СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатизация учебного процесса как направление в инновационном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перестройка информационной среды современного образования, а также, ее существенные изменения, являются результатом развития инофрмационно-коммуникацонных технологий. Персональные компьютеры и сопутствующее оборудование являются неотъемлемой частью нашей жизни, компьютерная грамотность теперь доступна каждому и не зависит от уровня образования. Информационные процессы задают ориентиры и определяют точки роста всей образовательной системы. На сегодняшний день, содержание образования, воспитание, а также, деятельность педагогических работников находится под воздействием информационных потоков.

В системе среднего профессионального образования Луганской Народной Республики также происходят существенные изменения, такие как переход на новые государственные образовательные стандарты, целью которых является повышение качества образования, следовательно, образовательная сфера нуждается в определении актуальных ориентиров развития и течения образовательного процесса в учебных организациях.

Использование информационных технологий в образовательном пространстве способно улучшить качество, доступность и открытость образования, обеспечить равные возможности его получения [1]. Разумеется, образовательный процесс, на протяжении многих лет, развивается в неразрывном единстве традиций и инноваций, которые гармонично взаимодействуют и дополняют друг друга. Термин «инновация» вошел в обиход еще в 1930-е годы прошлого столетия. Именно инновационные процессы в образовании характеризуют современные подходы. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования [4]. На сегодняшний день, можно смело заявить, что интерпретация таких понятий как «традиционное образование» и «инновационное образование» несколько трансформировались и приобрели иной смысл. Ведь согласитесь, сейчас сложно представить традиционное образование в схеме: изучение – закрепление – контроль – результат. Все же, многолетний и непрерывный процесс взаимодействия традиций и инноваций внес свои коррективы в образовательную систему, что повлекло за собой формирование новых направлений в инновационном образовании. Н.А. Бородина, С.В. Подгорская, О.С. Анисимова выделяют ряд направлений развития информатизации системы образования, которые включают в себя: информатизацию процессов обучения в общем и профессиональном образовании, получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными стандартами уровня знаний, умения и навыки в области общей и профессиональной «информационной культуре», создание информационной инфраструктуры сферы образования, информатизацию процессов управления образованием, информатизацию научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования, оснащение сферы образования современными информационно-вычислительными средствами и телекоммуникационной техникой, создание и развитие современной системы дистанционного образования [2]. Как мы видим, многие из вышеперечисленных актуальных направлений информатизации образования в нашей молодой республике постепенно развиваются, однако, для полноценного функционирования в системе образования этих направлений необходима как финансовая поддержка, так и подготовка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. Также, стоит заметить, что в условиях пандемии, как никогда, стал актуален вопрос развития дистанционного образования. На протяжении почти трех лет образовательная сфера Луганской Народной Республики вынуждена осуществлять свою деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий. Наша образовательная организация (ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский строительный колледж») не исключение, и реализует свою деятельность в форме дистанционного обучения. Анализ течения учебного процесса по итогам предыдущего года показал, что педагогический коллектив колледжа столкнулся с рядом проблем, которые влияют на качество образования обучающихся. В первую очередь, это социальный статус наших обучающихся (сироты, дети лишённые родительской опеки, дети с ограниченными возможностями), таким ребятам достаточно сложно усваивать материал в форме дистанционного обучения и работу в индивидуальном порядке практически невозможно исключить. Второстепенным фактором влияния на качество образования колледжа можно считать финансовое благополучие семей обучающихся, ведь не у каждого ребенка есть соответствующая компьютерная техника для освоения образовательной программы в формате дистанционного обучения. По большей части, именно эти проблемы ухудшают качество образовательного процесса, ведь нарушен процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Информационные технологии обучения уже сегодня основательно влияют на качество подготовки обучаемых. Уже не первый год в инновационном образовании взят за основу компетентностный подход, основная цель которого – обеспечение качества образования. Соответственно, само образование под воздействием компетентностного подхода, понимается как система, которая соответствует современным потребностям, ценностям и представлениям о его будущем. Однако, дело не только в том, какие информационные компетенции приобретают обучаемые. По мнению С. Керра, в перспективе более важным будет влияние информационно-коммуникационных технологий на изменение представлений о том, как осознают себя участники образовательного процесса, как меняется их взаимодействие в условиях применения средств информационно-коммуникационных технологий обучения [2]. Несомненно, это влияние уже произошло как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании, ведь у молодежи уже есть четкая ориентация на определенные условия и атмосферу, которые, как они считают, должны ожидать их на рабочем месте [3]. Можно сказать, что за последние 10-15 лет развития интернет-технологий соответственно выросло и интернет-поколение, которое и является непосредственным потребителем и пользователем информационно-коммуникационных технологий во всех сферах своей жизни. Как утверждают А.В. Сказочкин и И.И. Игнатов, современная молодежь претерпела ряд изменений: изменения в ожиданиях (новое поколение, выросшее на использовании интернета в обыденной жизни, учебе и профессиональной деятельности, исходит из того, что оценка их вклада должна основываться исключительно на реальных способностях и заслугах, а не на должностях, званиях, капитале и происхождении), изменения в навыках (интернет-поколение настроено применять свои способности почти исключительно в интеллектуально-информационной сфере), изменения в восприятии социальных структур (молодежь не воспринимает всяческие «вертикали», а настроена на профессиональные отношения «по горизонтали», работа в сетевых структурах представляет больший интерес, нежели работа в иерархических «пирамидах») [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что информатизация учебного процесса направлена на решение целого ряда задач, которые предшествуют повышению качества образования в будущем. Благодаря информатизации, система образования станет более эффективна в своем функционировании, образовательные услуги будут доступны каждому, а участники образовательного процесса подготовлены к жизни в открытом информационном пространстве.

Категория: Всем учителям
20.01.2022 09:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!