СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание «Я – Человек, Ученик, Гражданин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач

государства и общества является воспитание нравственного, ответственного, компетентного и инициативного гражданина России. В документе образовательного стандарта обращается внимание на изучение и реализацию программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению

к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат

в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание

ученика начальной школы определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Как показывает наш опыт работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

В содержании патриотического воспитания мы выделили основные аспекты гражданского и патриотического воспитания младшего школьника:

  1. Семейная культура
  2. Личностная культура
  3. Социальная культура

Рассмотрим эти культуры подробнее.

Семейная культура – это:

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, т.е. ответственность за другого члена семьи;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  • бережное отношение к жизни человека.

Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь. Семья – это семь «Я». Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителя и, благодаря судьбе, наши родители смогли встретить друг друга.

До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. О семье написаны сказки, рассказы, стихи. Создано много пословиц и поговорок. Например: «Не нужен клад, когда в семье лад», «Когда семья вместе, так и душа на месте».

В 1-ом классе ученики выполняют проектные работы: «Моя малая Родина», «Моя семья».

Проект «Моя малая Родина» носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса к своей малой родине. В процессе работы учащиеся выполняют задания при помощи учителя и родителей, что позволяет расширить знания учащихся о своей стране, помогает узнать больше о её истории, обратить внимание на красоту родной местности.

Проект «Моя семья» о том, что объединяет всех нас. У каждого человека есть свой дом, своя семья. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

Целью проекта – узнать биографию (историю) семьи, о членах семьи, об их профессиях, о домашних делах взрослых и детей, об их интересах. Каждый ученик класса, выполняя задание по окружающему миру на тему «Моя семья», проводил исследовательскую работу.

Личностная культура младшего школьника – это:

  • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Начинаем эту работу мы всегда с традиционного урока 1 сентября «Я – гражданин России».

Цель урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые начальные представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. При этом активно используются возможности компьютерной техники.

Социальная культура – это:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей.

В соответствии с требованиями стандарта перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности, т.к. система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде.

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь младших школьников, разнообразные виды деятельности.

Особое внимание уделяется такой форме занятий с учащимися начальной школы, как классный час.

Цель - познакомить детей с героическими страницами истории России.

Стало традицией проведение цикла классных часов, посвященных победам нашей многонациональной армией в годы войны:

- Битва под Москвой

- Сталинградская битва

- Блокада Ленинграда

- Курская дуга.

Проводя классный час, мы используем презентации, викторины[1], просмотр документальных фильмов[2], мультфильмов[3]. Свои впечатления ребята отображают в рисунках. Как подведение итогов используем:

- выставки рисунков на военную тему,

- экскурсия в школьный музей боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии,

- экскурсия в школьный музей «Моя малая Родина»,

- посещение Центрального Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе,

- участие в литературно - музыкальных композициях,

- конкурс патриотической песни, песни о Родине,

- поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.

Школа тесно сотрудничает с библиотеками. Посещая детскую библиотеку № 147 (заведующая библиотекой Медведева Н.Б.), учащиеся знакомятся с книгами о войне, пионерах героях. На базе библиотек проводят итоговые конкурсы лучших школьных чтецов.

Очень важно воспитывать в детях интерес к истории. Не забывать уроки прошлого, уважать и хранить семейные реликвии, гордиться своими дедами и прадедами - участниками Великой отечественной войны. Эту работу мы ведем совместно: учитель – ученик - родители. Например, четвероклассники с интересом берутся за сбор материала. Приносят фотографии, медали, ордена своих героических родственников.

Эти классные часы имеют огромное нравственное, практическое, интеллектуальное значение в воспитании учащихся. Особенно, мы считаем, важна эта тема для сближения и понимания разных поколений в семье. Для подбора материала многие дети обзванивали родных, некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество деда, прадеда и других родственников – участников Великой Отечественной войны.

Поисковая работа показала очень интересный подбор фактов.

Прадед Александрова К. ушел добровольцем на фронт. Александров Георгий Александрович был награжден медалями за боевые заслуги, за оборону Сталинграда, за освобождение Варшавы, за взятие Берлина, за победу над Германией, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-ой степени.

Прадед Гаспарян М. Богданов Виктор Иванович 20-летним юношей пошел воевать, дошел до Кенигсберга, был контужен и комиссован в тыл. По заданию руководства после окончания войны работал в Молдавии директором детского дома.

Прапрадед Букановой М. Пятибратов Александр Иосифович в сентябре 1941 года был призван на службу. Последнее письмо от него пришло из Харькова, где он лежал в госпитале. В 1945 году родственники получили извещение, что он в списке пропавших без вести.

Внуки и правнуки взглянули на родных людей с непривычной для них стороны участников исторических событий. Это очень важно в воспитании гражданственности, патриотизма.

Война уходит все дальше и дальше, и мы забываем о ней. Стираются впечатления о роли нашего Отечества, забываются имена героев, в честь которых названы улицы нашего района, улицы, на которых живут наши дети.

Один из классных часов «Моя столица – моя Москва»[4] напоминает детям об этом, у них появляется чувство сопричастности к историческим событиям, понимание того, что историю творят люди.

На наш взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма. А это значит:

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к её традициям;
  • воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей - процесс сложный, многогранный, мы бы сказали тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека-ребенка, а также определённые парадигмы образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности. Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Список литературы

Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009.

Подковко Е.Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/540.

Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1979.

Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. «Начальная школа» №7, 2008.

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001. № 6.

Тельканова Г. Родители и дети: активные формы внеклассной работы. Учитель. - 2007. - № 3.

Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина. Педагогика. - 2011. - № 4.

Гаврильчева Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст]. Начальная школа. - 2008. - № 7.

Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: формирование нравственной компетентности младших школьников [Текст] / Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - № 5.

Учителя начальной школы № 384 имени Д.К. Корнеева

Кутенкова Н.А., Усачева И.А.

[1] Усачева И.А. Презентация «Викторина «Великие победы» (educontest.net/storage2/article/40475/1.doc.docx).

[2] «Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади» (online-video-cutter.com); «Светлой памяти павших в борьбе против фашизма. Минута молчания 1965 год».

[3] «Солдатская сказка» по сказке К.Паустовского. Киевнаучфильм, 1983; «Солдатская лампа». Экран, 1984; «Легенда о старом маяке». Союзмультфильм, 1976 г.

[4] Кутенкова Н.А. Классный час «Моя столица – моя Москва». http://nsportal.ru.

06.05.2018 10:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!