СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармонико -баянное искусство Нижегородской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гармонико –баянное искусство в нашей стране является составной частью отечественной музыкальной культуры. Всем нам известен баян – признанный и востребованный инструмент, полностью уравненный в правах с традиционными академическими инструментами. Мы также знаем, что современному баяну предшествовала гармоника. Так где же появилась первая гармоника, в какой стране и в каком году? На этот счет существует много мнений научного сообщества и проведены масштабные исследования известных деятелей - М.И. Имханицкого, А.М.Мирека, В.А. Коллара и других.

На Нижегородскую ярмарку впервые иностранный инструмент был завезен в начале 1830 годов. А. Имханицкий же пишет, что не в 30 годы появилась гармоника, а намного раньше, в 1802 году в Петербурге уже была гармоника и дошла до Варшавы, а потом и в Тулу. А Мирек утверждает, что известный вокалист Петров в 1829 году играл на губной гармонике. Но все же, наверное тульский оружейник Сизов приобрел заморский инструмент на Нижегородской ярмарке и был он скорее всего немецким, что позволило мастеру разобрать его, затем собрать и получился он отечественной модификации. Удачно сделанная иностранная гармоника имела хорошую отделку корпуса и привлекательный вид.

Как же в Нижегородскую область попала гармонь? Сведения связаны с Семеновским уездом. А в этом крае была религия старообрядчества. Серьезный раскол в религии народа сделал митрополит Никон. На староверов были гонения. Лидер Авакум выступал против Никона, и его жизнь стала тяжелой и невыносимой, он вынужден был прятаться и жить в землянке. Авакум все же был сыслан в Сибирь. В изгнании он написал известный труд «Житие». Есть великолепный фильм на эту тему, снимался в Москве -называется «Раскол» -12 серий. Говорят очень интересный, я правда пока еще не смотрела, но позже посмотрю обязательно. Так вот…про староверов. Известно, что они жили очень строго, по закону, многое им запрещалось, в том числе и развлекательная музыка была под запретом. Основное их занятие: много молились и много трудились. В Семеновском крае было развитие ремесел, а не земледелие и животноводство. Так вот, как интересно, на земле старообрядчества появилась гармоника и первыми мастерами были братья Тюлюсовы. Стоили они тогда недорого и это было для них семейным делом. Женщины обычно делали меха, а все остальное –корпус, кнопки и другое –мужчины. Население же староверов считали этот инструмент бесовским. А тем не менее, бизнес семьи Тюлюсовых стал процветать, гармоники стали покупать и один из братьев Тюлюсовых – Павел идет в церковь к батюшке и просит разрешения дать им другую фамилию, чтобы бизнес их пошел. Церковь идет им навстречу и дает фамилию –Потехины.

Появление первых гармоник в среде староверов оказалось внутренне обоснованным. Причиной тому стали не только столярное мастерство, но и строгие эстетические взгляды, организованный жизненный уклад и трудолюбие мастеров.

Первой гармоникой, созданной на Нижегородской земле следует считать пятиклапонку мастера Павла Тюлюсова (Потехина). А после стали изготавливать «Тальянки». Рождению таких инструментов мы обязаны также уроженцу Семеновского уезда –Михаилу Сараничеву, но надо сказать, что они считались «чуждыми», т.к. название связано с европейскими корнями. Нижегородские тальянки просуществовали долго –до 20х годов 19 столетия. Братьям Потехиным пришлось перейти на изготовление тальянок. На правой клавиатуре было 15 кнопок, планки ставились плошмя на клей, а не на замшу. На левой клавиатуре было 9 клапанов (1 бас и 8 аккордов). Планки устанавливались горизонтально, а также в форме цветка. Отличие нижегородских тальянок от других регионов было существенным. Они обладали яркой звучностью, своеобразным тембром, связано это прежде всего с географией – с широтой Волги, а исполнители гармонисты были в роли «зазывал» и когда они играли, задорная музыка доносилась до другого береге реки.

Нижегородская ярмарка являлась основным местом распространения гармоник, музыканты выступали в роли «зазывал» на всевозможные аттракционы, а сбыт инструментов наладил тульский мастер Т.П.Воронцов. На ярмарке проводилось много развлекательных мероприятий, поэтому появилась необходимость более активного производства, а в последствии и ремонта гармоник. И первыми мастерами по ремонту были выходцы из числа работающих в подмастерье на ярмарке.

Со второй половины 19 столетия после «зазывал» появились первые концерты гармонистов. Среди фигур известными были В.С.Варшавский, семьи Юровых, оркестр Бановича и другие. Они активно работали на сцене в качестве куплетистов и клоунов. А самый первый серьезный концерт был Петра Емельянова (псевдоним Петр Невский), который много гастролировал по стране. Многие музыканты не имели музыкального образования, но имели хорошие природные данные, им приходилось задействовать много актерских приемов. Тот период исполнительства можно охарактеризовать как «театрально -развлекательный».

Идея же создания хроматической гармоники воплощена еще в 1897 году тульским мастером Павлом Чулковым. С 1904 года подобные инструменты стал изготавливать Петр Стерлигов, а в 1907 году Орланский –Титоренко заказал Стерлигову особую гармонику, назвав ее «баяном». На правой стороне появилась четырехрядная клавиатура (1 ряд дублировался). Система такой клавиатуры называлась петербургской.

В Нижегородской области кустарный период изготовления гармоник завершается и в 1932 году открывается артель «Гармония», которая в последствии преобразовалась в фабрику им. Н.К.Крупской. В 1980 году фабрика по причине неконкурентоспособности закрывается и лидирующие позиции занимают фабрики Тулы, Кирова.

В дальнейшем пути развития баяна и гармони стали расходиться. Баян постепенно в силу выразительных и технических преимуществ стал вытеснять гармонь и за короткий период завоевал внимание самодеятельных артистов и профессиональных музыкантов. Именно рост популярности художественной самодеятельности становится предпосылкой будущего профессионального образования в Нижнем Новгороде. Далее Сергей Озеров также интересно рассказывал о развитие профессионального образования в Нижнем Новгороде, о исполнительской и композиторской школы нашего региона. Но об этом, если кому интересно, расскажу потом….

Хочу выразить огромное спасибо от себя лично и от всех кто был на этих курсах нашему методисту Александру Викторовичу Беляеву, который организовал такое обучение!

Симагина Равиля Кяримовна, преподаватель, заведующая отделением народных инструментов

16.09.2020 17:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!