СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евреи Польши в послевоенный период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мере освобождения советскими войсками различных районов Польши в них предпринимались усилия, чтобы собрать уцелевших евреев для восстановления еврейской жизни. Основную роль в этом играл Комитет польских евреев в Советском Союзе (во главе с Э. Зоммерштейном), созданный летом 1944 г. в Москве как составная часть Союза польских патриотов. После освобождения советскими войсками Люблина (июль 1944 г.) Комитет переехал в этот город. В ноябре 1944 г. здесь на его базе был создан Центральный комитет евреев Польши. В состав комитета вошли представители коммунистов, сионистов различных направлений, Бунда, партизан, еврейских демократов. В Люблине начали собирать уцелевших евреев: в августе 1944 г. их было 300 человек, в сентябре — около двух тыс. и 216 в его окрестностях. Были открыты еврейские общественные кухни, детский сад, школа, проводились культурные мероприятия и богослужения. К концу 1945 г. в Польше насчитывалось два межвоеводских, десять воеводских и 200 местных еврейских комитетов. Одной из основных задач еврейских организаций было оказание помощи детям, пережившим Катастрофу. Сотни уцелевших еврейских детей оказались после войны беспризорными, тысячи находились в польских семьях и монастырях, многие из них были крещены. 31,7 тыс. детей (большей частью сирот) вернулись в страну из Советского Союза. Поисками пропавших детей, наряду с еврейскими комитетами, занимались Еврейский религиозный совет и сионистские организации, создавшие для этой цели специальное общество «Координация». Им удалось разыскать и вернуть в семьи или определить в сиротские дома многих еврейских детей, но часть их продолжала оставаться в польских семьях и монастырях. Еврейские комитеты открыли 11 интернатов на 1 135 сирот, а также сеть школ и детских садов на 20 тыс. детей. «Координация» создала четыре детских дома для детей от двух до 12 лет. Детей постарше отправляли в юношеские киббуцы, затем — за границу, где их переправкой в Эрец-Исраэль занимались учреждения алии молодежной.

Другой важной задачей еврейских организаций было оказание помощи польским евреям, вернувшимся в Польшу из Советского Союза. Между Польшей и Советским Союзом 6 июня 1945 г. было заключено соглашение о репатриации поляков и польских евреев в Польшу. С конца 1944 г. по 1949 г. в Польшу вернулось 203 тыс. евреев. В середине июля 1945 г. в Польше зарегистрировалось 55 509 евреев, летом 1946 г. — 250 тыс. Возвращавшиеся евреи попадали в тяжелые условия. Их попытки получить довоенные квартиры или возвратить хотя бы часть своей собственности, как правило, вызывали злобную реакцию со стороны поляков, говоривших о «новом наводнении Польши евреями». Антисемитизм в Польше не ослабел после Катастрофы, утвердившей поляков в мысли, что убийство еврея — вполне достойный поступок. Евреев обвиняли в службе режиму, пришедшему к власти в Польше при поддержке Советского Союза. Преувеличивался процент евреев, служивших в органах безопасности, в МИДе, в правительстве. Происходили частые нападения на евреев; так, по имеющимся данным, с ноября 1944 г. по декабрь 1945 г. погиб 351 еврей. Большинство убийств было совершено в Люблинском и Кельцском воеводствах, в основном в маленьких местечках и на дорогах. 11 августа 1945 г. произошел еврейский погром в Кракове. В 1946 г. нападения на евреев происходили главным образом в больших городах; самым кровавым был погром в Кельце 4 июля 1946 г. (поводом к нему послужил слух о ритуальном убийстве польского мальчика, найденного затем невредимым), во время которого погибли 42 еврея. Погромы организовывались польским вооруженным подпольем: Армией Крайовой и Национальными вооруженными силами. Хотя отдельные представители местной администрации поддерживали погромы, в целом польские власти боролись с ними. В официальных изданиях разоблачался антисемитизм. Власти оказывали помощь пострадавшим евреям, наказывали их преследователей и убийц, польские и советские войска подавляли антиеврейские беспорядки. Защиту евреев поляки воспринимали как доказательство того, что режим не является национальным, а служит интересам евреев и русских. В условиях фактической гражданской войны в Польше это ослабляло позицию властей, и они не могли принять действенных мер по предотвращению погромов. По имеющимся сведениям, в послевоенной Польше до лета 1947 г. погибло около тысячи евреев. Погромы и убийства подтолкнули евреев к массовому выезду из Польши.

Пытаясь ослабить накал антисемитских выступлений, правительство направляло евреев на западные территории, ранее принадлежавшие Германии и после присоединения к Польше покинутые немецким населением. Власти были заинтересованы в освоении этих областей, а евреи охотно селились в них, так как получали здесь хорошее жилье и в основном не страдали от антисемитизма. Численность еврейского населения городов на западе Польши стала расти ускоренными темпами. Так, в Щецине с 31 декабря 1945 г. по 30 июня 1946 г. она возросла со 100 человек до 30 951, во Вроцлаве — с 7 993 до 69 993.

