СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа классного руководителя 2 «А» класса МБОУ СОШ №2 имени Адмирала Ушакова Поливоды Юлии Евгеньевны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная образовательная программа классного руководителя 2 «А» класса МБОУ СОШ №2 имени Адмирала Ушакова Поливоды Юлии Евгеньевны. Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Януш Корчак Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Исходя из потребностей современного времени,классный руководитель в большей мере выступает как классный руководитель с тьюторской позицией. Организация внеклассной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а иногда и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и ученика друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости. Внеклассная работа является составной деятельностью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Одной из задач деятельности классного руководителя является развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой — усиливает воспитательное воздействие на ребенка. Объект - процесс формирования познавательного интереса младших школьников. Предмет — формирование познавательного интереса во внеурочной деятельности средствами тьюторского сопровождения. Цель данной работы: - создать условия для развития познавательного интереса младшего школьника во внеурочное время и удовлетворения их личного образовательного интереса. Задачи: - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу; - рассмотреть психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов; - содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности; - поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся; - знакомить с разными формами организации образовательных событий; - обеспечить места творческих проб и презентаций собственной деятельности; - наблюдать за деятельностью учащихся и проводить консультации (с родителями, с ребёнком), фиксируя точки успеха и напряжения; - обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности; познакомить со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности; - определить пути и средства формирования познавательных интересов во внеурочной деятельности. Гипотеза: повышение эффективности в формировании познавательного интереса школьников возможно, если его формированию (познавательного интереса) будет уделяться должное внимание, применяться различные приёмы и методы, способствующие его формированию, учитывать индивидуальные особенности младших школьников. Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений мною применялись следующие методы: - изучение и анализ литературы, - наблюдение, - анкетирование школьников, - изучение опыта работы классных руководителей по формированию познавательных интересов, - проведение опытной работы по формированию познавательного интереса у школьников. Сроки реализации данной программы : 1-4 класс. Ожидаемые результаты: Учащиеся приобретают следующие умения: 1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной деятельности); 2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы; 3. Социализация, успешность (в публичных выступлениях, защита портфолио, конкурсах, олимпиадах и т.п.) 4. Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности; Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся (формирование портфолио Развитие познавательного интереса учащихся представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково - информационное, рефлексивно- корректировочное и творческое направления учебной деятельности. Именно такой подход позволяет поставить личность ученика в центр образовательного процесса. Я понимаю, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьётся до потребности, но я считаю, что в этом возрасте формируется познавательный интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний. Развитие школьника будет более результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение у него вызывает положительные эмоции и доверительное взаимодействие с учителем. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства: • учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность) • непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием); • перспективно - побуждающие (чувство долга, ответственность). Следовательно, залог успешности обучения моего класса - это наличие учебно-познавательного интереса (учебная мотивация и познавательная активность). В основе развития учебно - познавательного интереса учащихся находятся: • совместная деятельность через общение, сотрудничество, сотворчество; • создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств ученика; • поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности; • умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций; • эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Реализация программы предусматривает несколько этапов : 1 этап- Диагностико - мотивационный этап. На данном этапе была поставлена задача — узнать уровень развития познавательных интересов учащихся, выявить способности учащихся. Учащимся были предложены анкеты. Целью проведения анкеты было следующее: определить уровни развития познавательных интересов: узнать направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса. При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А. Для выявление способностей учащихся был предложен «Опросник развития способностей личности» (из источника Рогов Е.И. Как стать взрослым) Данные, полученные после обработки анкеты по выявлению развития познавательных интересов свидетельствовали о том, что у половины ребят класса (50 %) низкие уровни развития познавательных интересов, этим детям, в основном, присуще любопытство; у трети класса (33 %) — средние уровни, у таких детей присутствует любознательность; у шестой части класса (17 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (3 %) преемственны очень высокие уровни, такие школьники имеют творческий интерес. Вывод: уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения. Данные, полученные после обработки «Опросника развития способностей личности» учащиеся 2 класса показали следующие способности: физические способности (к спорту) - 82%; организационные - 54%; математические - 32%; конструкторско-технические - 61%; эмоционально-изобразительные (артистические) — 82%; коммуникативные — 54%; музыкальные -75%»; художественно-изобразительные - 89%; филологические -32%. Вывод: у ребят преобладают способности: к спорту, артистические, музыкальные, то есть в основном те, которые не требуют сильного напряжения мысли, воображения, воли. 2 этап – Проектировочный. