СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ещё раз о проблемно-диалогическом обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный социальный заказ в системе образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать: готовность к самоопределению, способность к рефлексии результатов своего труда, а также умение находить решение, выход из различных жизненных ситуаций. Для этого важную роль играет сформированность познавательной компетентности выпускника.

В связи с этим изменились требования к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов, расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора.

Реально ли для учителя в образовательном процессе массовой школы учитывать индивидуальные особенности нескольких сотен учеников?

Все возможно, если дать учащимся право выбора. Ученик найдет себя сам. Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность ученика самоценна, у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором пойдёт процесс поиска истины. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании.

Обратим внимание на проблемно-диалоговое обучение. Данная технология берёт начало в теоретических разработках Алексея Михайловича Матюшкина, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования.

В их основе определяющими являются два принципа: проблемность и диалогичность. Согласно первому, обучение должно представлять собой творческий процесс постановки и решения проблем. Согласно второму, обучение должно быть диалогом учителя с учениками. Иными словами, А.М.Матюшкин доказал, что ученики на уроке должны ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем.

Эта теоретическая идея потребовала разработки соответствующей технологии. Двадцать лет над разработкой технологии проблемного диалога работала Елена Мельникова, кандидата психологических наук, доцента кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО.

Почему же ПДО наиболее эффективный метод при формировании познавательной компетентности учащихся.

1. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.

2. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

3. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

4.Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

5.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Как открыть знания с учениками? Существует 4 этапа: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.

I этап. Постановка учебной проблемы.

Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1) побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2) подводящий к теме диалог;

3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации учащиеся осознают противоречие и формулируют проблему, в результате развиваются творческие способности. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся. Все способы постановки проблемы обеспечивают рост учебной мотивации.

II этап. Поиск решения.

Как искать решение проблемы:

1)классический (через выдвижение гипотез и их последующую проверку);

2) сокращённый (через подводящий диалог).

III этап. Выражение решения.

Знания необходимо воспроизводить (проговаривать, повторять). Различают воспроизведение знаний репродуктивное (выучи – перескажи) и продуктивное (составление опорных сигналов, кластеров, таблиц, тезисов и др.).

IV этап. Реализация продукта.

Цель: показать своё творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.

В заключение отметим, что ПДО позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят успешно формировать познавательную компетентность учащихся.

23.06.2017 06:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!