СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я лиру посвятил народу своему" - интегрированный урок по творчеству Н.А. Некрасова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовили: Калашникова В.Н. - учитель русского языка и литературы, Колесникова С.В. - учитель музыки, Якушева Л.И. - учитель изобразительного искусства

«Я лиру посвятил народу своему…»

Цель урока: развитие нравственно – эстетических представлений учащихся, воспитание у учащихся чувства сопереживания к судьбе народа, человеку.

Задачи урока:

Обучающие: научить школьников делать обобщения по микротемам; составлять монологические ответы; работать с терминами; выразительно читать стихотворение, показать необыкновенную музыкальность произведений Некрасова, учить анализировать разные виды искусства, находить в них общее.

Развивающие: развивать у школьников навыки анализа лирического произведения; сопоставлять репродукции картин и художественное произведение, развивать художественный вкус.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости к русской женщине, к ее трудной доле.

Здоровьесберегающие: создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

Оборудование: портрет поэта Н.А.Некрасова, репродукция картины И.И.Репина «Бурлаки на Волге», «Женщина в кокошнике», репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», ком­пьютерная презентация о Некрасове.

Запись песен «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Эх, ухнем»…

Тип урока: урок обобщения

Форма: интегрированный урок (литература, музыка, изобразительное искусство).

Предварительное домашнее задание.

1. Перечитать стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге», отрывок из поэмы «Мороз Красный Нос», «В полном разгаре страда деревенская. »

2. Выучить песни, на стихи Н.А.Некрасова. ( «Эх, ухнем»…, «Коробейники» )

Ход урока.

I. Организационный момент. Слово учителя литературы

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Итак, мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа.

II. Постановка цели. Слушание песни «Что ты жадно глядишь на дорогу»

- Песню на стихи какого поэта вы сейчас прослушали?

Сегодня на уроке мы вместе с учителями музыки и изобразительного искусства поведем разговор о творчестве замечательного русского поэта Н.А.Некрасова. (Слайд 1)

- Обратите внимание на тему урока. (Записана на доске). Как она называется?

Кому посвящает Некрасов свое творчество?

(Некрасова справедливо называли певцом русского народа, его тяжелой доли ).(Слайд 2)

III. Работа со словарем. Слово учителя музыки

- Как вы понимаете значение слова лира? (Близкое к значению муза).

- Обратимся к толковому словарю и узнаем, что обозначает это слово?

Читаем:

Лира – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, ставший символом поэтического творчества, поэзии. (Слайд 3)

- На уроке мы рассмотрим, что же волновало поэта в жизни народа, почему его называют певцом русского народа, его тяжелой доли.

IV. Просмотр ком­пьютерной презентации о Некрасове. (Слайды 4 – 10)

Слово учителя литературы

Проверка тезисных планов статьи учебника, посвященной Н. А. Некрасову.

V.Повторение изученного материала.

Обратимся к лирике Некрасова. Рассмотрим стихотворение «На Волге».

Стихотворение «На Волге» было написано по воспоминаниям детства. Еще маленьким мальчиком Некрасов убегал на любимую реку. И каждый раз, приезжая на родину, он испытывает двойственное чувство: радость от встречи с родным краем, с красавицей Волгой и в то же время поэт испытывал душевную тревогу, горесть.

- Подтвердите текстом, что автор испытывает двойственные чувства при встрече с родным краем. Попытайтесь объяснить почему.

О, Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет… (Картина пробуждает радостные

чувства).

- Что изменилось при встрече с бурлаками?

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик

И сердце дрогнуло во мне…

(Учащиеся анализируют разговор бурлаков, их внешность, взгляд и отношение к ним лирического героя).

- Как вы думаете, на каком литературном приеме построено стихотворение?

(Стихотворение построено на антитезе, т.е сравнение.)

- Найдите примеры антитезы и докажите свою точку зрения.

- Подведите итог. Как называет поэт реку после встречи с бурлаками? Какие чувства он испытывает, когда услышал песню бурлаков?

(Рекою «рабства и тоски»).

VI. Проблемный сопоставительный анализ произведений. Осмысление названий произведений.

- Мы с вами постараемся эмоционально приблизиться к чувствам поэта, прослушав песню бурлаков в исполнении Фёдора Шаляпина.

VII. Слово учителя музыки

- Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню?

- А теперь передайте эти чувства в своём исполнении, чтобы была слышна и боль, и вся тяжесть труда бурлаков.

VIII. Дети исполняют песню «Эх, ухнем».

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них и радость и горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне -

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.

