СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я – счастливый учитель словесности!
Мне несказанно повезло в жизни. Повезло в том, что много-много лет назад мой отец, узнав, что я подала документы на факультет журналистики, спросил меня как бы между прочим: «Ты много знаешь известных женщин-журналистов? Тебе всю жизнь хочется писать о чужих успехах и не иметь своих?» Тогда этот вопрос и мой ступор, продлившийся неделю, заставил меня забрать документы из госуниверситета, где я успешно сдала три экзамена из четырех, и подать их в пединститут на филологический.
Повезло мне и в том, что учительствую я в своем родном городе, где сама закончила школу, где выросли мои дети, живут мои родители, где всё пропитано духом таёжной романтики и особой духовной культуры.
Но, пожалуй, главное моё везение состоит в том, что мне посчастливилось преподавать словесность у очень талантливых ребят, многие из которых сами стали преподавателями языка и литературы, но уже не школе, как я, а в ведущих вузах страны, имеют ученые степени (Никитенко Валентина Владимировна, Красноярский госуниверситет; Клёцкина Ольга Михайловна, Иркутский госуниверситет и др.). От радости выпрыгивает сердце, когда получаю от них приветы и письма с их семейными фотографиями, книги с их печатными работами и исследованиями. Читаю их, восхищаюсь и не могу отогнать сверлящий мозг афоризм «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться»!
Среди моих бывших учеников очень много одаренных. Практически все. Есть талантливые экономисты, юристы, программисты, управленцы, музыканты, хореографы, шоферы, рабочие. Практически все они - мамы и папы, заботливые и любящие, а те, которые живут в нашем городе, приводят своих детей учиться в нашу школу. Это ли не счастье!?
Но особые «затеси» на учительском сердце словесника оставляют те, которые наделены даром художественного слова. Какие же они разные! У таких ребят обостренное чувство ощущения гармонии/дисгармонии себя с миром, они воспринимают любое слово или взгляд по-особому, читают твои мысли по-своему. Они ершисты и независимы внешне, но ранимы и чувственны внутри. Они ждут твоей реакции на свои стихи и рассказы как первой соломинки, которая удержит их в водовороте реки под названием «творчество». И вот тут, учитель, держись!
Помню девочку Таню К. Медалистка, отличница, писала хорошие, но грустные стихи, в классе практически ни с кем не дружила. Каждый день ждала меня после уроков, чтобы вместе идти домой (хотя жила в другой стороне). По дороге рассказывала свои новости про семью, про школьный день, а потом неожиданно, в лоб, задавала такие вопросы, от которых у меня всё съёживалось внутри: зачем жить? есть ли жизнь после земной жизни? каково значение её любимого – фиолетового – цвета? Бродя с ней по городу, я подолгу разговаривала с ней о её будущем, выбирали с ней профессию, которая была бы ей по душе, обсуждали разные женские радости... Иногда она оттаивала, улыбалась, прижимаясь к моему рукаву, а иногда ... резко обрывала разговор и убегала. Я в этот день не могла уснуть ночами и вспоминала её последние слова, её последнее сочинение-эссе, например по роману Е. Замятина «Мы», «Я в хрустальном дворце», которое помню практически дословно: «Я даже слышу тишину. Она мягким, для других неслышным звоном обволакивает меня. Прозрачные тени заморожены ею, как инеем. Я вижу бледный свет луны. Он прохладным ручьем струится сквозь меня. И Хрусталь, Вечный Хрусталь, своими острыми блестками впивается в душу, распинает её на бесконечном Кресте Пустоты. Холод. Безмолвный, пугающий, очаровывающий, он больно бьет по глазам. Движения здесь излишни, только – полет. Устремление ввысь. Впереди тьма. Ничего не хочется. Всё вокруг равнодушно и пусто. Сердце остановилось и слилось с островерхой хрустальной колонной. Больно! Странно: слёзы тоже хрустальны, но горячи; их поглотил, растворив в себе, невесомый, прозрачный пол. Усталость, души нет, бесконечная хрустальность ставит на колени. Колет с размаху в глаз… в хрусталик глаза. Я уже слышу тишину. Она во мне. Уже не страшно и не больно, просто хорошо и пусто… Кругом Вечность».
