© 2017 2190
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приверженность к прочным классическим традициям уберегла поэзию И. А. Бунина от модных болезней начала XX в. (различных поэтических экспериментов в новых литературных направлениях). В своих стихах поэт воскресил, говоря словами Пушкина, «прелесть нагой простоты». В них нет брюсовских фантастических миров, нет дыхания городской улицы, которое привнёс в поэзию Маяковский, нет «брабантских кружев» Гумилёва. А есть, например, «Донник», над которым поэт работал несколько лет (1903–1906):
Брат, в запылённых сапогах,
Швырнул ко мне на подоконник
Цветок, растущий на парах,
Цветок засухи – жёлтый донник.
Я встал от книг и в степь пошёл.
Ну да, всё поле – золотое,
И отовсюду точки пчёл
Плывут в сухом вечернем зное.
Толчётся сеткой мошкара,
Шафранный свет над полем реет –
И, значит, завтра вновь жара
И вновь сухмень. А хлеб уж зреет.
Да, зреет и грозит нуждой,
Быть может, голодом. И всё же
Мне этот донник золотой
На миг всего, всего дороже!
Последняя строфа анализируемого стихотворения не могла быть написана ранее 1906 года. Причину столь долгой работы над произведением (три года) можно попытаться объяснить фактами из биографии И. А. Бунина. Он был путешественником, изъездил полмира. В те годы у него не было «своего угла». Этот период жизни поэта шутливо называют «в номерах» (в номерах гостиниц, а если не в гостиницах – так у друзей). Частая смена обстановки, возможно, мешала закончить стихотворение. Нельзя забывать и о революционных потрясениях 1905 года, и о русско-японской войне. Не исключено, что именно эти драматические события заставили автора прервать работу над целым циклом стихотворений.
Некоторые критики считали, что в пейзажной лирике Бунина отсутствует авторская позиция, что поэт ограничивается лишь отстранённой наблюдательностью. Возможно, на формирование такой позиции повлияли строгость бунинского стиха и некоторая его прозаизация. Попытаемся доказать обратное.
У Бунина образ родины, России, русской природы складывается исподволь, незаметно. Чтобы понять внутренний смысл стихотворения, нужно вглядеться в текст, «включить» воображение, представляя картину природы (пейзаж), поразмышлять о том, что же поэт хотел сказать этими строками, задуматься над истинными значениями слов. В стихотворении отразились впечатления автора от родной Орловщины и всей среднерусской полосы.
В контексте творчества И. А. Бунина стихотворению «Донник» отводится особое место. Это прежде всего стихотворение-воспоминание, что подтверждается фактами биографии поэта: «Старший брат Ивана Алексеевича, Юлий, целых три года готовил его к сдаче экзаменов за весь курс гимназии, но Иван, убоявшись непостижимой математики, так и не пошёл на экзамен». Позже сам писатель будет вспоминать: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано» (см. в кн.: Бунин И. Стихотворения. – М., 1981). Бунин готовился к поступлению в университет три года. Летом между занятиями иногда уходил в поля; и брат, о котором упоминается в первой строфе стихотворения, – это Юлий.
В «Доннике» Бунин сумел отразить красоту и силу природы, отождествляя её – в последних строках – с судьбой.
Обратимся к заглавию. В зрелый период творчества И. А. Бунина (сюда относится и это произведение) многие стихотворения имеют заглавия (ср. «Мороз», «Пахарь», «Кольцо», «Сказка» и мн. др.), в отличие от ранних стихов. Стремление дать название, точно отражающее смысл стихотворения, – одна из черт творческой манеры поэта. Автор не предоставляет такой возможности читателю: без заглавия есть опасность неправильного понимания смысла произведения. Донник – это цветок, это природа. Природа живая, могучая, как судьба, рок. Хотя последняя строфа весьма философична, но всё-таки частично Бунин уходит и от философии природы, предпочитая, пусть и «на миг», её красоту.
Первая строфа стихотворения звучит весьма прозаично:
Брат, в запылённых сапогах,
Шнырнул ко мне на подоконник
Цветок, растущий на парах,
Цветок засухи – жёлтый донник.
Здесь лишь один образ – цветок, жёлтый донник.
Лексика в структуре стихотворения Бунина играет очень важную роль. Она скупо, но рельефно рисует и чисто внешний мир, и мир эмоций. Поэт не боится прозаизмов, чуждых высокому поэтическому стилю, приземлённых описаний. Первая строфа – это как бы своеобразная «новелла в стихах». В ней есть слова, более характерные для прозы: шнырнул, подоконник, на парах, да и сам донник здесь всего-навсего цветок и не более.
