СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность – учебно-познавательная, поисковая, творческая и научно-исследовательская деятельность, предусматривающая конкретные цели и задачи, методы, формы работы, создание интеллектуального продукта. Организованная работа студентов под руководством преподавателя по актуальной проблеме при создании проекта - один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений: постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, анализа полученных результатов.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, является обязательным компонентом всех учебных планов в образовательной организации среднего профессионального образования на базе основного общего образования; выполнение индивидуального проекта и его защита обязательны для каждого студента, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Студентам первого курса Уральского колледжа технологий и предпринимательства специальностей 54.02.01 Дизайн (40 человек), 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома (27 человек), 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (28 человек) было предложено создание индивидуального проекта по дисциплине «Литература».

Анализ результатов по планированию, разработке, защите индивидуальных проектов и рефлексии итогов работы по этому направлению 95-ти студентов в период с 2019 по 2023 год показывает, что наибольшее количество обучающихся отдает предпочтение исследовательскому виду проектной деятельности – 40%, информационный вид проекта выбрали 24% от общего числа, на третьем месте по популярности творческий проект – 19%, 11% выбирают социально-ориентированный вид проектов и 5% практико-ориентированный, что обусловлено спецификой общеобразовательной дисциплины «Литература» и темами, выбранными для создания проекта.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, четко сформулированной проблемы, обозначения достижимой цели, задач, обоснования актуальности темы и предмета исследования, ожидаемых результатов. Проект данного типа должен иметь структуру, совпадающую с научным исследованием. После завершения исследовательского проекта обучающиеся оформляют результаты, формулируют выводы и обозначают проблемы для дальнейшего изучения. Продуктами исследовательского проекта могут быть научный доклад, реферат, буклет, брошюра, и т.д.

Выбор тем исследовательских проектов в представленных группах можно условно разделить на два вида: темы, связанные анализом классических произведений известных авторов, например, «Представители потустороннего мира в произведениях Н.В. Гоголя», «Образ А.С. Пушкина в произведениях М.И. Цветаевой», «Сказочные образы в лирике В.С. Высоцкого», «Античные образы в лирике Ф.И. Тютчева», «Цветы в поэзии А.А. Ахматовой» и др. Очевидным преимуществом данного круга тем является возможность найти большое количество вспомогательного материала с глубоким изучением произведений, опираться на результаты исследований литературоведов и критиков; другое направление – темы, связанные с творчеством неисследованных или малоисследованных авторов и произведений: «Темы и образы поэтических текстов современных японских авторов», «Эхо. Тишина. Терпение и Милость» - поэтический анализ текстов группы Foo Fighters», «Тема юности в поэтических текстах группы «Дайте танк!», «Тема любви в лирике современного поэта-исполнителя Глеба Голубина», «Мем» - новый жанр анекдота?» и др. Обучающиеся, выбирающие проекты такого типа, проявляют высокий уровень заинтересованности, мотивации к достижению обозначенной в работе цели, выступают на научных конференциях различного уровня (в 2023 году 8 студентов представили свои работы на научно-практических конференциях, 7 завоевали призовые места, 5 опубликовали работы в сборниках).

Наиболее интересные проектные продукты были представлены по темам «Цветы в поэзии А.А. Ахматовой» - набор открыток с цветами и фрагментами стихотворений поэта; «Эхо. Тишина. Терпение и Милость» - поэтический анализ текстов группы Foo Fighters» - перевод текста песни с английского на русский язык и создание авторской концептуальной обложки трека; «Образы мужчин и женщин в "экзотических" стихотворениях В.Полозковой» - создание иллюстрированного электронного альбома стихотворений современного поэта.

Информационный (информационно-поисковый) и социально-ориентированный проекты – это проекты, в основе которых лежит сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Данные проекты призваны научить добывать и анализировать информацию о каком-либо объекте или явлении и предполагают анализ и обобщение собранной информации, предназначенной для широкой аудитории. Результатом информационных проектов могут быть презентации, доклады, публикации, образовательное событие, социальное мероприятие (акция).