Не все поймут моё напряжение и порой отчаяние от того, что я бессильна. Но проходила зима, прогулки наши стали продолжительнее, Танюша – спокойнее, мягче. Даже мама это заметила. Таня из школы стала чаще уходить с младшим братом. А вскоре принесла мне уже не декадентские стихи, а небольшой этюд с таким живым заглавием «А я иду, шагаю...». Прочитав его дома, я поняла, что самое страшное – позади. Я его сохранила. Прочтите и сами все поймете.
«Признайтесь, вам тоже всё надоело. Как и мне. Дом, школа, улица… Но особенно надоела зима. Она в этом году какая-то затяжная и невыразительная. В смысле впечатлений. Где всё оно: «солнце», «ручьи», «любовь»? Говорят, всему своё время. Время-а-а! Ау! МОЁ время, где ты?
Может, я просто нетерпеливая? Да, скорее всего. Зато я наблюдательная и, говорят, чуткая. И ещё: не люблю банальностей. К примеру, «отмечать очередные годовщины»? Кому надо - тот сам помнит. И неважно, как это выражается внешне. Или культивируется повсеместно проведение каких-либо «акций», приуроченных к тем самым «годовщинам» или событиям, придуманным «в связи» или «по поводу»… Грустно мне бывать на них, и время как бы останавливается. И тогда я ухожу. Спросите, куда?
А вот представьте себе, вроде не сентиментальный я человек, а нравится бродить по улицам… Причём одной и летними вечерами. Бывает, скажу я вам, состояние никудышнее, как в очередном моём опусе:
…Отбивая дробь по крыше,
Дождик громче всё рыдает.
Может, это кто-то свыше
В одиночестве страдает?
Может, это ангел светлый
Смыть пытается грехи?
Может, это кто заветный
Нашептал душе стихи?…
И почему-то хочется смотреть не на «прямые и широкие проспекты города», не на «огромные дома, похожие на корабли, бороздящие зелёный таёжный океан», а на людей.
Точнее, на выражение их лиц. Помните, насчёт «зеркала души»?
…Вот пацан – года четыре. Ждёт, кажется, кого-то, а может, что-то. Нетерпеливый, чумазый, а в глазах – вопрос, какой-то безумно требовательный. Что ему сказать?..
…Подхожу к перекрёстку. Светофоры давно уже только жёлтым глазом мигают. Машин почти нет. У бордюра на старой коробке из-под майонеза сидит бабка, у её ног чёрная, почти породистая дворняжка заученными движениями грызёт лыжную палку (бабкин посох, наверное). Предлагаю старухе помощь (думаю, коробка с семечками какими-нибудь). А что, делать-то нечего. А она мне: « Ступай, детка, ступай…» - и мимо, почти сквозь меня смотрит. Глаза у неё прозрачные, как будто ничего не выражающие. Или – всё сразу. Она продолжает сидеть, и меня ноги почему-то не несут дальше. Присела я рядом, пёсика погладила (он тоже какой-то странный). Короче, хорошо втроём посидели, донником с соседнего газона подышали, как будто молча поговорили…
Иду дальше. Встречаются люди: одинокие и парочки, грустные и весёлые, озабоченные и счастливые, медленно бредущие и торопливые. Бросят взгляд в мою сторону – и дальше, и стороной. …Ну, хоть кто-нибудь, остановитесь!.. Нет?…Ну и ладно.
Просто Идущий»
Вот так-то мы выбирались из дебрей депрессий и метафизических иллюзий. Сейчас у неё всё хорошо – квалифицированный юрист, окончивший академию с красным дипломом, успешно работающий в администрации нашего города. Разве это не счастье для меня!?
Та мастерская по роману Е. Замятина «Мы» «Я в хрустальном дворце» тогда надолго выбила меня из колеи. Работы, написанные ребятами, показали не только уровень понимания проблем и образов романа, но и их собственное понимание нашей современной жизни. Ведь нам, взрослым, кажется, что они еще несмышленыши и метафоричные вещи типа замятинского романа доступны им на самом поверхностном уровне. Ан нет, учитель, прочитай, что мы думаем по этому поводу!
