СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Графика: черное и белое. Что такое иллюстрация?»
Цели: Дать представление о графике и ее основных изобразительных средствах. Дать понятие об иллюстрации.
Задачи:
Оборудование: презентация, образцы учителя, учебник, необходимый материал для урока изо: гуашь белая, картон черного цвета, кисти № 2 или 3, 5 или 6, зубная щетка, расческа-гребешок, стакан-непроливайка.
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Психологический настрой:
- Ребята у нас сегодня необычный урок, улыбнитесь дуг дугу, подарите улыбки мне, посмотрите на наших гостей и тоже улыбнитесь им!
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказки попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте.
2. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, в одной стране художников жили 2 цвета: белый и черный. Они постоянно ссорились и спорили, какой цвет лучше. И вот однажды, дело дошло до драки. На черную краску упала белая, потом наоборот. И получились красивые картинки. С тех пор эти краски больше никогда не ссорятся.
3. Формулирование проблемы.
- Как вы думаете, как же назвалась эта страна? (ответы учащихся)
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
- Марик, прочти, пожалуйста, написанное фиолетовым цветом. (Графика) (Слайд 1).
- А страна называлась – Графика. Слайд 2.
– Итак, оказывается, есть такое искусство, в котором художники используют чёрный и белый цвета. Называется такое искусство графика.
– Скажите, эти цвета похожи между собой или нет? (нет).
- Тогда какое настроение отражает черный цвет? (Чёрный – цвет печали)
- А о белом цвете, что можно сказать? (белый – нежности и чистоты)
– Да, эти цвета сильно отличаются, они противоположные. Их называют контрастными.
Контраст – это большое различие. (Слайд 3).
- Ребята, наша страна Графика также богата своими жителями – это линии, пятна, штрихи и точки. (Слайд 5).
2. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрации Льва Дурасова и ответить на вопросы. (Слайд 4).
– Рассмотрите иллюстрацию Льва Дурасова, рис. 1 (Слайд 6).
- Расскажите, что на ней изображено? (Город, жители города, один человек странный, похож на преступника).
– Почему вы решили, что он может быть преступником? Какие чувства у вас вызывает эта фигура человека? (Тревога).
Чтобы нарисовать пятно карандашом, необходимо класть штрихи плотно друг к другу. На иллюстрации художника-графика Льва Дурасова город и его жители изображены лёгкими линиями. Лишь одна фигура выполнена пятном.
– Рассмотрите иллюстрацию Льва Дурасова, рис. 2 на с. 32 учебника. (Слайд 7).
- Расскажите, что на ней изображено? (Богатырь приближается к голове огромного великана).
– Чем выразил свои мысли художник на данной иллюстрации? (Короткими линиями, штрихами и точками).
3. Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации Дурасова и Лебедевой на с. 33 учебника и ответить на проблемный вопрос:
- Ребята, откройте учебники и рассмотрите иллюстрацию на с. 33 под номером 3.
– Какие средства графики использовал художник для выражения своих мыслей? (деревья и строения выполнены белыми пятнами на черном фоне. Ощущение тенистого леса).
- А в рис.4, какие средства графики использовал художник? (сети выполнены точками, что подчеркивает их прозрачность. А кукла и попугай нарисованы штрихами и линиями. Это дало возможность тщательно прорисовать их форму).
- Что вы расскажите о рис. 5?
4. - Мы с вами рассмотрели различные иллюстрации.
- А что же такое иллюстрация? (ответы детей).
Иллюстрациями называются рисунки к сказкам, рассказам и другим литературным произведениям.
- У нашей страны Графики есть очень известный сосед – книжная иллюстрация.
- А художники, их создающие, это художники-иллюстраторы.
5. Выражение решения проблемы.
Работа с произведениями мастеров.
- Рассмотрите иллюстрацию Владимира Лебедева к сказке Киплинга о любопытном слоненке.
- Какое впечатление производит эта иллюстрация?
- Какие животные здесь изображены? Опишите характеры?
- Какие графические средства использует художник для того, чтобы передать особенности каждого животного?
– Художники используют разные выразительные средства графики: рисуют чёрным по белому или, если это нужно, белым по чёрному, используя при этом линию, штрих, пятно или точки.
- Скажите, какое время года наступило? (зима). - А какой идёт месяц?(Январь)
- Природа в зимнюю пору совершенно иная, нежели чем весною, летом и осенью. С наступлением зимы леса и поля покрываются снегом, становятся белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный сон. (Слайд № 8).
-Давайте с вами встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка № 1.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
6. Показ учителя.
- В нашей стране Графике есть мастерская, где создаются интересные и красивые рисунки.
- Мы будем в роли графических художников и нарисуем «Зимний лес» ночью. Для этого нам понадобится: лист черного картона, белая гуашь, кисти 2 или 3, 5 или 6. А также зубная щетка, расческа и стакан с водой. В работе используем линии штрихи и пятна. Когда лес будет готов (примерно 3 дерева), мы берем кисть № 5 или 6 и частыми штрихами наносим сугробы под деревьями, тем самым показываем место земли. А вот после берем зубную щетку, смачиваем ее в воде, накладываем белую гуашь и проводим по расческе туда-сюда над всей поверхностью нашего картона и тем самым с помощью мелких пятен создаем порхающие снежинки.
План работы. (Слайд 9).
7. Применение знаний (практическая деятельность).
Проверка организации рабочих мест.
Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка, создающая настроение детей. Сегодня вам поможет в работе фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского из цикла "Времена года" Декабрь. Святки. "Зима").
Индивидуальная помощь каждому ученику.
Физкультминутка № 2.
Белый снег пушистый В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой) И на землю тихо Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол) И под утро снегом (встали, покружились на месте) Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища влево -вправо) Точно пеленою Всё его одело. (присели, руки опустили на пол)
8. Итог урока.
- Какие виды графики мы сегодня использовали?
- А что такое графика?
- Какой вид работы вам понравился больше?
Общая картина.
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т.д.). (Слайд 10).
Если осталось время, можно использовать алгоритм оценивания.
© 2016, Джавадифар Лилия Викторовна 360