СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Язык Пушкина» В. В. Виноградова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя и труды академика Виктора Владимировича Виноградова (1896–1969) ши­роко известны учёным и педагогам и не одно десятилетие используются в научной и учебной практике. Но в многогранном творчестве В. В. Виноградова есть работы особого свойства, темперамента и колорита: это труды, посвящённые великим де­ятелям прошлого – протопопу Аввакуму, М. В. Ломоносову, А. С. Пушкину и др. Здесь исследовательский талант учёного раскрывается, пожалуй, совсем по-но­вому: обращение к родной истории, к этапам формирования литературно-языковой традиции сводится у В. В. Виноградова в стройную систему истории стилей рус­ского литературного языка, которую до него никто в должной мере не изучал.

Знаменитая книга В. В. Виноградова «Язык Пушкина: Пушкин и история русского литературного языка» впервые вышла в 1935 г. в издательстве «Асаdemia». В то время это было единственным научным исследованием языка великого поэта, пред­принятом на таком широком историко-культурном фоне. Замысел В. В. Виноградо­ва, выходя за рамки названия книги, охватил всю многогранную палитру языков пушкинского времени: церковнославянской стихии, «русско-французского языка дво­рянского салона», французского языка и его литературной ассимиляции, книжного языка 1820–1830-х гг., национально-бытового просторечия, диалектов.

Выдвинутые идеи позволили учёному по-новому посмотреть на проблему наци­онального языка (именно с этого центрального вопроса и начинается исследова­ние), выделить основные этапы истории русского литературного языка в концеп­ции Пушкина. В. В. Виноградов не случайно предпосылает анализу языка поэта исторический экскурс: он оценивает «дело Ломоносова» и рассматривает пробле­му церковнославянского языка в системе русского литературного языка, а также говорит о разногласиях западников и славянофилов по вопросу о церковнославя­низмах.

При чтении книги создаётся объективная панорама жизни родного языка в раз­ных социальных, общественных и культурных пластах. Пушкин – центральная фи­гура для В. В. Виноградова, вокруг которой объединяется целое многоголосие имен: Державин, Жуковский, Карамзин, Загоскин, Языков, Шишков, Вяземский, Дмитри­ев, Даль. Таким образом, автор стремился показать разные точки зрения и сделать это не статично, а в движении: новая эпоха требовала и нового понимания слова, меняющего свой смысл, свою экспрессию. Поэтому семантика как проблема тек­ста также была ключевым звеном книги В. В. Виноградова.

Несколько слов стоит сказать о времени, в которое вышла монография. 1930-е гг. – период борьбы со старой традицией в науке. Методы сравнительно-историческо­го и литературного анализа, принятые на рубеже Х1Х–ХХ вв., нередко осуждались и порицались. В. В. Виноградов нашёл в себе мужество не отходить от этих принци­пов, не уподобляться примитивному социологизаторству, уйти от давления идео­логии при оценке языковых и литературно-художественных явлений прошлого. По­зиция учёного получила отражение в предисловии «От издательства», где говори­лось: «Очевидны и слабые стороны работы В. В. Виноградова. Его исходные поло­жения, методология, классификация и обобщения носят эклектический характер». Время рассудило оппонентов прошлого.

Замечательная книга академика В. В. Виноградова и сейчас остаётся важней­шим и авторитетнейшим источником по истории русского литературного языка кон­ца XVIII – начала XIX в.

Источник: Никитина О. В. «Язык Пушкина» В. В. Виноградова // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 5. – С. 4.

Категория: Русский язык
30.05.2017 13:27


© 2017 1057

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!