СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
« Чтобы любить свою Родину надо знать её историю, надо знать героев и их великие подвиги. Эти знания- необходимое условие преемственности, духовной связи поколений, воспитания патриота и гражданина».
Д.С.Лихачёв
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм –одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения [2, с. 129].
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашем лицее является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укарененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [1, с. 16] .
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов в рамках деятельности секции «КЛИО» школьного научного общества. Учащиеся лицея в рамках НОУ исследовали различные проблемы: «Корабль «Сторожевой». Ростки гражданского общества», «Толерантность как черта современного человека», «Десять событий XX века, которые потрясли мир» и другие.
Патриотическое воспитание в школьном научном обществе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Лицеисты принимают участие в волонтерском движении: была проделана большая поисково-исследовательская работа, в результате которой был собран краеведческий материал о наших земляках участников военных действий в Чечне и Афганистане, так в прошлом учебном году ребята начали собирать материал о погибших в горячих точках.
В лицее действуют 2 музея: Музей Боевой Славы, музей имени А.П.Гужвина.
Традицией лицея является Вахты памяти, посвященной Дню Победы и ежегодно проводится 6 мая Линейка Памяти с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
9 декабря президент России Дмитрий Медведев подписал Указ “О проведении в Российской Федерации Года российской истории” в 2012 году. Цель – привлечение внимания к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.
С этой целью в рамках декады кафедры общественных дисциплин были запланированы мероприятия по параллелям: 6 классы - исторический КВН «Основные этапы развития Руси»; 7 классы- Ломоносовский турнир «Дни воинской славы России »; 8 классы – игра «Умники и умницы» по теме «Гроза 12 года»; 9 классы – викторина «Знатоки права»; 10 -11 классы интеллектуальный марафон «Памятные даты российской истории», исторический вечер «Они были молодыми», посвященный выпускникам 1941 г. не вернувшимся с войны; предметные олимпиады и т.д.
Социально-ориентированная проектная деятельность старших подростков направлена на создание нового, ранее не существовавшего (во всяком случае, в опыте участников) социально значимого результата. Педагогический эффект реализации данного условия состоял в том, что полученный продукт деятельности являлся средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимой, и потребностью личности, а сама деятельность выступала своего рода «нравственным мостом», связывающим социум и личность. Таким образом был создан музей имени А.П. Гужвина, была проделана работа по созданию молодежного клуба.
Одним из способов подготовки старших подростков к социальному взаимодействию была ролевая игра «Выборы президента», которая способствовала приобретению учащимися умений реализовывать роль избирателя, развитию ответственности за сделанный выбор, преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, – одна из важнейших в российском образовании. Её значимость обусловлена общими тенденциями современной жизни России, к которым можно отнести ускорение темпов общественного развития, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения готовности граждан к такому выбору. Поэтому важнейшей составляющей процесса модернизации образования стала организация в стране системы гражданского образования[6, с.28].
Но все же существует ряд проблем:
Общество традиционно делегирует школе задачу формирования у подрастающего поколения жизненной позиции, идеалов и стремлений, предоставляющих ему возможность успешной адаптации в современном мире. Именно школа способна внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, включая гражданскую позицию личности, но это возможно при целенаправленной поддержке государства иначе, как
Сказал А.И. Солженицын: « Горе той стране, где слова «патриот» или «демократ» считаются бранью» [7, с. 42].
В теоретическом наследии И.А. Ильина можно найти основные
детерминанты воспитания патриота России, которые могут выступать основой содержания патриотически-ориентированного образования:
— любовь к родине как живая духовная сила;
— национальная гордость в общем творимом лоне духовной культуры;
— идея родной нации;
— доброта, геройство, честь и долг;
— язык, пробуждающий самосознание и личную память;
— одухотворение душевного естества, ведущего к общественному единению;
— духовная гармония как сила;
— чувство героического, национальной святости и доблести;
— приобщение к национальному искусству;
— освоение истории;
— самоотверженность и служение родине в армии;
— духовная почвенность и хозяйственность[3, с. 234-241].
Литература:
1.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно- популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119с.
2.Крицкая, Н. Ф. Гражданское образование как фактор личностного развития / Н. Ф. Крицкая // Субъектность в профессиональном и личностном развитии человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. В. Мухаметзяновой. – Казань: КСЮИ, 2004. – С. 128-132
4. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского
воспитания // Педагогика. 1999. №4.
5.Лихачев Д. С. Раздумья о России. - СПб.: Logos, 1999. – С. 35-38.
6.Молодцова И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка / И.В. Молодцова, Г.С. Саволайнен // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. –№ 1 - С. 26-31
7.Солженицын А.И. Двести лет вместе М., Русский путь, 2001 (Исследования новейшей русской истории) ISBN 5-85887-151-8 (в 2-х тт.)
© 2015, Зотова Анна Валерьевна 1067