Англичанин в упред, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь -

Так затянет родную «дубину»:

Эх, дубинушка, ухнем,

Эх, зеленая, сама пойдет.

Потянем, потянем, да ухнем.

IX. Беседа по вопросам. Слово учителя музыки.

- А кто такие бурлаки?

- Обратимся к словарю В.И.Даля.

Бурлак – это крестьянин, идущий в чужбину на заработки, особенно на речные суда с лямками для подъема судов бечевою.

- Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?

(Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом люди).

- Изначально эту песню исполняли не бурлаки, а дровосеки. Как вы думаете, почему именно эту песню поют бурлаки? Что она отражает?

(По своей интонации песня очень мерная, она помогает всем вместе, разом тянуть баржу. В то же время песня начинается тихо, постепенно становится все громче и громче, к концу исполнения становится снова тихой. Создается впечатление, что мы видим идущих нам навстречу людей, но которые постепенно от нас удаляются).

Слово учителя литературы.

- Увидев такую безрадостную, душераздирающую картину поэт воскликнул:

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Все ту же песню ты поешь,

Все ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лица

Все та ж покорность без конца…

- Сделайте вывод. Что изменилось за много лет в жизни бурлаков?

(Ничего).

- Прочитайте выразительно две последние строфы стихотворения и подумайте: что печалит и возмущает поэта? Какой смысл он вкладывает в строки:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

В изображении судеб деревенских тружеников, просматривается судьба целого народа. Некрасов хотел привлечь внимание читателей к тяжелому положению народа, заставить почувствовать сострадание, жалости, заставить общество предпринять усилия для изменения жизни народа.

Х. Сопоставительный анализ картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Слово учителя изобразительного искусства. (Слайды 11 и 12))

Не только Некрасов изображал в своих произведениях тяжелую судьбу народа. Примерно в то же время в России жил другой человек, художник Илья Репин, который во время прогулки по Неве увидел изнеможенных, оборванных людей, впряженных в барку. Ему пришла мысль о создании картины. Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь и создает картину «Бурлаки на волге». Известно, что Илья Репин не знал стихотворения Некрасова, когда писал картину. И тем не менее, совсем по-некрасовски выглядят герои.

Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости. Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером. Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос. Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность… Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс. В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на картине? Какими видит художник бурлаков?

(Одиннадцать человек, запряженных в лямки, шагают по песку. Впереди могучий, с натруженными руками человек. Рядом с ним взлохмаченный бородатый боец. Он напрягается, тянет лямку и создается впечатление, что он увлекает всех за собой. Утирая пот со лба, плетется больной бурлак; видно, что ему недолго осталось тянуть лямку.)

- Что общего между стихотворением Некрасова и картиной Репина?

(Видна тяжелая изнуряющая работа, но зрителя восхищает мощь, несокрушимость, богатырская сила русского человека.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ХI. Изучение нового материала. Слово учителя литературы

Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская.».

- Н.А.Некрасов изображал не только тяжелую долю бурлаков, крестьян, но и тяжелую долю русской женщины

1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда дере­венская.».

2. Выявление первоначальных впечатлений.

Слово учителя изобразительного искусства

- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку? Проведём небольшую

экскурсию по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Послушаем рассказ о А.Г.Венецианове. (Слайды 13 – 15)

ХII. Рассказ ученика о художнике.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основопо­ложников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20—30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с iсмой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А.Г. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами нолей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

ХIII. Работа над стихотворением «В полном разгаре страда деревенская.». Слово учителя литературы.

- Когда написано стихотворение? Какое знаменательное историческое событие произошло к этому времени?

(Стихотворение датировано 1862—1863 гг. В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на от­мену крепостного права.)

Слово учителя. (Слайд 16)

- Тема материнства, тяжелой женской доли звучит в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Мать», в поэме «Мороз, Красный нос».

Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревен­ская.» рассказывает о трудной доле русской женщины-матери. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения?

- Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?

Лексическая работа

- Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание?

Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ», ударение на последнем, ключевом слове мать передают предельный накал чувства.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

- Най­дите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течет градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов нещадно, жалит, щекочет, жужжит. Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

- Как называется это языковое средство? ( Звукопись)

Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжелую» до слов «Надо ребенка качать!».

- Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках?»

- Как проявляется авторская позиция в них?

Лексическая работа.

Просторечные слова баба, косуля, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ноженька, полосынька, косыньки делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском пополам?.».

Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция? Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово мать, говорящее о максимальном обобщении. А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам с солеными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!.»), уменьшительно-ласкатель­ные суффиксы и просторечные слова и формы (долюшка, косуля, ноженька, полосынька, растрепалися, косыньки) роднят стихотворение Н.А. Не­красова с произведениями устного народного творчества.

