СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра учителяНужен ли учителю артистизм? Не устану повторять, что мне очень нравятся книги учителя, психолога Алины Бикеевой. Ее статьи заставляют задумываться над теми вещами, которые кажутся нам привычными. Советую всем познакомиться с ее работами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра учителя. «Весь вечер на манеже»

Нужен ли учителю артистизм? Наверное, да, но в меру. Мы же не просто играем, а часто заигрываемся. Получается не артистическая игра, а играние. Прибавляет ли нам это здоровья? Общаться с детьми искренно и просто – это сложно или непедагогично?

Нужен ли учителю артистизм? Наверное, да, но в меру. Мы же не просто играем, а часто заигрываемся. И тогда получается не артистическая игра, а играние. Играние радости, играние гнева, играние любви к детям. Как мы выглядим со стороны? Боюсь, что многие из нас смешны, нелепы в своём фальшивом и приторном артистизме. Неестественность жестов и поз (одна поза руки в боки чего стоит!), вытаращенные глаза, многозначительные (как нам кажется) паузы. Длинные монологи, произносимые с пафосом; постоянное эмоциональное возбуждение и, вообще, повышенная возбудимость. Излишняя говорливость, многословность, словесный понос; отсутствие лаконичности в наших театрализованных диалогах. Любим мы объяснять объяснение, определять определение и высказывать высказывания. А наше выражение лица? Над этим надо работать отдельно и постоянно следить за собственной мимикой. Всё перечисленное выше ведёт не к артистизму, как нам кажется, а к истеричности и невротичности поведения. Мы, учителя, любим из своих уроков разыгрывать мини-спектакли с завязкой, кульминацией и развязкой; вносим в само действо урока излишнее эмоциональное возбуждение; берём очень напряжённый тон, высокий темп речи, как будто взбираемся на трибуну и с неё вещаем. Излишне суетимся и торопимся сами, постепенно доводя себя до невротического состояния. Мы почему-то боимся быть простыми и естественными. Наша речь изобилует использованием преувеличений и сравнений. Мы изобретаем целый арсенал средств воздействия на ребёнка. Общаться с детьми искренно и просто – это сложно или непедагогично? Просто общаться с детьми в школе не принято. У нас в отношениях «учитель – ученик» присутствует огромная дистанцированность. Итак, мы ежедневно воздвигаем себя на сцену, выводим на манеж. Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны. Давайте работать и мысленно смотреться в зеркало. Нам надо уйти со сцены или с манежа, искоренить фальшивость и искусственность собственных манер, перестать работать на зрителя. Ведь мы любим, разговаривая с одним учеником, чтобы нас слышали другие дети. Мы играем спектакль «Чтобы другим не повадно было». Дети больше ценят искренность и естественность, они не очень-то верят в наш артистизм, по крайней мере, очень тонко чувствуют нашу фальшивость и неестественность. Так нужно ли быть эмоциональным на уроке? Может быть, иногда и нужно, особенно в начальных классах, если мы читаем детям сказку про страшного серого волка или коварную Бабу-Ягу. Излишняя эмоциональность каждый день – это уж слишком! Это лишь будоражит и нервирует наших слушателей. Любопытно отметить, что у каждого класса после окончания начальной школы наблюдается свой характер. Один класс – спокойный и работоспособный, другой – очень шумный и слишком подвижный, третий – никак и ничем не расшевелить. Размышляя над причинами данного явления, я вдруг поняла, что очень многое в характере класса зависит от того учителя, который учил ребят четыре года начальной школы. И здесь ясно видно, что наш излишний артистизм, граничащий с истеричностью поведения, накладывает свой отпечаток на весь класс в целом. У спокойного учителя – спокойный класс, у истерично-артистичного – класс становится соответствующим. Так много, оказывается, зависит от нашего стиля поведения с детьми, от наших манер общаться. Именно поэтому, несмотря на разный подбор детей, после окончания начальной школы у Марьи Ивановны – ребята в классе всегда спокойные, дружелюбные и умеющие слушать; а у Клавдии Петровны – дети в классе всегда шумные, крикливые, говорливые и не могут никого дослушать до конца и, вообще, агрессивные. Подобное явление наблюдается не только в начальных классах, а на протяжении всех школьных лет. Давайте задумаемся, какими дети выходят с наших уроков. Не мы ли формируем их неумение сосредоточиться, их злорадство, агрессивность и стойкое желание «брать всё горлом»? А, быть может, за искусным, как нам кажется, артистизмом мы прячем и скрываем наше истинное отношение к своим ученикам, которое мы не хотим никому демонстрировать и афишировать, вообще? Психологи выделяют несколько типов отношений учителя к своим ученикам.

