СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация для абитуриентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУБЛИКУЕМ СТАТЬЮ ДМИТРИЯ ГУЩИНА Об особенностях приёмной компании нынешнего года, о том, с какими трудностями могут встретиться абитуриенты, и о том, как их преодолевать, рассказывает наш постоянный автор, Почётный работник образования Российской Федерации, Учитель года России — 2007 Дмитрий Гущин. ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО, ПРИЁМ — 2015 И НЕНОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В популярной литературе по экономике часто упоминается закон «80 на 20» или «принцип Парето», названный так в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето (1848—1923). Изучая распределение доходов в разных странах в различные исторические эпохи, он сформулировал его в следующем виде: «80% всех богатств принадлежит 20% населения». Это эмпирическое правило, называемое также «правилом дисбаланса», в полном виде можно было бы сформулировать так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Приведём ещё несколько популярных формулировок: 20% сотрудников делают 80% работы; 80% потраченного времени дают всего 20% результата; 80% учащихся запоминают лишь 20% информации с урока; 80% ваших слушателей понимает 20% ваших мыслей; и т. д. Конечно, в той или иной области соотношение 80:20 может смещаться, причем довольно значительно, но, тем не менее, все эти примеры объединяет общая идея: большая часть результатов достигается меньшей частью усилий, а большая часть усилий пропадает зря. Принцип 80:20 в этом году был положен в основу зачисления абитуриентов в вузы: 28 июля 2014 г. министерством образования и науки был издан приказ № 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год». В пунктах 118 и 119 этого приказа говорится следующее: первый этап зачисления по очной форме обучения завершается 4 августа. Зачисляются все абитуриенты, проходящие по конкурсу и предоставившие оригинал документа об образовании (аттестат или диплом), до заполнения 80% имеющихся бюджетных мест с округлением в большую сторону. Во вторую волну зачисляются остальные абитуриенты, проходящие по конкурсу и предоставившие оригиналы документов об образовании, до заполнения оставшихся 20% мест. Заметим, что поступление в вуз напрямую привязано к критерию предоставления оригинала документа об образовании. Заметим также, что дата предоставления документа в вуз не должна являться определяющим фактором отбора абитуриентов в высшие учебные заведения. Действительно, большинство абитуриентов не знает, в какой вуз они точно могут быть зачислены по результатам конкурса; поэтому они подают заявления в несколько вузов. Но если уж они оказались достойными, то следует зачислять их вне зависимости от того, принесён ими оригинал или копия документа. О том, с какими трудностями встретятся абитуриенты 2015 года, расскажем на примере двух вполне реальных ситуаций. Для каждого из следующих конкурсных списков определите, кто будет зачислен в вуз, считая, для простоты, что в вузе всего 5 мест. Ситуация «Попал или не попал»: первая волна зачисления № Фамилия И. О. Сумма баллов Документ об образовании 1 Бурин А. В. 290 Оригинал документа 2 Мальцева О. В. 285 Оригинал документа 3 Пименов П. Т. 280 Оригинал документа 4 Сурначева О. Н. 275 Оригинал документа 5 Пенизев А. А. 270 Оригинал документа 6 Касатонов Е. О. 265 Оригинал документа 7 Тимофеев А. Е. 260 Копия документа 8 Чернов А. А. 120 Копия документа 9 Иноземцев П. Т. 110 Копия документа Комментарий: поступающий Пенизев не будет зачислен в первую волну зачисления, несмотря на то, что и по рейтингу, и по факту предоставления документа об образовании он мог бы быть зачислен. Причём как ему быть дальше, абитуриент Пенизев не знает. Возможно, надо просто подождать три дня и быть зачисленным во вторую волну. А возможно, за эти дни в вуз принесут оригиналы документов те, кто имеет большую сумму баллов. Тогда Пенизев не поступит ни в этот вуз, ни в какой другой. Какой ему дать совет, мы не знаем. Возможно, следует всё же забирать оригинал документа и нести его в то место, где он не последний по баллам. Ситуация «Зачислим слабых, оставим без образования сильных»: первая волна зачисления № Фамилия И. О. Сумма баллов Документ об образовании 1 Бурин А. В. 290 Оригинал документа 2 Мальцева О. В. 285 Копия документа 3 Пименов П. Т. 280 Копия документа 