СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если ребёнок не любит читать

Нажмите, чтобы узнать подробности

В самой читающей стране мира, где когда-то весьма справедливой была поговорка «Лучший подарок – это книга», всё чаще дети не любят читать. Для кого-то это странно, для кого-то вполне нормально. Ну не читает ребёнок, зато танцует или в футбол играет. На самом деле, не стоит замещать чтение чем-то другим. В гармоничном развитии ребёнка важно сочетание множества умений и навыков, которые невозможно подменить одно другим. Поэтому стоит обозначить суть проблемы: нечитающий ребёнок в читающей семье, и нечитающий ребёнок в семье, где нет культа книги. Показательный пример имеет огромную силу. Детей всегда завораживает родительская библиотека. Если в доме, где воспитывается ребёнок, книги просто пылятся на полках или вовсе сложены где-то и как-то, меньше вероятности, что дети увлекутся чтением. А вот в обратном случае, если книжный шкаф имеет особый статус в вашем доме, за книгами ухаживают и регулярно обновляют библиотеку, это лучшая реклама чтению. Так что и в этом вопросе «встречают по одёжке». Вспоминается пример одной семьи, которые никак не могли пристрастить к чтению своего сына. Но вот они, не особо-то и надеясь, оформили книжную полку в стиле «Пушкину посвящается». Поставили портрет поэта, декоративную копию уличного фонаря, сувенирное осеннее деревце, гусиное перо и стилизованные под старинную рукопись листы. И, конечно, книги классика, а среди них и гениальные сказки Пушкина. Такая экспозиция увлекла мальчишку, он всё норовил потрогать, разузнать. Так родители рассказали ему интересные факты из биографии Александра Сергеевича, «прорекламировали» его произведения. И после первой, прочитанной отцом сказки, ребёнок и сам взял в руки прекрасно иллюстрированную книгу сказок Пушкина. Приём сработал! А осенью родители вместе с сыном отправились на экскурсию в Михайловское, подкреплять интерес. Главное – заинтересовать Планета по-прежнему круглая, а в воспитании и развитии детей вопрос мотивации по-прежнему актуален. Как вы думаете, правы ли те родители, что премируют ребёнка за прочитанные N страниц? У такой ситуации есть оттенок детского шантажа, не так ли? С чем же будет ассоциироваться чтение книг у ребёнка – с денежным вознаграждением или с системой последующих поблажек? Этот метод чреват печальными последствиями. Нет, книжный интерес ребёнка должен быть естественным. Разберём подробнее. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка читать! Книги нельзя навязывать, нельзя требовать прочтения «от сих до сих». Иначе вы подменяете саму ценность чтения просто необходимостью чем-то занять ребёнка либо того, чтобы он был «как все». Если ребёнок любит смотреть детские фильмы, возьмите это на вооружение. Фильмы экранизируется по книгам, зачастую – детской классике. Здесь срабатывают два фактора – увлекает не только чтение, но и подспудное сопоставление книги и фильма ребёнком. Обращайте внимание на оформление книги. Яркие, интересные картинки могут привлечь внимание ребёнка, а там и почитать захочется. Эмоционально расскажите ребёнку о любимой книге вашего детства. Не устраивайте напряжённых бесед, когда ребёнок догадывается, к чему дело идёт. Сделайте это в лёгкой и непринуждённой обстановке, например, на пути из школы домой или в кафе за лакомством. Во-первых, дети обожают подражать взрослым. Во-вторых, если авторитет родителя высок, ребёнок тоже заинтересуется тем, что так интересно было маленьким папе или маме. Конечно, успех зависит от вашего красноречия и искренности. Выбираем книги Родителям хочется, чтобы их чадо непременно прочитало те книги, которыми они зачитывались в детстве. Хорошая классика всегда удачный выбор. Но пристрастия и направленность у ребёнка может отличаться от вашей. Пиратские приключения и исторические книги могут быть интересны вам, а вот ребёнку могут показаться скучными и сложными. Так что навязывать не надо. Порекомендовать – другое дело. В принципе, вы же знаете своего ребёнка, представляете темы, которые могут быть интересны. Показательным может быть случай из школьной практики. В начальных классах в группе продлённого дня воспитатель нередко вслух читает детям. При этом классная библиотека может пополняться книгами, которые ребята принесли из дома. Воспитатель замечала, что многие дети скучают и не слушают её. Книги были в основном зарубежных авторов, с яркими картинками, но не столь ярким содержанием. Воспитатель решила, что стоит почитать ребятам что-то другое. Как выяснилось, многих авторов они вовсе не знают. Тогда она прочла им один фрагмент из «Денискиных рассказов» Драгунского и у детей загорелись глаза. Они увлечённо слушали, ловили каждое слово и искренне смеялись над приключениями героя. На следующий день в школьной библиотеке второклассники взяли все имеющиеся в наличии экземпляры «Денискиных рассказов». Не бросайтесь в крайности, желая приобщить ребёнка к модному и современному. Сейчас много хороших интересных авторов, но и от советских бестселлеров не отказывайтесь. Книги были добрыми, высоконравственными, увлекательными. И хоть пионеров нынче нет, и дети не знают, кто такие вожатые и звеньевые, им интересно будет почитать такие книги как «Витя Малеев в школе и дома» и др. Уже не одно поколение пристрастили к чтению необычайно тонкие и увлекательные книги Владислава Крапивина. Проконсультируйтесь у продавцов в книжном магазине, они подскажут, что популярно сейчас у покупателя на полке детской литературы. Успех – результат усилий Не стоит ожидать быстрой победы. Ваш первый ход в приобщении ребёнка к чтению может и не получиться, но процесс обязательно даст какой-то результат. Если видите, что первые шаги сделаны и ребёнок читает, не стоит ликовать и назидательно праздновать победу: «Я же говорил, тебе понравиться! А ты ещё читать не хотел!». Такие действия могут загубить все старания. Гораздо разумнее будет купить ребёнку симпатичную книжную полку, которая будет служить только его любимым книгам. Обычно дети понравившуюся им вещь без внимания не оставляют, поэтому вряд ли ребёнок заставит полку пустовать. Скорее всего, он поспешит купить книги, на которые вначале будет просто любоваться, а потом обязательно откроет. А это уже настоящий успех.
03.04.2015 15:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!