Краткая справка: Типы педагогического отношения учителя к детям по исследованиям психологов Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько. 1. Устойчиво-положительный тип. Ровное, душевное отношение к детям, забота о них, помощь при затруднениях, преобладание положительной оценки ребёнка, искренность, такт. Больше убеждения, чем принуждения. Все слова, улыбка, мимика, пантомима направлены на поддержку ученика. 2. Пассивно-положительный тип. Нечётко выраженная эмоционально-положительная направленность на ребёнка. Сухой, официальный тон в общении с детьми. 3. Неустойчивый тип. Ситуативность поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Учителя такого типа нередко попадают под власть своих настроений и личных переживаний. Их оценка ребёнка в значительной степени зависит от личного настроения и сложившейся ситуации. 4. Открыто-отрицательный тип. Негативное отношение к детям и педагогической работе вообще. Создание в классе атмосферы постоянного напряжения, сосредоточенность учителя на отрицательных поступках и фактах плохого поведения учащихся. Возникновение между учителем и учащимися психологического барьера. Необходимость у учащихся постоянно защищаться от учителя. Высокомерное поведение учителя. 5. Пассивно-отрицательный тип. Скрытая отрицательная направленность педагога к детям и к педагогической деятельности, вообще. Создание педагогом внешних признаков хорошей организации работы. Полное безразличие к детям, внешне скрываемое. Каким отношением относимся мы к своим ученикам? И что пытаемся скрыть за своим артистичным артистизмом?

Психологами выделены следующие психологические особенности подростковой среды: повышенная агрессивность, обидчивость; полная концентрация на себе; крайние слишком бурные эмоции; постоянная игра «на зрителя». Так что же получается, учителя, часто и много общаясь с подростками, им же и уподобляются, становятся такими же? Просто цитата: «Общение с подростком – это проверка нашей мудрости и человеческой зрелости. Увидеть за колкостью, своеволием и упрямством подростков ранимость, незащищённость, понять и полюбить их. И помочь каждому из наших учеников состояться как человеку, а себе – как учителю. Это путь, которым идём к ним и к себе. Главный принцип обучения и воспитания»1. (Е.Н. Ильин, педагог – новатор) Обычно, работая в классе, где 30 и более детей, мы стараемся всё контролировать, за всем следить. Давайте не будем упускать ещё одного человека, за которым нужно постоянно следить и каждый взгляд и шаг которого необходимо контролировать – себя! Предлагаю игру «Весь вечер на манеже» заменить на другую – «Человек на своём месте». Афоризм нашего времени: Урок учителем красен.

Методы самокоррекции

Метод№1. «Говорим как можно тише».

Это полезно и для нашего здоровья, и для психики слушателей. Постоянно следим за громкостью своей речи и, по возможности, снижаем её. Представим, что за дверью нашего класса стоит человек и подслушивает наш урок, а мы не хотим, чтобы ему было что-нибудь слышно из сказанного нами.

Метод №2. «Говорим по очереди».

Особое внимание обращаем на длительность собственного монолога и строго следим за тем, чтобы не превратить урок в «Театр одного актера».

Метод №3. «Жесты, мимика, лицо».

Строго отслеживаем все свои жесты, а также собственную мимику и выражения лица. Смотримся мысленно в зеркало. Смотрим на себя со стороны, убираем лишнее.

Метод №4. «Гасим эмоции».

Следим за своими эмоциями и темпом речи, замедляя последний. Убираем излишнюю эмоциональность, стараемся говорить спокойно и убедительно. Просто призыв к коллегам: Следите за выражением своего лица и особенно – за выражением своей души! И вообще – поосторожней в выражениях! Поаккуратней с выражениями! Попрошу выбирать выражения! Тщательно выбирать!

26.03.2017 15:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!