Максим Б.: «Что вы хотите услышать от меня? Обсуждение подобной темы может обернуться фарсом, а может стать настолько интимным…- тем, что нельзя вынести не только на широкую публику, но и тем, что сложно поведать даже самому близкому человеку. Вы хотите услышать мои мысли? Желаете вывернуть мою душу? Ничего не выйдет! Я не желаю думать для кого-то. «Глупо и несвоевременно!» – скажете вы. Пусть будет так!
Хотя, впрочем… «Тому не надо далеко ходить, у кого Черт за плечами» (Гоголь «Ночь перед Рождеством»). Можно красиво рассуждать о том, что думал Замятин и что он предсказывал. Так легче, чем, оглянувшись на мир вокруг, понять, что эта антиутопия уже вокруг нас и правит людьми железной рукой…»
Сергей П.: «Я в хрустальном дворце. Хрустальный дворец – как красив он! Монолитность создания, предельная ясность формы и чистота в облике, ничего лишнего, ненужного, словно замершая слеза. Не это ли суть главного устремления творца?
А кто он – человек? Так много тщеславия во всем этом – обыграть Природу, её же свойством, материей воздвигнуть памятник собственному превосходству?!
И снова: Мы – Победители!
Но вот только не ясно, кого же мы превзошли?
«Природу! Природу! природу – ду – ду – дураки – Мы».
Ведь это она, ПРИРОДА, абстракция, непонятое понятие, она вне поля нашего осознания и в то же время в НАС и в КАЖДОМ…
А что тогда нам? А нам остается довольствоваться только бессмысленным танцем на зеркальном полу нашего хрустального дворца. И мы танцуем в миллионном отражении, танцуем под аритмичную музыку оркестра под названием «жизнь»…
Философы – и всё тут! Нестандартны и талантливы!
Это я о тех, кто закончил школу. А что же сегодня? Может, иссякла живительная влага, питающая таланты? Ведь - «о времена! о нравы!...»? Нет, по классам и коридорам нашей школы по-прежнему ходят «юноши бледные со взорами горящими», девушки, мечтающие о том, что их «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И кому, как не мне, считать себя счастливой, что Господь позволил мне быть рядом с ними в то время, когда они взрослели, мечтали, рыдали, влюблялись и разочаровывались. А потом несли мне листочки в клеточку, на которых были их первые (...вторые, десятые...) поэтические строчки, и из-за угла подглядывали за моей реакцией, когда я, склоняясь над ними, надев свои старушечьи очки в роговой оправе, читала их и – не поверите! – смахивала слёзы. И это слёзы не старенькой плаксивой учительницы, нет! Мне за них не стыдно! Вы только прочтите:
Жизнь... Цветная кинолента,
Череда событий, где
Сохраняются моменты
В папке памяти моей.
Где-то краски не хватило –
иль задумал режиссер
Черно-белые мотивы
В разных кадрах на подбор...
Где-то порвана немножко,
Где-то кадры стерты... Но
Продолжается дорожка -
Жизни нашей полотно.
И не знаешь - не гадаешь,
Где у ленты той конец.
Ты всего лишь роль играешь:
Тень ты, царь или творец.
Кто ты? Есть предназначенье
в этом фильме для тебя?
Что важнее: увлеченья,
Эго, дом, семья, друзья?
Сам ты жанры выбираешь
Иль сценарий уж готов?
И какой ты след оставишь
В общей ленте всех веков?
Кто он, этот неизвестный,
Но всесущий режиссёр?
Судеб выдумщик прелестных
И безумный фантазёр?
Чьи-то плёнки отбирает
В исторический архив,
Чьи-то попросту сжигает,
Тех, кто будто зря был жив...
Только вчитайтесь: философские вопросы, неизбитые образы, говорящие эпитеты – и это в 16 лет! Конечно, есть над чем поработать, но всё же, всё же...
А вот совсем зрелая вещь:
Темнота степи и даль степей...
Смутная, печальная тревога.
Сонное мерцание огней
И дорога... Дальняя дорога.
Неизвестность черной полосы,
Из-под фар бегущей в бесконечность...
И полоски ветреной слезы
Дождь на окнах оставляет нежно.
Долгая дорога в никуда...
Шепот угрожающей дремоты.
Мимо пропускаю города,
В поисках родного поворота.
Спасибо тебе, Снежана, за то, что доверяешь мне и позволяешь прикоснуться к твоей душе.
Вот в этом и есть счастье учителя словесности!
© 2015, Переляева Вера Викторовна 304