© 2014, Горячева Ирина Анатольевна 299
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Санкт-Петербург
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.
Самое важное качество учителя – способность чувствовать духовный мир ребят. Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть педагогом. В воспитании нет разрозненных вещей, действующих на человека изолирование. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик. Педагогическая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребёнок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. «Уважайте детское незнание», - говорил Я. Корчак.
Два мира есть у человека: один, который нас творил,
Другой, который мы до века творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий
I. Актуальность и полезность инновации, ее целесообразность
Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социальной и экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.
Модернизация системы образования в России на пороге XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:
воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т. Лихачев);
воспитание как управление процессом социализации личности (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн);
воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).
Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управлением развития личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются практике образования.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Эти процессы направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.
В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная система образовательного учреждения , которое становится своеобразным культурным центром духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Таким центром в Санкт-Петербурге стал, действующий на базе ГБОУ школа №320 Приморского района, волонтерский отряд «Доброе сердце».
II. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области инновации.
В ГБОУ школе№320 Приморского района Санкт-Петербурга с 2014 года организован волонтерский отряд «Доброе сердце», девиз которого – «Сделаем мир добрее!»
© 2014, Горячева Ирина Анатольевна 299