СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игра, есть потребность растущего организма."

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Большинство дошкольников на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в шко-ле?» отвечают: «Да» Школа и учитель для них еще загадка, нечто необычное. Поэтому перед учителем начальных классов стоит первостепенная задача: заинтересовать ребенка, разжечь искру познания.

Я работаю над проблемой: «Использование межпредметных связей на уро-ках». Все методы и формы межпредметных связей помогают ребенку в ре-шении познавательных задач, в процессе адаптации ко всему новому, что несет в себе каждый урок, помогают ему быстрее запомнить изученный ма-териал.

Многолетний опыт работы и посещение большого количества уроков у своих коллег, позволили мне выделить некоторые организационно – методи-ческие приемы, с помощью которых, в сравнительно короткие сроки, можно достичь хороших результатов в организации учебной деятельности перво-классников, учащихся начальной школы.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является веду-щей, но не единственной, в которую вовлекаются дети. А использование иг-ры, игровой деятельности как один из видов межпредметных связей прини-мает свои особенные формы и имеет свои специфические задачи. Игра помо-гает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение ма-лышей в учебную деятельность.

Игра «Звонок», например, учит детей быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Ежедневно, в первые, дни учебы, до начала урока на доске появляется игрушка – «Звонок» и я напоминаю ребятам:

«Прозвенит сейчас звонок:

Ты проверь, скорей, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки?

Есть девиз у нас такой:

Все, что нужно, - под рукой».

Для профилактики возникновения шума при выполнении различных действий, например, если нужно выполнить работу в тетрадях, говорю: «Сей-час я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет тетради» – и деклами-рую стихотворение:

«Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу».

- 1 -

(Дети показывают, что указательный пальчик направляет ручку, а держит - большой и средний пальцы).

«Сяду прямо, не согнусь».

(Дети выпрямляют спинки, ноги стоят на полу – готовы к уроку).

«За работу я возьмусь»

В течение урока можно спрашивать у детей, чтобы проверить пра-вильную осанку:

- Ноги на месте?

- Да.

- Локти у края?

- Да.

- Спинка прямая?

- Да.

- Урок продолжаем.

В конце урока вновь появляется игрушка «Звонок»:

«Скоро прозвенит звонок.

Собери в портфель, дружок,

Аккуратно, по порядку,

Книги, ручку и тетрадки».

Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее приготовится к перемене?» - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок без шума собрать свой портфель.

«Прозвени – ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо».

Красочно оформленные строки стихотворения С.Маршака «Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения на уроке:

«Учитель входит – надо встать,

Когда он сесть позволит, - сядь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Ответить хочешь – не кричи,

А только руку подними».

Строки обыгрывались, запоминались, а вместе с ними входили в привычку и правила поведения.

В последнее время все больше детей приходят в школу с ослабленным здоровьем. Учебная деятельность, необходимость сохранения вынужденной позы на занятиях, пребывание в большом детском коллективе – всё это зна-чительная нагрузка на ребенка, требующая большого напряжения его физио-

- 2 -

логических возможностей. Чтобы предупредить утомление, сохранить рабо-

тоспособность детей в течение учебного дня, применяю различные физми-нутки:

  1. Оздоровительно – гигиенические:

а) комплекс упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

б) комплекс упражнения для глаз;

в) комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой;

2) Танцевальные.

3) Ритмические. Например:

«Дружно встали.

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри…»

4) Физкультурно – спортивные.

Например:

«Раз – присели.

Два – привстали,

Чтоб задержки никакой.

Три – нагнулись и достали

До носка одной рукой».

5) Двигательно – речевые:

«Мы сейчас бревно распилим.

Пилим- пилим – пилим – пилим …»

6) Подражательные (подражание животным, птицам.)

7) Поэтические (чтение или прослушивание стихотворения).

8) Смехопауза (когда приходит человечек Смешинка, который обозначает минутка смеха: читаю рубрику из журналов «Говорят наши дети»).

9) Упражнения на мышечную релаксацию.

На фоне негромко звучащей мелодии говорю спокойным голосом:

Положили руки на парту,

На руки – голову.

Реснички опускаются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем….(пауза)

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза –

Продолжать урок пора!

Очень любят первоклассники такую физминутку:

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

- 3 -

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень – очень

Развеселый Чудачок.