- Найдите в тексте роль риторических фигуры. Какова их роль?

Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, от­крывающее пространство для размышлений.

- Определите стихотворный размер стихотворения. (Трехсложный, дактиль).

- Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения?

- О чем говорит горько-ироничная и одновременно со­чувственная интонация стихотворения?

- Стихотворение «В полном разгаре.» написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива.

ХIV. Слово учителя музыки. О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.

Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше - ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др.

Впрочем, романс - не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни, причем на эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений.

В его стихах слышны интонации протяжных песен:

В полном разгаре страда деревенская… Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать (“В полном разгаре страда деревенская…”);

колыбельных:

Спи, покуда красть не можешь! Баюшки-баю (“Колыбельная песня”);

плачей-причетов:

Кто, как доносится новая шубушка, Зайчиков новых набьет? Умер, Касьяновна, умер, голубушка, - Даром ружье пропадет! (“В деревне”);

отголоски свадебных обрядовых песен:

Выди навстречу проворно – Пава-невеста, соколик-жених! - Сыпь на них хлебные зерна, Хмелем осыпь молодых! (“Мороз, Красный нос”);

ритмы плясовых:

Долго не сдавалась Любушка-соседка, Наконец шепнула: “есть в саду беседка, Как темнее станет – понимаешь ты?.” Ждал я, исстрадался, ночки-темноты! (“Буря”).

Романсы Н. Некрасова даже романсами не назовешь. Широкие, как степь, заунывные, как тяжелая крестьянская доля, и разгульные, как грубоватый и пьяный деревенский праздник. “Что так жадно глядишь на дорогу.”, “Ой, полна, полна моя коробушка.” “Коробушка” — как необычно ласково, чисто по-некрасовски.

С радостным же ощущением, с упоением жизнью связаны звуки природы. Она сопереживает герою, несет успокоение.

Некрасов поет о своем родном уголке на земле России. Через все творчество проходит образ Родины и природы родного края.

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует то, что многие его стихи стали песнями и романсами.

ХV. Дети исполняют песню на стихи Некрасова «Коробушка» (Слайды 17-18)

Ой, полна, полна коробушка,

Есть и ситцы и парча.

Пожалей, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча!

Выйди, выйди в рожь высокую!

Там до ночки погожу,

А завижу черноокую -

Все товары разложу.

Цены сам платил немалые,

Не торгуйся, не скупись:

Подставляй-ка губы алые,

Ближе к милому садись!."

Вот и пала ночь туманная,

Ждет удалый молодец,

Чу, идет - пришла желанная,

Продает товар купец.

Катя бережно торгуется

Все боится передать.

Парень с девицей целуется,

Просит цену набавлять.

Знает только ночь глубокая,

Как поладили они.

Распрямись ты, рожь высокая,

Тайну свято сохрани!

ХVI. Поэма «Мороз, Красный нос». Слово учителя литературы. (Слайд 19)

Чтение лирического отступления учителем.

- Мы познакомились с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос» (1863-1864). Главной героиней поэмы является Дарья, но в лирическом отступлении нет имен. О ком пишет поэт? (О всех русских женщинах). (Слайд 20)

- Выразительно прочитайте строки, где показана красота русской женщины. В чем она проявляется? Какое чувство передает автор?

(Поэт передает в строках чувство восхищения, гордости).

- Что для русской женщины является мерилом человеческой ценности, залогом семейного благополучия? Приведите примеры. (Труд).

Сама поэма не столь радостна. Показана судьба крестьянской семьи: от трагического рока гибнет семья: сначала Прокл, потом его жена Дарья. Размышляя о женской доле, автор напишет:

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

И все мы согласны, что тип измельчал

Красивой и мощной славянки.

ХVII. Рефлексия Подведение итогов.

Подведите итоги урока. Сделайте вывод. (Слайд 21)

Изображая судьбы отдельных героев, просматривается судьба целого народа. Некрасов хотел привлечь внимание читателей к тяжелому положению народа, заставить прочувствовать сострадание, заставить общество изменить жизнь народа. По мнению Некрасова народ сам должен изменить свой взгляд на жизнь.

ХVIII. Домашнее задание. (Слайд 22)

Выучить стихотворение Н.А.Некрасова «В полном разгаре.».

Найти слова песни «Что ты жадно глядишь на дорогу».

Подобрать иллюстрации к поэме «Мороз, Красный нос».

Категория: Литература
27.09.2015 22:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!