Польское правительство оказывало содействие Центральному комитету евреев Польши и другим еврейским организациям в восстановлении еврейской жизни. Заинтересованное в финансовой помощи США, оно разрешило международным еврейским организациям действовать в стране: Джойнт создал в Польше различные благотворительные учреждения, помогал евреям одеждой, медикаментами; ОРТ открыл сеть ремесленных школ; ОЗЕ организовало восемь передвижных клиник, семь госпиталей, пункты медицинской помощи во всех крупных городах Польши. К концу 1945 г. в Польше работало несколько десятков еврейских кооперативов, 34 сельскохозяйственные фермы. В 1947 г. функционировали 34 еврейские школы (2 874 учащихся) с преподаванием на идиш и иврите. В 1948 г. в Варшаве был создан Еврейский исторический институт, действовало Общество по развитию искусства и куль туры, поддерживавшее еврейские библиотеки и содейс твовавшее различным культурным проектам. Выходили еврейские газеты и журналы на польском и идиш, в том числе орган Центрального комитета евреев Польши, газета «Найе лебн» (выходила сначала два раза в неделю в Лодзи, а затем — ежедневно в Варшаве). В 1946–47 гг. в Польше возникли два еврейских театра, объединившиеся в 1950 г. в Еврейский государственный театр под руководством Иды Каминьской. К концу 1940-х гг. существовало 30 еврейских религиозных общин, функционировали две не разрушенные немцами синагоги, действовали молитвенные дома и еврейские общественные кашерные (см. Кашрут) кухни. Польские власти разрешали деятельность сионистских партий, не пре пятствовали евреям Польши в установлении международных связей. В начале 1948 г. Центральный комитет евреев Польши присое динился к Всемирному еврейскому конгрессу.

Многие евреи возвращались в Польшу из Советского Союза для того, чтобы как можно скорее выехать в другие страны. Антисемитские беспорядки в Польше и антиеврейская кампания в Советском Союзе, нашедшая отражение и в Польше, показали евреям, что у них здесь нет будущего, хотя в число высших партийно-государственных руководителей входили и евреи (Я. Берман, Х. Минц /1905–74/, Р. Замбровский; см. также Коммунизм. Евреи и коммунизм в странах Восточной Европы). Желание вырваться из Польши усилилось после погрома в Кельце в 1946 г. Был создан Координационный комитет по алие, в который вошли представители всех сионистских организаций. В июле 1946 г. при помощи Брихи и с негласного разрешения польских властей начался массовый выезд евреев из Польши. По истечении шести месяцев, к концу 1946 г., в Польше осталось всего около 100 тыс. евреев.

В 1948 г. по приказу Москвы первый секретарь ЦК ППР В. Гомулка был обвинен в право-националистическом уклоне, снят со всех занимаемых постов и арестован. Зависимость Польши от Советского Союза еще более возросла. Это отрицательно сказалось на еврейской жизни в Польше. В ноябре 1948 г. были распущены все сионистские партии, а также Бунд; однако их члены не были арестованы и получили возможность уехать из Польши. Еще около 30 тыс. евреев покинуло страну. Власти запретили деяте льность международных еврейских организаций на территории Польши, ликвидировали поддерживавшиеся ими кооперативы и благотворительные организации. Еврейские кооперативы были вынуждены присоединиться к польскому союзу кооператоров. В 1949 г. власти «порекомендовали» Центральному комитету евреев Польши выйти из состава Всемирного еврейского конгресса. Затем ему приказали объединиться с Обществом по развитию искусства и культуры, в результате чего возникла Культурно-общественная ассоц иация евреев Польши, полностью находившаяся под контролем властей. В 1948–49 гг. все еврейские школы были национализированы; из их программы полностью исключили иврит, а количество часов, отводившихся на преподавание еврейских предметов, резко сократилось. Давление властей и массовый выезд евреев из Польши привели к сокращению числа еврейских общин до 30. В то же время, антисемитская кампания в Польше проходила без массовых арестов евреев. Многие учреждения еврейской культуры попали под контроль властей, но продолжали свое существование. Еврейская жизнь в Польше не прекращалась и в первой половине 1950-х гг.

Возвращение к власти В. Гомулки (1956) привело к общей либерализации режима, в том числе к ослаблению давления на евреев. В 1956 г. еврейская газета «Фолксштиме» опубликовала статью со страстными протестами против сталинской антисемитской политики и уничтожения представителей еврейской культуры в Советском Союзе. Оживление еврейской культурной и экономической жизни в Польше способствовало приезду около 20 тыс. польских евреев по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 1956 г. В Польше возобновили свою деяте льность Джойнт, ОРТ и другие организации. С помощью ОРТа была восстановлена сеть еврейских ремесленных школ. Джойнт финансировал еврейские детские сады, лагеря и клубы, оказывал помощь евреям, возвратившимся в Польшу из Советского Союза. В 1958 г. в Польше возродилось независимое еврейское кооперативное движение. В то же время в конце 1950–начале 1960-х гг. в партийном и государственном аппаратах усилились антисемитские настроения. Это способствовало массовому выезду польских евреев в Израиль. В 1958–59 гг. Польшу покинуло около 50 тыс. евреев, осталось около 30 тыс. евреев.