Физминутка сопровождается показом картинки Чудачка – человечка, состав-ленного из геометрических фигур. Дети хорошо знают, если пришел в гости Чудачок, значит, будет работа с геометрическим материалом. Если появля-ется Буратино – будет знакомство с новой буквой, с новым звуком. Если при-ходит дед Всевед – настраивайся на решение задач и примером. А если при-ходит Мудрая Сова, значит надо «поломать голову» над решением загадок, ребусов, логических упражнений. Каждая игрушка несет свою игру, опреде-ленную учебную задачу. При этом задания приходят в загадочных конвер-тах. В этом случае игрушка не отвлекает, а сосредотачивает внимание на оп-ределенном виде работы.

Тогда ручка превращается в волшебную палочку, сами ребята – в вол-шебников, а урок – в сказку, которая помогает мне обучать, развивать и вос-питывать своих учеников. Эти функции игры обусловлены не только цен-ностью их учебного содержания, но и привлекательностью игровых дейст-вий, реквизита, поведением самого учителя во время игры.

Дети очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, располо-жены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении все-го урока. А интерес проявляется тогда, когда все понятно и доступно. Игры помогают в этом. Их нужно распределять в системе уроков таким образом, чтобы дети получали эмоциональную поддержку в период наиболее сложной работы над учебным материалом. И тогда, я уверена, учеба не будет тягост-ной для детей, а уроки станут привлекательными и интересными.

В своей работе широко применяю игровой метод с различными его приемами:

- это персонажи сказок,

- яркие иллюстрации,

- различные кроссворды,

- задачи – шутки,

- математическое домино,

- лотерея,

- разнообразные дидактические, электрофицированные и настольно – печат-ные игры ИКТ технологии (физминутки и упражнения для релаксации).

Существует проблема в научно – практическом обоносвании игры – как своеобразной формы, метода, специфического средства обучения. В психологической литературе содержится разнообразная классификация игр. Поэтому в своей практике я классифицирую игры по цели их проведения. Вот некоторые из них:

- игры для развития мышления;

- 4 -

- игры для развития способности к общению (сюжетно – ролевые игры на уроках чтения, познания мира)

- игры для развития творческого воображения.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, внимает усталость, позволяет удержать внимание. Приходиться много думать, искать, творить. При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их всё – таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх обогащается словарный запас, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается твор-ческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Каждая игра содер-жит свой смысл, свою задачу:

«Помоги утятам найти маму».

«Помоги белочке собрать орешки».

Игры – соревнования:

«Лучший летчик»

«Кто быстрее найдет свой гараж?»

«Кто больше знает?»

«Кто самый наблюдательный?»

Изучая новую букву с учащимися 1 класса, для лучшего запоминания ис-пользую художественное слово:

«Влез на букву озорник,

Он решил, что П – турник».

Заучивание правописания на уроках русского языка в форме стихотворений:

«Не забудь – те, что приставки

Раз, из, воз, через, без,

Перед согласными глухими

Быстро сменят «з» на «с».

Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов распола-гают так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры:

- «Что? Где? Когда?»

- «Брейн- Ринг»

- «Поле чудес»

- «Счастливый случай» и другие аналогии телевизионный игровых прог-рамм.

Мои ученики с удовольствием играют в игры:

- «Турнир знатоков»

- «Конкурс смекалистых»

- «Дни веселых задач».

Игры – путешествия:

- 5 -

- «В страну сказок»

- «В царство Берендея»

- «Джунгли зовут»

- «Космические приключения».

Игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изоб-разительное искусство, музыка и т.д.) являются наиболее эффективными формами развивающего обучения младших школьников. Развивающий эффект игры заключен в ней самой. Её образно – символический характер способствует развитию воображения, наглядно – образного и интуитивного мышления. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в на-чальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать на уроке и вне уроке в той мере, в какой она необходима для создания «гармо-нического сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок», коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.

«К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь» - говорил В.А.Су-хомлинский. С каждым годом мы накапливаем опыт, педагогический и жизненный. Год от года наши уроки должны становиться содержательнее, интереснее. Мы вынашиваем уроки, как ребенка, думаем о нем, перероем массу книг, чтобы найти золотое зерно.

Категория: Внеурочка
05.01.2018 00:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!