4 Сурначева О. Н. 275 Копия документа 5 Пенизев А. А. 270 Оригинал документа 6 Касатонов Е. О. 265 Копия документа 7 Тимофеев А. Е. 260 Оригинал документа 8 Чернов А. А. 120 Оригинал документа 9 Иноземцев П. Т. 110 Оригинал документа Комментарий: так как должны быть зачислены 80% поступающих, имеющих оригиналы документов, в первую волну будут зачислены Бурин, Пенизев, Тимофеева и Чернова. Останется одно место. Предположим, что остальные поступающие сели на самолёты, прилетели в вузы, куда были поданы оригиналы документов, забрали их и за два дня успели подать их к участию в конкурсе во второй волне. Напомним, что они ничего не знают ни о друг друге, ни о чужих планах, поэтому надежда оказаться единственным зачисленным есть у каждого. Впрочем, может быть и никто не будет зачислен – помним, про тех, кто может принести оригинал и иметь больше баллов. Как бы то ни было, формируем список второго этапа. Ситуация «Зачислим слабых, оставим без образования сильных»: вторая волна зачисления № Фамилия И. О. Сумма баллов Документ об образовании 1 Бурин А. В. 290 зачислен 2 Мальцева О. В. 285 Оригинал документа 3 Пименов П. Т. 280 Оригинал документа 4 Сурначева О. Н. 275 Оригинал документа 5 Пенизев А. А. 270 зачислен 6 Касатонов Е. О. 265 Оригинал документа 7 Тимофеев А. Е. 260 зачислен 8 Чернов А. А. 120 зачислен 9 Иноземцев П. Т. 110 Оригинал документа Комментарий: поскольку осталось только одно место, на него будет зачислен Мальцев, и итоговый список поступающих и зачисленных будет выглядеть следующим образом: № Фамилия И. О. Сумма баллов Документ об образовании 1 Бурин А. В. 290 зачислен 2 Мальцева О. В. 285 зачислен 3 Пименов П. Т. 280 Не зачислен, оригинал документа 4 Сурначева О. Н. 275 Не зачислен, оригинал документа 5 Пенизев А. А. 270 зачислен 6 Касатонов Е. О. 265 Не зачислен, оригинал документа 7 Тимофеев А. Е. 260 зачислен 8 Чернов А. А. 120 зачислен 9 Иноземцев П. Т. 110 Не зачислен, оригинал документа Итак, абитуриенты Пименов и Сурначева, подавшие оригиналы документов и имеющие высокий рейтинг, не зачисляются в вуз (а идут в армию и ищут себе работу соответственно). С другой стороны, зачисленным остаётся Чернов, имеющий всего 120 баллов. Его уровень не соответствует уровню вуза, и, видимо, после первой сессии студент Чернов будет отчислен, чему он и сам будет не рад, но это будет только через полгода. А пока талантливые абитуриенты не поступили, в отличие от тех, кто занял не своё место. Две волны и три дня: мечты и реальность Известно, что из пяти вузов, куда можно подать заявления о приёме, в первую волну оригинал документа об образовании предоставляют в самые престижные. Такими обычно являются крупнейшие региональные вузы, а так же вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Те, кто примет решение поступать во вторую волну в другой вуз, из-за сокращения сроков проведения второй волны всего до трёх дней столкнутся с печальной действительностью. Иногородние поступающие могут физически не успеть забрать оригинал документа об образовании, предоставленный вузу в Москве или Санкт-Петербурге и привезти его за два дня в региональный вуз: летать самолётом, перевозя аттестаты с места на место, всё же дорого, а поездом — долго. Поэтому абитуриенты будет выбирать во вторую волну те вузы, куда они успевают переложить документы, то есть другие вузы в тех же крупных городах. Они приедут в них в начале августа, подождут 4 числа и будут принимать решение на месте. Тем самым, в крупнейших городах будет слишком высокий конкурс, а во всех остальных — слишком низкий. Кроме того, в крупных городах не смогут зачислить многих хороших абитуриентов из-за высокого конкурса, а во всех остальных будут зачислять в первую волну практически каждого, кто принёс заявление. Напомним к тому же, что в силу формулы 80:20 региональные вузы уже в первую волну зачислят многих абитуриентов, имеющих низкие баллы, поскольку они предоставили оригиналы аттестатов. Поэтому зачислить во вторую волну «всех, вернувшихся из Москвы», даже имеющих высокие баллы, у них может не получиться. О том, как оно должно быть В действительности, проблема с зачислением, над которой не первый год размышляют чиновники, вводя ограничение по оригиналам документов, количеству заявлений или разрабатывая схемы типа вышеприведённых, решается достаточно просто. И дело не в изменении соотношения 80:20 или в увеличении сроков подачи