СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я выбираю школу...

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я выбираю школу…»

1) Профессия учителя уникальна тем, что в ней невозможно достичь совершенства. Это значит, что всегда есть к чему стремиться, чему учиться и чему учить. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Непрерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии. Тем и хороша профессия учителя, что он всю жизнь учится сам.

2) Сегодня к учителю часто относятся как к неудачнику. Мол, кто идёт в «педагогический»? Кто не смог поступить в более престижный вуз. Кто после идёт в школу? Кто не смог найти другую работу. Но это далеко не так. Настоящие учителя остаются в школе вовсе не от безысходности. Просто есть такое понятие — «призвание», и его ещё никто не отменял.

Есть две профессии, где самое главное - призвание. Врачи и учителя. Если непрофессиональный стоматолог больно вырвет зуб, будет неприятно, но через год забудется. Если непрофессиональный учитель сделает больно, будем помнить всю жизнь.

3) Важность и особенность профессии учителя в том, что он не имеет права на ошибку — в его руках — судьба человека.

Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело— педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то (к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант— это вина учителя. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

4) Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Для сравнения возьмем овощевода, полевода. Каков урожай — они узнают осенью, т.е. через 4-5 месяцев. Пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и т.д. Другое дело — педагог. О том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например, шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.

В этой особенности заключена и своя благоприятная сторона: учитель живет в благодарной памяти, отзывчивых душах своих бывших учеников. Картофелевод не может сказать, что его жизнь продолжается в клубнях. У людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель и не ставит перед собой такую задачу. Но это происходит само собой, независимо от сознания учителя. И неудивительно, что молодожены приглашают любимого учителя на свадебное торжество; молодая мать спешит поделиться с любимым учителем своей радостью по случаю рождения первенца. Студент-первокурсник, обучающийся вдали от родного дома, на первых же каникулах торопится к своему бывшему классному руководителю, учителю, чтобы рассказать об успехах в университете. Подобные примеры можно многократно продолжать. Во всех случаях, как и вообще в профессиональной деятельности педагога, феномен проявляется непреднамеренно и непредвзято: учитель естественно продолжается в своих учениках.

5) Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. В коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

6) Творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

7) Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.

8) Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

9) Пробудить свет доброты в учениках может лишь тот, кто сам им наполнен. И именно он лучше всех цифр и званий поможет понять — перед тобой именно тот Учитель, чье имя хочется написать с большой буквы. Учитель, который может служить подлинным примером для своих учеников и более молодых коллег.

10)Известный французский историк и политик Франсуа Гизо утверждал: «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – лишь зрители». Роль зрителя совершенно не подходит для педагога. Оптимизм – это одно из его профессиональных обязанностей.

11). Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни.

12) Вера в ученика. Как писал В. А. Сухомлинский: «Никогда нельзя спешить с окончательным и категорическим выводом: у ребенка ничего не получится, такова уж его судьба. Год, два, три года у него что-нибудь может не получаться, но придет время - получится. Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания».

Это и напутствие молодым учителям, и напоминание каждому педагогу, идущему на урок: верьте в своих учеников. Помогите им обрести веру в собственные силы.

23.04.2019 21:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!