Темы индивидуальных проектов данных видов и итоговые проектные продукты имели социальную направленность: «Литературные музеи Екатеринбурга» - информационный буклет с перечнем самых интересных музеев города, «Что есть красота? (женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)» - анализ женских образов в романе, создание социального плаката «Что есть красота?», «Экранизация литературной классики: за и против» - составление перечня экранизаций классических произведений, рекомендованных к просмотру, «Цой жив! Почему?» - актуальность текстов Виктор Цоя» - выявление эффективных художественных приемов, которые использовал автор при создании текстов (памятка для начинающих поэтов), «Твой выбор: жить или… (проблема наркомании в произведении М. Булгакова «Морфий»)» - буклет с цитатами и повести М. Булгакова и статистическими данными и контактами служб, помогающих людям, попавшим в зависимость, «Памятники писателям в Екатеринбурге» - составление карты экскурсионного маршрута, «Телевидение и литература: что окажется сильнее?» - составление сравнительной таблицы о воздействии на мозг человека просмотра телевизора и чтение книги в инфографике и др. Интеллектуальные продукты данных видов индивидуального проекта отражали представление обучающихся о решении актуальных вопросов, имели широкую общественную направленность и были представлены пред многочисленной аудиторией.

Творческие проекты – проекты, требующие творческого подхода, и предполагают соответствующее оформление продукта проектной деятельности. Форма представления результатов может быть различной – изделие, газета, сочинение, видеофильм, спектакль, инсценировка, музыкальное исполнение, праздник, игра, репортаж, экспедиция и пр.

Наиболее интересные проектные продукты были представлены по темам: «Мир фэнтези в современной литературе» - составление рассказа в жанре фэнтези, компьютерная визуализация героев, «Лирика В. Маяковского и живопись кубистов» - электронный сборник, включающий стихотворения поэта и картины известных художников-кубистов, «Комикс» - жанр литературы или живописи?» - составление комикса с героями-одногруппниками, компьютерная визуализация нескольких страниц, «Роль метафор в лирике Нойза-МС (выбранные тексты)» - создание концептуальной обложки трека «Выдыхай».

Практико-ориентированные (прикладные) – это проекты, строго ориентированные на результат (готовый продукт) проектной деятельности. Причем этот продукт обязательно должен быть основан на социальных интересах самих участников, удовлетворять конкретную потребность. Продукт практико-ориентированного проекта (макет, опытный образец, разработка, мультимедийный продукт) может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика.

Проанализировав художественные тексты и вспомогательную литературу, обучающийся создает материально выраженный продукт: например, разработав проект «Философия андеграунда в текстах исполнителя «Предтрен», студент создал дизайнерский «мерч» (футболки, арафатки (платок для лица), чехол для телефона и т.д.), посвященный исполнителю, выражающий его стиль и творчество. «Образ кота в литературных произведениях» – разработка стикер-паков в социальной сети с котами по мотивам художественных текстов; «Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев» - студентка первого курса представила анализ произведений, в которых важна роль камней, собрала информацию о влиянии каню на судьбу героя, затем представила продукт - украшения (бусы, браслет, брелоки) из камней, описанных в художественных текстах классиков. Проект «Деньги на Урале: история развития монетного двора», представленный студентками специальности «Дизайн» на научно-практической конференции и завоевавший первое место, включал дизайнерскую разработку юбилейной купюры, посвященной 300-летию Екатеринбурга.

Результаты выполнения индивидуального проекта отражают сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской работы, способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при анализе сформулированной темы развивают умение решать конкретные жизненно важные или профессиональные задачи.

Все виды проектов способствуют развитию творческих способностей и логического мышления, объединяют знания, полученные в ходе учебного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические рекомендации по реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательного цикла, реализуемого в среднем профессиональном образовании МОСКВА/ИРПО https://nttmps.ru/uploads/files/metod_soprov/Методические_рекомендации_по_реализации_ИП_2023_ЦМС_СПО.pdf
Категория: Внеурочка
17.05.2024 08:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!