СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-экскурсия «В начале жизни школу помню я…» по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа по искусствоведческому тексту.

Что нового об Актовом зале Лицея вы узнали из текста? (В тек­сте подробно рассказывается о рос­писях, которые украшают стены. Также мы более подробно узнали о том, для чего служил этот зал. Ока­зывается, он был предназначен не только для торжеств, но и просто для отдыха.)

Обратите внимание на то, что в тек­сте говорится о двух печах. А где же они на литографии? (На литографии их нет, поскольку перед нами только часть Актового зала.)

Как вы думаете, какую задачу ста­вила перед собой С. Д. Руденская, со­здавая текст? (Описать Актовый зал Лицея, его интерьер.)

Как вы считаете, в тексте говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать одновременно, или о последовательных действиях? (В тексте говорится о постоянных при­знаках, которые мы можем наблю­дать, рассматривая интерьер Акто­вого зала Лицея.)

Таким образом, перед нами текст — описание интерьера. Этому во многом способствует и лексика на тему «Ин­терьер». А теперь давайте обратимся к построению текста. В тексте — опи­сании интерьера должны присутство­вать следующие части:

1) общее представление о помеще­нии;

2) описание элементов интерьера (мебель, потолок, пол, окна и т.д.);

3) выводы (оценка).

Все ли части мы можем найти в этом тексте? (Нет, не все. Нет третьей части — выражения своего отноше­ния, оценки.)

Правильно, но мы не должны забы­вать, что текст этот — небольшой от­рывок, взятый из книги «Царскосельский — Александров­ский Лицей» С. Д. Руденской. Для автора было важно донести до читателя объективную ин­формацию о том, как выглядел этот зал, поэтому она и не делится своим впе­чатлением о зале. Остальные же ком­позиционные элементы в тексте при­сутствуют. Чтобы убедиться в том, что перед нами действительно текст, давай­те проанализируем средства связи меж­ду предложениями и абзацами.

Прочитайте первый абзац. Просле­дите за развитием мысли. Как вы ду­маете, в каком предложении раскры­вается основной смысл первого абза­ца? (В первом предложении заявлена основная мысль, которая будет развиваться в последующих предложениях.)

Определите способы и средства свя­зи между предложениями в этом аб­заце. (Этот абзац представляет со­бой цепочку предложений с последо­вательным способом связи. Предло­жения связаны друг с другом при по­мощи местоимений, замены сущест­вительного местоимением (Большой зал Лицея — это действительно большой и па­радный зал. Он двусвет­ный.), синонимов (большой, крупными), однокоренных слов (дубовый, (под) дуб.))

Теперь обратимся ко второму абза­цу. О чём здесь говорится? (В нём рассказывается о том, как называли Актовый зал, для чего он служил.) Вы употребили слово рассказывается; можно сказать иначе — повествует­ся. Но ведь это свойственно повество­ванию. Тем более в этой части текста немало глаголов. Посмотрите внима­тельно. А в самом начале нашей бесе­ды по тексту вы сказали, что перед нами текст-описание. Наверное, теперь к этому следует сделать небольшую по­правку. Какой же тип речи представ­лен здесь? (Описание с элементами повествования.)

Обратимся к средствам связи вто­рого абзаца. (Как и в первом, мы мо­жем увидеть здесь замену существи­тельного местоимением (этот зал — его — он — это было па­радное помещение), синонимы (называется — именуется), повторяющиеся слова (называл — называли).)

А как связаны между собой первый и второй абзацы? (Между предложе­ниями существует и смысловая связь, и грамматическая. К тому же они объединены общей темой.)

В чём проявляется смысловая связь? (Во-первых, в том, что эти два абзаца на одну определённую тему.)

Можете ли вы привести другие дока­зательства наличия смысловой связи? (Лексика на определённую тему, по­втор слов, однокоренные слова.) Пра­вильно. А что говорит о грамматиче­ской связи? (Последовательность предложений, порядок слов.) Доказа­тельством грамматической связи явля­ется и определённая интонация. А теперь попробуйте определить, в каком стиле написан данный текст. (Научно-популярный.)

Докажите свою точку зрения. (Текст С. Д. Руденской простой, мно­гие слова в нём понятны, хотя неко­торые искусствоведческие термины требуют пояснения.)

Научно-популяр­ный текст отличается простотой, спо­собностью быть понятным каждому, хотя, конечно, он не исключает возмож­ности употребления терминов. Но эти термины не кажутся очень сложными, непонятными, поскольку именно осо­бый язык научно-популярного стиля речи помогает понять текст всем, по­могает сделать его популярным.

Проведение игры-экскурсии.

