СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданственно-патриотическое воспитание гражданина России

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Чтобы любить свою Родину надо знать её историю, надо знать героев и их великие подвиги. Эти знания- необходимое условие преемственности, духовной связи поколений, воспитания патриота и гражданина».

Д.С.Лихачёв

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм –одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения [2, с. 129].

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашем лицее является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укарененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [1, с. 16] .

Патриотизм призван дать новый импульс   духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов в рамках деятельности секции «КЛИО»  школьного научного общества. Учащиеся лицея в рамках НОУ исследовали различные проблемы: «Корабль «Сторожевой». Ростки гражданского общества», «Толерантность как черта современного человека», «Десять событий  XX века, которые  потрясли мир» и другие.

Патриотическое воспитание в школьном научном обществе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Лицеисты принимают  участие  в волонтерском движении: была проделана большая поисково-исследовательская работа, в результате которой был собран краеведческий материал о наших земляках участников  военных действий в Чечне и Афганистане, так в прошлом учебном году ребята начали собирать материал о погибших в горячих точках.

В лицее действуют 2 музея: Музей Боевой Славы, музей имени А.П.Гужвина.

Традицией лицея является Вахты памяти, посвященной Дню Победы  и ежегодно проводится  6 мая Линейка Памяти  с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

9 декабря президент России Дмитрий Медведев подписал Указ “О проведении в Российской Федерации Года российской истории” в 2012 году. Цель – привлечение внимания к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.

С этой целью в рамках декады кафедры общественных дисциплин были запланированы  мероприятия  по параллелям: 6 классы - исторический КВН «Основные этапы развития Руси»; 7 классы- Ломоносовский турнир  «Дни воинской славы России »; 8 классы – игра  «Умники и умницы» по теме «Гроза 12 года»; 9 классы – викторина «Знатоки права»; 10 -11 классы интеллектуальный марафон «Памятные даты российской истории», исторический  вечер  «Они были молодыми», посвященный  выпускникам  1941 г. не вернувшимся  с войны; предметные олимпиады и т.д.

Социально-ориентированная  проектная деятельность старших подростков направлена на создание нового, ранее не существовавшего (во всяком случае, в опыте участников) социально значимого результата. Педагогический эффект реализации данного условия состоял в том, что полученный продукт деятельности являлся средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимой, и потребностью личности, а сама деятельность выступала своего рода «нравственным мостом», связывающим социум и личность. Таким образом был создан музей имени А.П. Гужвина, была проделана работа по созданию молодежного клуба.

Одним из способов подготовки старших подростков к социальному взаимодействию была ролевая игра «Выборы президента», которая способствовала приобретению учащимися умений реализовывать роль избирателя, развитию ответственности за сделанный выбор, преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе.

 Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, – одна из важнейших в российском образовании. Её значимость обусловлена общими тенденциями современной жизни России, к которым можно отнести ускорение темпов общественного развития, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения готовности граждан к такому выбору. Поэтому важнейшей составляющей процесса модернизации образования стала организация в стране системы гражданского образования[6, с.28].

Но все же существует ряд проблем:               

  • Воспитательная работа школы носит эпизодический характер, отчётно-показательный. Отдельные мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности не оказывают серьёзного воспитательного воздействия (отсутствие системы гражданско-патриотического  воспитания).
  • Сложности с призывом молодёжи на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского  воспитания (гражданско-патриотическое воспитание – основа воспитательной работы школы).
  • Низкий ценностный потенциал  СМИ и телевидения. 
  • Недостаточное количество учебного времени, отводимого на общественные и гуманитарные  дисциплины, при гуманизации образования.
  • Недостаточное финансирование образования.
  • Несоответствие теории гражданского и патриотического воспитания с состоянием демократии в современном обществе.

Общество традиционно делегирует школе задачу формирования у подрастающего поколения жизненной позиции, идеалов и стремлений, предоставляющих ему возможность успешной адаптации в современном мире. Именно школа способна внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, включая гражданскую позицию личности, но это возможно при целенаправленной поддержке  государства  иначе, как

Сказал А.И. Солженицын: « Горе той стране, где слова «патриот» или              «демократ» считаются бранью» [7, с. 42].

В теоретическом наследии И.А. Ильина можно найти основные

детерминанты воспитания патриота России, которые могут выступать основой  содержания патриотически-ориентированного образования:

— любовь к родине как живая духовная сила;

— национальная гордость в общем творимом лоне духовной культуры;

— идея родной нации;

— доброта, геройство, честь и долг;

— язык, пробуждающий самосознание и личную память;

— одухотворение душевного естества, ведущего к общественному единению;

— духовная гармония как сила;

— чувство героического, национальной святости и доблести;

— приобщение к национальному искусству;

— освоение истории;

— самоотверженность и служение родине в армии;

— духовная почвенность и хозяйственность[3, с. 234-241].

Литература:

1.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно- популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119с.

2.Крицкая, Н. Ф. Гражданское образование как фактор личностного развития / Н. Ф. Крицкая // Субъектность в профессиональном и личностном развитии человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. В. Мухаметзяновой. – Казань: КСЮИ, 2004.  – С. 128-132

  1. Ильин И.А. Наши задачи. Волгоград, Комитет по печати,1997.

4. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского

воспитания // Педагогика. 1999. №4.                                              

5.Лихачев Д. С. Раздумья о России. - СПб.: Logos, 1999. – С. 35-38.

6.Молодцова  И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка  / И.В. Молодцова, Г.С. Саволайнен  // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. –№ 1 - С. 26-31

7.Солженицын А.И. Двести лет вместе М., Русский путь, 2001 (Исследования новейшей русской истории) ISBN 5-85887-151-8 (в 2-х тт.)

 

 

Категория: История
26.02.2015 23:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!