СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гаргульи и другие звери

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 годBibliothèque nationale de France

Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфор­сах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фанта­зии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.

Собор как книга

Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульп­туры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изо­браже­ниям для просвеще­ния неграмотных. А святой Бонавентура  говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и сла­бость памяти»  .

С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Свя­щен­ное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневе­ковом богословии была широко распространена теория множе­ственности смы­слов библейского текста. По ней, любой текст Писания, поми­мо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смы­словых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависи­мости от своего социального положения и уровня образования. Так, в кален­дарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик свя­зывал каждый месяц с определенным событием земной жиз­ни Христа, а про­фессор университета, всматриваясь в незамысло­ватые изображения трудя­щихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре еван­гелиста и двенадцать апостолов.

Изображения: Stefano Merli / Flickr /CC BY-SA 2.0

Источники

  • Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции.

    М., 2008.

  • Муратова К. М. Мастера французской готики.

    М., 1988.

  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века.

    М., 1964.

  • Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика.

    СПб., 2004.

  • Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков.

    М., 2014.

  • Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись.

    Кёльн, 2007.

  • Auber M. La sculpture française au Moyen Age.

    Paris, 1946.

  • Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art.

    Oxford, 1961.

  • Gaborit J.-R. Art gothique.

    Paris, 1978.

  • Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I.

    New York, 1976.

Теги

Категория: МХК
27.04.2018 19:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!