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. На этом этапе я планирую вместе с учащимися запланировать ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся. Главной их целью будет диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся. Возможны к использованию во внеурочной деятельности различные формы внеклассной работы: конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, экскурсии, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия, классные часы: «Морской бой», КТД «Чистота -залог здоровья», «В здоровом теле — здоровый дух», дидактические игры: «Счастливый случай», литературные викторины, «Поле чудес» по окружающему миру и другие. Игра «Морской бой» может проводиться с целью повышения уровня знаний и кругозора школьников; развития творческих способностей учащихся; воспитания положительных чувств к познанию, формирования умения слушать. Целями и задачами классных часов и спортивных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «В здоровом теле - здоровый дух», КТД «Чистота - залог здоровья», «Веселые старты» будут являться поддержка и развитие у ребят интереса к знаниям, помощь детям в усвоении понятий «здоровый образ жизни», «охрана здоровья», убедить в необходимости соблюдения личной гигиены. Интеллектуальные игры по различным предметам «Поле чудес», «Счастливый случай», «Сто к одному», «Что? Где? Когда?» способствуют развитию познавательных интересов, обогащают кругозор учащихся, подвигают их на желание подготовить что-либо интересное на следующее мероприятие, узнать что-то новое. Форма организации классного часа (творческое задание и интеллектуальная игра) поспособствует достижению поставленных целей. Учащиеся при этом осмыслят значение здорового образа жизни; знания, полученные в ходе этого внеклассного мероприятия, будут использованы в жизни школьников, представленная информация способствует заинтересованности детей и тем самым способствует формированию и развитию у учащихся индивидуальных познавательных интересов. 3этап – Реализационный. В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Поэтому следующим шагом в развитии познавательного интереса детей будет вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельность на уроках, и во внеурочной деятельности. Результатом такой работы будет расширение и углубление кругозора учащихся в определенной, избранной ими области знаний. Для этого необходимо сообщать дополнительные, выходящие за пределы программы сведения о развитии наук, знакомить с историей, показывать взаимосвязь современных научных открытий; практиковать решения научно-прикладных задач. Все это: 1. Оживляет внеклассную работу элементами занимательности с учетом поставленной на занятии задачи; 2. Воздействует средствами искусства (показ репродукций картин, скульптур, памятников архитектуры, фрагментов из кинофильмов, образцов прикладного искусства; прослушивание записей музыкальных и литературно-художественных произведений, введение элементов театрализации и т. д.); 3. Побуждает учащихся задавать вопросы учителям, товарищам; 4. Развивает на занятии анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся (сочинение, обсуждение составленного плана, сообщения и т. д.); 5. Практикует индивидуальные задания, требующие знаний, выходящие за пределы программы (изучение дополнительной литературы, изготовление макета, прибора, модели и др.); 6. Использует широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других школьников; 7. Дает возможность составления индивидуальной программы развития отдельных учащихся. Важной для себя по формированию познавательных интересов учащихся считаю работу с родителями учащихся. Перед ними ставятся задачи: пополнение данных об интересах детей и создание в семье условий для активного формирования этих интересов. Для поддержания у детей познавательных интересов родителям дается памятка: - беседовать с детьми по интересующим их вопросам; - побуждать ребят задавать вопросы из интересующей их области; - проводить познавательные игры; - рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области; - беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах); - помогать ставить опыты; -побуждать ребят к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области. Результативность деятельности учащихся оценивается по материалам портфолио достижений. Портфолио достижений, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки. В портфолио достижений могут входить: - оригиналы или копии исследовательских или проектных работ тьюторанта (можно на электронных носителях); - отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; - грамоты, дипломы, сертификаты полученные учащимися во время участия в различных конкурсах и акциях. Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности познавательной деятельности, что так же повышает мотивированность деятельности других учащихся. 4 этап – Аналитический. Но так как эта работа еще продолжается, то окончательных итогов подвести пока еще нельзя. Пока можно говорить только о предварительных итогах по формированию у учащихся познавательного интереса. Проводилось анкетирование детей, целью которого было определение характера отношения учащихся к труду, культуре, знаниям после проведенных дел. Анкета состояла из 21 вопроса. Проанализировав данные анкеты, были получены следующие результаты: у некоторых детей устойчиво-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям (ребят отличает трудолюбие, они получает удовольствие от сложной работы; культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для них в повседневной жизни, им не нравится хамство, они понимают необходимость сбережения культурного достояния; перед вами — любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению). У большинства детей ситуативно-позитивное отношение - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростков; они наверняка хотели бы выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому; ребята могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах. Только некоторые ученики по возможности переложат часть своей работы на другого; они - сторонники естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считают, что культурная огранка только помешает им быть такими, какие они есть; знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей) - у таких учащихся ситуативно-негативный характер к труду, культуре и знаниям. Радует, что нет учеников с устойчиво-негативным отношением к нравственным нормам. Можно с уверенностью предположить, что проводимая мной работа не пройдет бесследно, у детей повышается интерес к знаниям, повышаются уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширяется кругозор учащихся. Цель моей работы - создание условий для развития познавательного интереса — достигается. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у детей появились новые интересы, изменилось отношение к самостоятельному труду, к знаниям, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, я надеюсь, что при нашей совместной работе с родителями познавательный интерес учащихся будет повышаться. Успех моей работы, как классного руководителя становиться возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит: - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; - видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; -проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; - не торопиться с выводами; - помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
30.06.2016 18:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!