СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Страсти Христовы. Поцелуй Иуды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Страсти Христовы – это физические и духовные страдания, которые претерпел Иисус Христос в последние дни и часы своей земной жизни. В Евангелиях они составляют цепь событий, отсчёт которых начинается с Тайной Вечери, возвестившей о грядущих страданиях, об искупительной жертве Спасителя «за многих».

В изобразительном искусстве Страсти Христовы нашли яркое воплощение в серии канонических сюжетов:

  • поцелуй Иуды и арест Иисуса;
  • отречение апостола Петра;
  • суд Пилата;
  • бичевание Христа;
  • крестный путь на Голгофу;
  • распятие Христа и его слова на кресте.

Остановимся на первом сюжете.

В Евангелие сказано, что во время Тайной Вечери Иисус «возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф.26:20–21).

После молений Иисуса в Гефсиманском саду сбывается предсказанное им предательство учителя учеником – Иудой Искариотом. Иуда был одним из 12 апостолов, верил Господу, совершал знамения, воскрешал мёртвых, изгонял бесов и стал предателем. Противоречивые свидетельства евангелистов способствовали возникновению различных толкований и интерпретаций мотивов предательства Иуды: самопожертвование, бунт против гнёта римских властей, разочарование в вере и т.п. Каноническими всё же считаются сребролюбие и вмешательство сатаны.

Приведенное ниже изображение является наглядной иллюстрацией развития сюжета Страстей Христовых от молений в Гефсиманском саду до предательства Иуды и ареста Иисуса.

Дуччо ди Буонисена. 14 век

«…приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. <…>Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. (Мк.14:43–53)

Иуда предает Господа целованием. Он говорит стражникам: «Кого я поцелую, Тот и есть» (Лк. 22, 47). Истинный смысл его намерения не может скрыться от Господа. «Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).

Джованни Чимабуэ. 14 в.

Иеронимус Босх (фрагмент). 16 в.

Поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, был традиционным иудейским приветствием. Знаменательно, что ещё в Ветхом Завете встречаются случаи целования перед предательством. Иисус не отвергает целования, зная всё наперёд, он кротостью своей и любовью вразумляет неверного ученика. Иудин поцелуй становится символом коварства и предательства, а имя Иуды – нарицательным.

Аноним. 12 век

Франческо Кагнола. 15 век

Исполняется пророческое речение: «окружили меня, как пчёлы сот, разгорелись, как огонь в терниях» (Пс.117:12); и ещё: «множество псов окружили меня, тельцы тучные обступили меня» (Пс.21:17,13).

Иисус, не скрывается от стражи и, «зная всё, что с Ним будет», выходит навстречу толпе.

Немецкий мастер. 15 век

Агрессивное волнение толпы подчёркивает незлобие и смирение Господа. Евангелисты утверждали, что ученики вступились за Иисуса, а Пётр даже отсек ухо одному из нападавших. Однако Христос тут же его исцелил, произнеся: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Альбрехт Альтдорфер 16 в.

Ханс Гольбейн младший. 16 в.

Огонь факелов, вознесённые пики, мечи, волнующая светотень, контрасты – всё создаёт ощущение драматизма сцены.

После приговора Христа к распятию, Иуда раскаивается и возвращает 30 сребреников первосвященникам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную».

Сцена поцелуя Иуды довольно часто встречается в западноевропейском искусстве: в ранних настенных росписях и фресках церквей, а также в более поздней живописи Нового времени, где евангельская история не просто иллюстрируется, а скорее интерпретируется в религиозно-этическом аспекте.

Одним из замечательных примеров такого подхода справедливо считается фреска раннеренессансного мастера Джотто ди Бондоне, во многом определившего пути развития живописи в Европе.

Джотто (фрагмент)

Для Джотто важен прежде всего гуманистический смысл библейской легенды: способность человека к нравственному подвигу, самопожертвованию, победе над самим собой.

Джотто ди Бондоне. 14 век

Галина Толова

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_12_232

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Выставочный зал

https://multiurok.ru/blog/vystavochnyi-zal.html

Категория: Всем учителям
23.03.2017 20:59


© 2017 779

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!