Но далее видим эпитет поле золотое, и после этого впечатление прозаизации пропадает: автор описывает картину летнего вечера. Образ присутствует почти в каждом предложении: точки пчёл плывут в сухом вечернем зное; Толчётся сеткой мошкара; Шафранный свет над полем реет – метафоры. Особенно интересна метафора шафранный. Она придаёт изображению света необычность, даже экзотичность. Слово шафран пришло к нам с востока, и автор сравнивает этот вечер и природу средней полосы России с восточной экзотической природой, поэтому солнечный свет не желто-оранжевый, а шафранный.
Слово в этом стихотворении передаёт цвет, форму, тепло и даже запахи. Автор хочет, чтобы читатель вместе с ним увидел картину вечера, прочувствовал её, понял.
Необычен и звуковой состав стихотворения. Звуки [с], [з], [ж], [х], [ф] создают картину знойного вечера, помогают именно почувствовать, а не только понять лексическое значение слов засуха, жара, сухом, зной, шафранный, сухмень. Пять названных звуков составляют примерно 11% от всего количества звуков стихотворения. Это довольно много, и они выполняют свою функцию воссоздания полноценной картины, даже если находятся в других словах, например: золотое, степь, грозит.
Лексика стихотворения очень интересна, даже, на первый взгляд, парадоксальна: стихотворение относится к пейзажной лирике, а прилагательных, характерных для этого жанра, даже меньше, чем глаголов. Однако автору нужна точность, а она достигается именно благодаря существительным и глагольным формам. Особенно это заметно в первой строфе, где употребляются причастия запылённых и растущий, показывающие признак и процесс (брат сапоги именно запылил, блуждая по степи, а донник рос, растёт и будет расти на полях; этот смысл трудно передать без динамичных форм причастий).
Во второй строфе рядом с глаголами высокого поэтического стиля употребляются глаголы, свойственные прозаической и даже разговорной речи, например, наряду со словом плывут встречаются формы встал и пошёл. В третьей, кульминационной, строфе стихотворения наряду с разговорным толчётся употреблено слово высокого стиля, которое может быть свойственно одической речи: реет. Это свидетельствует о строгости и точности поэзии И. А. Бунина, о его умении создавать гармонию в художественном изображении пейзажа. Именно изображении, а не описании. В палитре художника-живописца есть краски яркие, колоритные и есть краски более скромные. Так и в стихотворении Бунина использованы слова разных стилей, но вместе они создают неповторимую картину знойного летнего вечера. Здесь не просто слова разных стилей, а как будто строки разных поэтических произведений: строка Толчётся сеткой мошкара свойственна лирическому стихотворению, а строка Шафранный свет над полем реет украсила бы одическую строфу.
Активность глаголов в стихотворении говорит о том, что поэт как бы наделяет природу способностью к самовыражению. Особенно показательны глагольные формы, отнесённые по смыслу к одному подлежащему, но выражающие добавочное действие: Я встал от книг и в степь пошёл; Да, зреет и грозит нуждой. В последнем случае подчёркивается могущество природы, напоминается о её судьбоносном характере – такова позиция автора.
В последней строке третьей строфы можно «увидеть» хлебное поле и даже порадоваться, что оно зреет. Однако далее, не прибегая к развёрнутому обороту, поэт заставляет читателя задуматься, сделать паузу – с помощью частицы да. До этого автор описывал картину природы, но и теперь, когда природа «грозит» бедой, он не забывает о её величии. Здесь уже появляются философские ноты, что подчёркивает характер природы. Этому помогают и паузы: первая – после утвердительной частицы да, вторая обозначается многоточием. Не будь этих пауз, автору, возможно, понадобилась бы ещё строфа. Последние четыре строки – пример того, как могут быть выразительны частицы и паузы в стихотворном тексте.
Стихотворение «Донник» опровергает мнение критиков о том, что автор – всего лишь холодный наблюдатель. Здесь авторская позиция выражена на глубинном уровне.
Стихотворение требует анализа, достойного лиро-эпической поэзии. Его можно читать многократно и каждый раз находить что-то новое, хотя в нём всего четыре строфы. Это как «роман в капле росы».
Источник: Коростылёв В. А. И. А. Бунин. «Донник» // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 1. – С. 16–18.
*
См.:
Карта сайта
Бунин И. А.
© 2017 2190