документов. Их и вовсе можно не требовать с абитуриентов, как перестали с них требовать предоставление результатов ЕГЭ: всё, что нужно, есть в государственных электронных базах. И поступление в вуз надо проводить электронным образом. Предложим следующую схему. В течение июля абитуриенты регистрируются на портале государственных услуг и проходят процедуру подтверждения личности или получают индивидуальную цифровую подпись. После этого все действия, совершённые ими на этом портале в электронном виде, обретают статус совершённых очно. Абитуриенты, сдающие испытания творческой и профессиональной направленности, регистрируются до 10 июля и сдают экзамены до 20 июля в вузах. В эти же сроки сдаются экзамены в вузах, имеющих право проводить собственные вступительные испытания. Результаты вносятся в федеральную информационную систему государственной итоговой аттестации и приёма. Сканированные копии документов, подтверждающих особые права, преимущества, индивидуальные достижения и т. п., поступающие прикрепляют к своему электронному заявлению. (Поясним для неспециалистов: эта база используется уже четыре года. Все вузы вносят в неё информацию о каждом абитуриенте, изменения в личных делах, заявлениях и т. п. Для государства весь процесс зачисления уже сейчас предельно прозрачен.) С 21 по 30 июля проводится «досрочное» зачисление лиц, имеющих особые права и лиц, поступающих в рамках целевого набора. Алгоритм их зачисления полностью аналогичен описанному ниже алгоритму зачисления поступающих по общему конкурсу. С 30 июля все незанятые в досрочное зачисление места переходят в общий конкурс. Поступающие по общему конкурсу в течение июля, до 1 августа, указывают в базе ГИА и приёма специальности, на которые хотят поступать, и получают список всех вузов страны, которые ведут по ним подготовку. Выбирают сколько угодно тех, которые осуществляют подготовку по выбранной специальности, и ждут своего дня. Далее поступление осуществляется поэтапно. 1 августа распределяются и зачисляются те абитуриенты, кто в сумме набрал больше 280 баллов. Распределение по вузам идёт с учётом приоритета, указанного поступающим. В случае отказа от зачисления в волну «280» абитуриент участвует в последующих конкурсах вплоть до момента зачисления, но сумма его баллов с каждым разом снижается до максимального балла текущей волны зачисления. Поэтому передумавшие, опоздавшие или отказавшиеся от зачисления абитуриенты, зачисляющиеся позже, чем должны, не могут вытеснить тех, кто уже зачислен в свой срок. Отказаться от зачисления можно только в течение одних суток с момента публикации приказов в электронном виде, приказы публикуются 1 августа. 3 августа на оставшиеся места всех вузов распределяются и зачисляются те, кто набрал от 260 до 280 баллов (и те, кто не был зачислен ранее), в третий день распределения (5 августа) — те, у кого от 240 до 260 баллов (и те, кто не был зачислен ранее). Приём будет закончен за две недели. Вот и всё. Полная свобода и открытость, никаких дополнительных схем или ограничений. И не нужны никакие оригиналы документов, студенты привезут их в вуз в конце августа, когда приедут учиться. Помимо принципа 80:20, являющегося, скорее, маркером дисбаланса, чем экономическим законом, Вильфредо Парето сформулировал принцип оптимальности. Движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое улучшает состояние по крайней мере одного элемента системы, не нанося ущерба никому другому. В итоге система приходит в состояние оптимальности по Парето — это состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть ещё более улучшено без ухудшения других. Вот так и надо организовать систему поступления в вузы. * * * А что касается текущего года, то вузам необходимо дать право самостоятельно решать, сколько процентов поступающих зачислять в первую волну — 80, 95 или 100 процентов. Административная рамка 80:20, приводящая к зачислению «попал — не попал» или к «зачислению слабых», должна быть устранена. Да и срок между первым и вторым этапом зачисления, следует увеличить хотя бы до 7 дней. Ради того дела, для которого проводится конкурсный отбор: для выявления и отбора наиболее талантливых и способных к получению высшего образования учащихся. А не тех, кто быстрее всех транспортирует аттестаты или сразу угадывает вуз, куда надо относить оригиналы документов.

19.05.2015 19:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!