типа, хотя в условиях северного мореходства они не могли быть столь эффективны.

10. Галеры нашли широкое применение и в русском военном флоте. Первая галера-прототип была построена в Голландии в 1695 году и доставлена в Москву, чтобы послужить образцом для галерной флотилии, сооружаемой в Воронеже, позднее вместе с парусными судами они обеспечили успех второго похода и завоевание Азова. Петр I организовал массовое строительство галер в основанном им Петербурге в устье Невы. Здесь русскими кораблестроителями был разработан новый тип небольших галер, так называемых скампавей, особенно пригодных для условий войны в скалистых узкостях и на мелководье. Скампавей строились длиной до 30 метров, имели 12—15 пар весел, две мачты с латинскими парусами и были вооружены 1—2 пушками малого калибра. При десантных операциях на них помещалось до 150 солдат-пехотинцев, служивших одновременно гребцами.

11. 27 июля 1714 года при Гангуте произошло первое крупное морское сражение между русским галерным флотом (в числе 99 галер) и судами шведского контр-адмирала Эрншильда. После кровопролитного боя все 10 шведских кораблей были захвачены, а Эрншильд взят в плен.

12. В средние века галеры начали комплектоваться пушками (как легкими, так и тяжелыми). Но, именно развитие артиллерии, как, впрочем, и судостроения в целом, привело к закату галер как боевых плавсредств. Начиная с XVI века на арену морских сражений вышли одно-двухмачтовые судна, такие как нефы и когги. А галеры перешли в ранг вспомогательного флота. Тем не менее, данный вид судов использовался флотами различных стран вплоть до появления пароходства. Их некоторое время применяли в боевых сражениях для высадки десанта и охраны береговой линии. В дальнейшем галеры буксировали «тяжелые» парусники в штиль, выступали в роли разведчиков и посыльных кораблей.

Категория: История
09.06.2019 21:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!