Ну что ж, ребята, теперь вы готовы к тому, чтобы превратиться в экскурсо­водов. Кроме экскурсовода, нам сле­дует выбрать тех, кто будет экскур­сантами, т.е. посетителями экскурсии, а также журналистов, которые вправе задавать любые вопросы.

«В начале жизни школу помню я.»

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Наша се­годняшняя экскурсия «В начале жизни школу помню я.» посвящена Актовому залу Царскосельского Ли­цея, именно того Лицея, в котором когда-то учился ве­ликий русский писатель Александр Сергеевич Пуш­кин. Именно здесь, в этом Лицее, Пушкин познако­мился со своими наставниками, именно здесь он встретил своего преданного друга Ивана Пущина, и именно здесь великий поэт Г. Р. Державин услышал пер­вое стихотворение молодого тогда Пушкина «Воспо­минания в Царском Селе.». Обратите внимание, пря­мо перед вами картина Ильи Ефимовича Репина «Пуш­кин на лицейском акте». Посмотрите на позу, жесты Александра Сергеевича Пушкина. А какова реакция Державина! С каким интересом он слушает молодого поэта! Давайте прой­дём чуть дальше. Вы видите перед собой литографию крупнейшего зодчего В. П. Стасова «Актовый зал Лицея». Ребята, а вы знаете, что такое литография?

Экскурсант: Литография — это способ печати. А печатной формой служит поверхность камня (изве­стняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение.

Экскурсовод: Правильно. Посмотрите, какой большой и светлый зал. Как, должно быть, нервничал Пушкин на своём первом экзамене, ведь обстановка зала очень торжественная! Перед нами внутренняя часть помещения. Как по-другому мы можем её назвать?

Экскурсант: Интерьер.

Экскурсовод: На литографии Стасова выделя­ется ярко-красный длинный стол. Вот он. Вы видите длинный ряд бархатных стульев вокруг. А прямо на сто­ле множество свечей.

Журналист: Скажите, перед нами обычные под­свечники или канделябры?

Экскурсовод: Канделябр — это и есть подсвеч­ник, только особый — с разветвлением для нескольких свечей. Обратите внимание на то, как продуман цвет на литографии: золотистого цвета канделябр, ножки и часть спинки у стульев, кайма на скатерти. Чуть даль­ше мы видим лилового цвета шторы на окнах.

Журналист: Скажите, что за сцена изображена прямо на стене?

Экскурсовод: Это сцена из античности, т.е. из древности. На ней вы видите древнегреческую боги­ню Афину — богиню войны, победы, мудрости, знаний, искусства. Афина обучает юношей. А теперь ещё раз обратите внимание на потолок, точнее, на люстры. Что они напоминают вам?

Экскурсант: Люстры похожи на якорь корабля.

Экскурсовод: Якорь — это символ надежды, благополучного завершения дел. А теперь посмотри­те на дубовый паркет. Он напоминает шахматную дос­ку, потому что выложен крупными квадратами. Это тоже словно расширяет, увеличивает пространство. Как вы думаете, что ещё способствует расширению пространства?

Экскурсант: Наверное, окна и зеркала.

Экскурсовод: Да, это так. Ну что ж, наша экс­курсия подходит к концу. Понравился вам Актовый зал Лицея? Не возникло ли у вас желания побывать в нём? Какие у вас ко мне вопросы? Не стесняйтесь, спра­шивайте.

Журналист: Скажите, этот зал использовался только в торжественных случаях?

Экскурсовод: Нет, его также использовали в пе­рерывах между уроками. Он служил местом для отды­ха. Именно в этом зале проходили различные игры, уроки фехтования, танцев.

Журналист: Как вы думаете, мог ли Царскосель­ский Лицей стать таким известным, если бы в нём не учился А. С. Пушкин?

Экскурсовод: Без Пушкина Лицей не обрёл бы такую славу и такую известность. Возможно, без Пуш­кина Лицей не стал бы музеем. Но ведь и сам Пушкин видел в Лицее свою родину, начало своего творческо­го пути. «В начале жизни школу помню я.»

Ну что ж, если больше нет вопросов, то мне оста­лось пожелать вам успехов. Ждём вас на наших экс­курсиях! До свиданья!

Задание.

Учащимся предлагается дома или в классе написать сочинение «Экс­курсия „В начале жизни школу пом­ню я.”».

ЛИТЕРАТУРА

Кабанова Е. В. Игра-экскурсия «В начале жизни школу помню я…» по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» // Русский язык в школе. — 2004. — № 2. — С. 22-28.

Руденская С. Д. Царскосельский Александровский Лицей. 1811-1917. — СПб., 1999.

И. Е. Репин.

«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911

Категория: Всем учителям
28.10.2016 00:48


© 2016 608

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!