Индивидуальный подход на уроках математики в школе (приложение ).

Некоторые игры и игровые моменты, которые можно проводить на уроке, обучая детей математике, представлены в приложении 1 к данной работе.

(Приложение 1).

Итак, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью. В качестве примера приведем урок математики в коррекционной школе VIII вида «Нахождение неизвестного слагаемого» (Приложение 2).

На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания. Итак, в работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки. Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математики с умственно отсталыми учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.

Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику. Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, делать выводы, того, как ученик включается в работу, насколько успешно способен работать самостоятельно и т.д. В ходе урока в целях изучения особенностей мыслительной деятельности учащихся можно обращаться к методике наблюдения и экспресс-диагностике. Так, при устном опросе ученика у него можно выявить степень сформированности гибкости, оперативности мыслительных действий, умения наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать и т.д. Таким образом, когда приходят новые ученики, нужно смотреть не на их оценки, а, внимательно наблюдая за ним, выявлять способности к предмету математики. Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Однако для многих ребят он является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках математики так необходим индивидуальных подход к учащимся. В работе можно использовать также такие виды деятельности, как консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль. Контрольные работы необходимо составлять индивидуально (по уровням). В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое он выполняет вместе со всем классом. По истечении определённого времени консультант объясняет ход своей работы. Если есть необходимость, его дополняют или поправляют другие [23]. Оценки выставляются всем, но при этом необходимо незаметно наблюдать и контролировать деятельность каждого ученика. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант. Сложнее всего даются задачи. Не умея достаточно хорошо читать, ученики не сразу вникают в содержание задачи. В этом отношении необходимо вести целенаправленную работу. Первичное чтение - это чтение «про себя». Заострить на этом внимание учеников и тут же ставить перед ними цель - представить себе ситуацию, внимательно прочитывать каждое слово, вдумываться, что означает каждое число в данной задаче. Только после этого читать текст задачи вслух и вместе разбирать ее содержание. В учебниках по математике очень много интересных задач, связанных с современной жизнью. Некоторые из них можно обыгрывать на уроке. Представлять, например, Костю фермером, Настю поваром, Сашу строителем и так далее. Игра воспринимается учениками с интересом и даёт положительный результат. Решать можно не только готовые текстовые арифметические задачи, а преобразовывать или составлять задачи, тем самым проявляем творческий подход к работе. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приёмов работы над задачей. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в учебе. В этом случае нужно непременно привлекать их к работе вместе со всеми (участвовать в устном счёте, решать относительно нетрудные примеры и задачи, повторять правила, делать выводы, работать у доски, выполнять задания по образцу). Дети обладают познавательными способностями не в равной мере, важно выявить тех учащихся, которые активно работают на уроке, умеют самостоятельно выполнять задания, умеют оказать одноклассникам помощь в решении примеров и задач, и учащихся, которые отстают в усвоении знаний [17]. Иногда ученик лучше понимает не учителя, а ученика. Так, решение примеров на умножение и деление обыкновенной дроби на число или на умножение смешанного числа на целое также и в случаях, когда нужно сокращать дробные числа) многим дается не без усилий. Объяснение учителя, таблицы-опоры, образец решения иногда играют незначительную роль. И тогда можно призвать на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно. Образцы арифметических записей и объяснения учителю нужно стараться направлять на раскрытие последовательности в решении примера, задачи. Предлагать детям комментировать свои действия и обязательно давать на вопросы полные ответы. Предлагать выполнять учащимся на уроках также самостоятельные работы, что способствует воспитанию прочных вычислительных умений. При возникших трудностях стараться оказать ученику индивидуальную помощь, чтобы обеспечить ему полное понимание приёмов письменных вычислений. Особенные затруднения испытывают учащиеся при делении чисел на двузначное число. Таким образом, учителю необходимо стремиться на уроках математики задействовать каждого ученика, тем самым не давая им отвлекаться на уроке. Серьёзно относиться к подбору примеров для устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включать задачи, примеры на порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирать задания на повторение и закрепление, плавно переходя к новому материалу. Заключение В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для данной группы детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

Итак, исходя из содержания работы, можно сделать следующие выводы:. В настоящее время возникла необходимость обучать детей в структуре школ VIII вида, используя специальную методику проведения уроков математики. Психолого-педагогические особенности детей олигофренов, отличающие их от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах, используя специфические методики обучения. Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов. Учащиеся должны получать математические знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности. Обучение математике нельзя ограничивать условиями класса, его можно и нужно проводить как в классе, так и за его пределами. Большую помощь учителю в обучении математике, усвоении учащимися математических знаний в школе-интернате должен оказывать воспитатель. В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности. Таким образом, условием будет являться индивидуализация процесса обучения и воспитания.

Категория: Прочее
09.06.2019 16:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей