СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы в условиях реализации дифференцированного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания английского языка в школе являются дифференцированный подход. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении английскому языку.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД – это общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и др.

Одним из основных компонентов дифференциации обучения на уроках английского языка выступают контроль и самоконтроль.

Проверкой данного компонента может выступать опрос— это и повторение, и закрепление знаний, и от того, насколько он будет эффективным, зависит дальнейшая перспектива обучения учащихся.

Так, взаимоопрос можно осуществлять на уроке следующим образом.

1. Учащимся первого ряда даются карточки с заданиями. Задания должны предполагать лаконичный ответ.

2. Получивший карточку на отдельном листочке пишет свою фамилию, номер выбранного ответа, который он считает правильным, и передаёт карточку и свой ответ на последующую парту по своему ряду. Получивший карточку должен её проверить и оценить, поставить оценку. При этом он должен указать свою фамилию и обосновать поставленную оценку. Например, «Семёнов оценивает Иванова на» 5″. Всё правильно«. Или же: «Семёнов оценил Иванова на „2“. Неправильные ответы № 3, 5, правильно будет.» и даёт правильный, по его мнению, ответ.

3. Получивший карточку должен просмотреть и ответы первого ученика и оценку второго, и оценить, но уже не первого учащегося, а второго, который проверял первого и поставил ему оценку. Если отметка, по его мнению, поставлена, верно, — он оценивает её на «отлично», если не верно, то ставится отметка «2» и после этого пишется свой вариант, и карточка с отметками передаётся дальше. Следующий учащийся так же оценивает предыдущего, внося при необходимости свои коррективы.

4. После проведения такого вида опроса учитель оценивает учащихся, проводя подробный анализ ответов и оценок.

5. Учитель зачитывает все положения и вопросы, относящиеся к определённому варианту, и вместе с учащимися выбирает правильные ответы. Затем отмечается, насколько правило и неправильно выполнил задание первый ученик. Если задание выполнено правильно, ставится положительная отметка, если неправильно — неудовлетворительная. А как оценил второй учащийся своего товарища? Если он оценил его правильно, поставив «5» или «2» в зависимости от выполненного задания, ответ оценивается на «5», если задание выполнено верно, но оценено неверно, он получает «2».

7. Но бывает и так, что второй учащийся, как и в первом случае, не имея достаточных знаний, ставит первому за неправильный ответ «5», а последующие, ориентируясь на данную отметку, тоже оценивает впереди сидящих на «5». Сразу ясно, что данные учащиеся материал не знают и поэтому, получают неудовлетворительные отметки.

Таким образом, оценки наугад ни к чему хорошему не приведут. Учащиеся это быстро понимают и уже ориентируются не на отметку, которую поставил товарищ, а на степень правильности выполненного задания, на имеющиеся у себя знания.

На первых порах анализ очень подробный. Скрупулёзно разбирается каждый ответ и каждая отметка. Вначале учащиеся путаются при оценке и оценивают не тех, кого надо. Часто, вместо того, чтобы оценить своего соседа по ряду, они оценивают выполнившего задание первым. При подробном и терпеливом разъяснении, кого и за что надо оценить, как мотивировать свою оценку, то через 2—3 занятия учащиеся хорошо усваивают этот метод опроса и уже не допускают ошибок.

Ценность этого вида опроса в том, что помимо того, что проверяются знания учащихся, у них вырабатывается умение оценивать своих товарищей объективно. Этот вид опроса очень нравится учащимся, вызывает у них интерес и вырабатывает принципиальность и самокритичность. Необходимо всегда поддерживать перспективу на положительную оценку по всем видам опроса в дальнейшем.

Но по мере его усвоения, его необходимо комбинировать с другими видами опроса, так как учащиеся, которые не задействованы, начинают отвлекаться, поэтому их также необходимо активизировать.

Для этого целесообразно использовать следующие виды опроса: тихий опрос, магнитофонный опрос, самоопрос.

Тихий опрос — это краткий опрос учащегося преподавателем у стола.

Магнитофонный опрос — это разновидность «тихого опроса». Учащиеся самостоятельно берут билет с вопросом или заданием и отвечают на него на магнитофон. Магнитофон желательно иметь два на класс.

Развитию учащихся с разным уровнем способностей помогают дифференцированные задания, карточки, таблицы, мультимедиа проектор. В начальных классах данная помощь оказывается устно, так как навык чтения у детей развит слабо. В последующих классах дозированная помощь включается в текст самого дифференцированного задания, которое чаще всего предъявляется на карточках (в качестве вспомогательного средства использую схемы, примеры, теоретическую справку или указание на страницу учебника, где можно найти эту справку). Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даю облегченные карточки - задания алгоритмического вида, сильным – задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию.

Работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам разноуровневые задания, например:

1. сильным – пересказ;

2. средним – выделить и передать основную информацию по ключевым словам;

3. слабым – ответить на вопросы.

Успешно используются карточки и раздаточный материал при работе и с грамматическим материалом, например, в употреблении Perfect. Можно взять картинку «Лето» и предложить такие задания:

1. сильные ученики получают задание «Расскажи, что дети делали летом» (глаголы в Infinitiv выписаны на доске).

2. средние – составляют предложения по карточкам: вставьте нужный вспомогательный глагол в нужной форме;

3. слабые – карточки, где надо поставить глагол в форме Part2(глаголы даются в конце предложения).

В итоге получается, что все работали по одной же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.

Применение дифференцирования учебного материала на всех этапах обучения помогает мне создать творческую обстановку в классе, вызвать интерес к изучению предмета как у сильных, так и у слабоуспевающих учеников. Этот метод позволяет стимулировать стремление к познанию независимо от исходного уровня развития школьника.

15.09.2015 21:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!