Новая антисемитская кампания развернулась в Польше в 1967–68 гг. Правительство страны, напуганное разочарованием широких слоев населения режимом В. Гомулки, решило объявить всех недовольных сионистскими агентами. Рвавшаяся к власти так называемая партизанская группа в руководстве компартии во главе с министром внутренних дел (ярым антисемитом) М. Мочаром хотела добиться своих целей, обвинив всех соперников в сионизме или сочувствии ему. Поводом к началу кампании стала положительная реакция как евреев, так и поляков на победу Израиля в Шестидневной войне. В июне 1967 г. на съезде польских профсоюзов В. Го мулка назвал евреев, радовавшихся победе Израиля, «пятой колонной». Была проведена чистка в армии: всех высших офицеров, евреев по происхождению, заставили выйти в отставку. Начались увольнения в партийном и государственном аппаратах.

Кампания возобновилась в марте 1968 г. Поводом к этому послужили события, связанные с постановкой в одном из театров Варшавы пьесы по поэме А. Мицкевича «Дзяды». Спектакль вызвал антирусскую демонстрацию, а запрещение его цензурой спрово цировало бурное возмущение польской интеллигенции. Митинг в Варшавском университете (8 марта), на котором требовали отмены цензуры, был разогнан полицией, многих участников арестовали. Митинги и демонстрации протеста прошли во всех польских университетах. Органы пропаганды Польши называли фамилии лишь тех арестованных, которые оказались евреями. Студенческие волнения были объявлены провокацией сионистов. В марте 1968 г. В. Гомулка заявил, что евреи Польши делятся на три группы. Первая — люди, связанные с Израилем и еврейством идейно и эмоционально; они должны как можно скорее покинуть Польшу. Вторая — те, кто не может определить, с какой страной, Израилем или Польшей, они больше связаны; их нельзя назначать на ответственные посты, где требуется выраженное национальное чувство. Третья, самая большая группа, состоит из евреев, считающих Польшу своей родиной и вносящих большой вклад в строительство новой Польши. После этого заявления антисемитская кампания приобрела массовый характер. На каждом заводе, в каждом учреждении и учебном заведении проходили собрания, на которых выявлялись «просионистские элементы» и принимались антисемитские резолюции. Начались повальные увольнения евреев. Изгоняли и тех, кто был крещен в детстве, и даже родившихся в семьях, принявших католицизм. Стремясь расправиться со всеми своими противниками, власти уволили как евреев многих неугодных им поляков, а также всех евреев-коммунистов, занимавших высокие посты. Массовые увольнения евреев нанесли тяжелый ущерб польской науке, закрывались целые отделения и лаборатории в университетах. Органы пропаганды Польши обвиняли евреев в неблагодарности полякам за их спасение во время войны, печатали и распространяли среди пропагандистов «Протоколы сионских мудрецов» и другие антисемитские книги. Ликвиди­ровались все еврейские школы, клубы, молодежные лагеря; деятельность международных еврейских организаций на территории Польши вновь была запрещена. Эта кампания привела к новому массовому выезду евреев из страны, главным образом в Израиль, а также в Швецию; к началу 1970 г. в Польше осталось около шести тыс. евреев, в основном пожилых людей.

В первой половине 1970-х гг. положение евреев Польши мало изменилось. Немногочисленные еврейские организации оставались под полным контролем властей, по-прежнему публиковались антисемитские статьи. В конце 1970-х гг. правительство разрешило Джойнту оказывать помощь евреям Польши, в первую очередь больным и старикам. В начале 1980-х гг. из шести тыс. евреев Польши около двух тыс. проживали в Варшаве, тысяча — во Вроцлаве, 500 – в Кракове, 600 – в Лодзи. С 1983 г. число антисемитских статей и передач сократилось. Правящие круги Польши стали предпринимать попытки наладить отношения с международными еврейскими организациями. В торжественной обстановке, с участием многочисленных представителей еврейской обще ственности, в том числе и приехавших из Израиля, отмечалась 40-я годовщина восстания в Варшавском гетто. Однако попытка профсоюза Солидарность провести не санкционированную властями церемонию была сорвана полицией, а М. Эдельман, один из руководителей повстанцев гетто (см. выше) и акти вист Солидарности, был взят под домашний арест. Во второй половине 1980-х гг. Еврейская социально-культурная ассоциация имела 14 местных отделений, проводила регулярные встречи своих членов и устраивала различные мероприятия. До конца 1980-х гг. она сотрудни чала с коммунистическим режимом (например, в 1985 г. рекомендовала своим членам принять участие в выборах, в то время как Солидарность призывала к их бойкоту).

Категория: Всем учителям
01.03.2017 17:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!