© 2016 608
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Беседа по искусствоведческому тексту.
Что нового об Актовом зале Лицея вы узнали из текста? (В тексте подробно рассказывается о росписях, которые украшают стены. Также мы более подробно узнали о том, для чего служил этот зал. Оказывается, он был предназначен не только для торжеств, но и просто для отдыха.)
Обратите внимание на то, что в тексте говорится о двух печах. А где же они на литографии? (На литографии их нет, поскольку перед нами только часть Актового зала.)
Как вы думаете, какую задачу ставила перед собой С. Д. Руденская, создавая текст? (Описать Актовый зал Лицея, его интерьер.)
Как вы считаете, в тексте говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать одновременно, или о последовательных действиях? (В тексте говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать, рассматривая интерьер Актового зала Лицея.)
Таким образом, перед нами текст — описание интерьера. Этому во многом способствует и лексика на тему «Интерьер». А теперь давайте обратимся к построению текста. В тексте — описании интерьера должны присутствовать следующие части:
1) общее представление о помещении;
2) описание элементов интерьера (мебель, потолок, пол, окна и т.д.);
3) выводы (оценка).
Все ли части мы можем найти в этом тексте? (Нет, не все. Нет третьей части — выражения своего отношения, оценки.)
Правильно, но мы не должны забывать, что текст этот — небольшой отрывок, взятый из книги «Царскосельский — Александровский Лицей» С. Д. Руденской. Для автора было важно донести до читателя объективную информацию о том, как выглядел этот зал, поэтому она и не делится своим впечатлением о зале. Остальные же композиционные элементы в тексте присутствуют. Чтобы убедиться в том, что перед нами действительно текст, давайте проанализируем средства связи между предложениями и абзацами.
Прочитайте первый абзац. Проследите за развитием мысли. Как вы думаете, в каком предложении раскрывается основной смысл первого абзаца? (В первом предложении заявлена основная мысль, которая будет развиваться в последующих предложениях.)
Определите способы и средства связи между предложениями в этом абзаце. (Этот абзац представляет собой цепочку предложений с последовательным способом связи. Предложения связаны друг с другом при помощи местоимений, замены существительного местоимением (Большой зал Лицея — это действительно большой и парадный зал. Он двусветный.), синонимов (большой, крупными), однокоренных слов (дубовый, (под) дуб.))
Теперь обратимся ко второму абзацу. О чём здесь говорится? (В нём рассказывается о том, как называли Актовый зал, для чего он служил.) Вы употребили слово рассказывается; можно сказать иначе — повествуется. Но ведь это свойственно повествованию. Тем более в этой части текста немало глаголов. Посмотрите внимательно. А в самом начале нашей беседы по тексту вы сказали, что перед нами текст-описание. Наверное, теперь к этому следует сделать небольшую поправку. Какой же тип речи представлен здесь? (Описание с элементами повествования.)
Обратимся к средствам связи второго абзаца. (Как и в первом, мы можем увидеть здесь замену существительного местоимением (этот зал — его — он — это было парадное помещение), синонимы (называется — именуется), повторяющиеся слова (называл — называли).)
А как связаны между собой первый и второй абзацы? (Между предложениями существует и смысловая связь, и грамматическая. К тому же они объединены общей темой.)
В чём проявляется смысловая связь? (Во-первых, в том, что эти два абзаца на одну определённую тему.)
Можете ли вы привести другие доказательства наличия смысловой связи? (Лексика на определённую тему, повтор слов, однокоренные слова.) Правильно. А что говорит о грамматической связи? (Последовательность предложений, порядок слов.) Доказательством грамматической связи является и определённая интонация. А теперь попробуйте определить, в каком стиле написан данный текст. (Научно-популярный.)
Докажите свою точку зрения. (Текст С. Д. Руденской простой, многие слова в нём понятны, хотя некоторые искусствоведческие термины требуют пояснения.)
Научно-популярный текст отличается простотой, способностью быть понятным каждому, хотя, конечно, он не исключает возможности употребления терминов. Но эти термины не кажутся очень сложными, непонятными, поскольку именно особый язык научно-популярного стиля речи помогает понять текст всем, помогает сделать его популярным.
Проведение игры-экскурсии.
Ну что ж, ребята, теперь вы готовы к тому, чтобы превратиться в экскурсоводов. Кроме экскурсовода, нам следует выбрать тех, кто будет экскурсантами, т.е. посетителями экскурсии, а также журналистов, которые вправе задавать любые вопросы.
«В начале жизни школу помню я.»
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя экскурсия «В начале жизни школу помню я.» посвящена Актовому залу Царскосельского Лицея, именно того Лицея, в котором когда-то учился великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Именно здесь, в этом Лицее, Пушкин познакомился со своими наставниками, именно здесь он встретил своего преданного друга Ивана Пущина, и именно здесь великий поэт Г. Р. Державин услышал первое стихотворение молодого тогда Пушкина «Воспоминания в Царском Селе.». Обратите внимание, прямо перед вами картина Ильи Ефимовича Репина «Пушкин на лицейском акте». Посмотрите на позу, жесты Александра Сергеевича Пушкина. А какова реакция Державина! С каким интересом он слушает молодого поэта! Давайте пройдём чуть дальше. Вы видите перед собой литографию крупнейшего зодчего В. П. Стасова «Актовый зал Лицея». Ребята, а вы знаете, что такое литография?
Экскурсант: Литография — это способ печати. А печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение.
Экскурсовод: Правильно. Посмотрите, какой большой и светлый зал. Как, должно быть, нервничал Пушкин на своём первом экзамене, ведь обстановка зала очень торжественная! Перед нами внутренняя часть помещения. Как по-другому мы можем её назвать?
Экскурсант: Интерьер.
Экскурсовод: На литографии Стасова выделяется ярко-красный длинный стол. Вот он. Вы видите длинный ряд бархатных стульев вокруг. А прямо на столе множество свечей.
Журналист: Скажите, перед нами обычные подсвечники или канделябры?
Экскурсовод: Канделябр — это и есть подсвечник, только особый — с разветвлением для нескольких свечей. Обратите внимание на то, как продуман цвет на литографии: золотистого цвета канделябр, ножки и часть спинки у стульев, кайма на скатерти. Чуть дальше мы видим лилового цвета шторы на окнах.
Журналист: Скажите, что за сцена изображена прямо на стене?
Экскурсовод: Это сцена из античности, т.е. из древности. На ней вы видите древнегреческую богиню Афину — богиню войны, победы, мудрости, знаний, искусства. Афина обучает юношей. А теперь ещё раз обратите внимание на потолок, точнее, на люстры. Что они напоминают вам?
Экскурсант: Люстры похожи на якорь корабля.
Экскурсовод: Якорь — это символ надежды, благополучного завершения дел. А теперь посмотрите на дубовый паркет. Он напоминает шахматную доску, потому что выложен крупными квадратами. Это тоже словно расширяет, увеличивает пространство. Как вы думаете, что ещё способствует расширению пространства?
Экскурсант: Наверное, окна и зеркала.
Экскурсовод: Да, это так. Ну что ж, наша экскурсия подходит к концу. Понравился вам Актовый зал Лицея? Не возникло ли у вас желания побывать в нём? Какие у вас ко мне вопросы? Не стесняйтесь, спрашивайте.
Журналист: Скажите, этот зал использовался только в торжественных случаях?
Экскурсовод: Нет, его также использовали в перерывах между уроками. Он служил местом для отдыха. Именно в этом зале проходили различные игры, уроки фехтования, танцев.
Журналист: Как вы думаете, мог ли Царскосельский Лицей стать таким известным, если бы в нём не учился А. С. Пушкин?
Экскурсовод: Без Пушкина Лицей не обрёл бы такую славу и такую известность. Возможно, без Пушкина Лицей не стал бы музеем. Но ведь и сам Пушкин видел в Лицее свою родину, начало своего творческого пути. «В начале жизни школу помню я.»
Ну что ж, если больше нет вопросов, то мне осталось пожелать вам успехов. Ждём вас на наших экскурсиях! До свиданья!
Задание.
Учащимся предлагается дома или в классе написать сочинение «Экскурсия „В начале жизни школу помню я.”».
ЛИТЕРАТУРА
Кабанова Е. В. Игра-экскурсия «В начале жизни школу помню я…» по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» // Русский язык в школе. — 2004. — № 2. — С. 22-28.
Руденская С. Д. Царскосельский Александровский Лицей. 1811-1917. — СПб., 1999.
И. Е. Репин.
«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911
© 2016 608