СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация для родителей. Моделирование:свойства,применение на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу поделиться с Вами своим опытом относительно сущности и особенностей использования данного метода в учебном процессе на некоторых предметах.

Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с комнатных растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев и характер поверхности. Несущественными для данной деятельности будут такие признаки, как цвет и форма листьев.

Моделирование включает такие этапы, как:

1) построение модели;

2) исследование модели;

3) перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.

Под моделью понимается некий образ (подобие объекта, явления или процесса), используемый в качестве его заместителя для выяснения или уточнения тех или иных характеристик.

Существуют разнообразные классификации моделей. Согласно Л.М.Фридману, например, модели можно разделить на три класса:

  1. Материальные или предметные модели необходимы для воспроизведения в наглядной форме сюжетной задачи, либо для построения предметной модели с помощью манипуляций предметами.
  2. Знаково-символические модели подразделяются на иконические (разного рода рисунки, схемы, чертежи) и знаковые (числовые выражения, уравнения, системы уравнений, неравенства и системы неравенств).
  3. Идеальные модели (мысленные, умственные, воображаемые, создаваемые субъектом в своём воображении в виде образа-представления или образа-воображения.

С моделями разнообразного назначения мы сталкиваемся в течение всей своей жизни. Это различные игрушки – в дошкольном возрасте. В последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, архитектуры, модели для исследовательских целей в научном мире, схемы, чертежи и т.д. Главная особенность модели состоит в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала или отражает необходимые для данного конкретного случая его признаки.

Основное назначение модели в школьном обучении заключается в том, чтобы по результатам исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.

Построение моделей в процессе решения какой-либо учебной задачи выступает как средство наглядности, помогающее упростить рассматриваемые в задаче ситуации с целью поиска пути её решения. При этом ситуация преобразуется таким образом, что все её элементы, отношения между данными и искомыми, входящими в задачу, представлены в легко вообразимой форме.

Анализ программ, учебно-методической литературы показал, что авторы современных учебных программ для начальной школы уделяют серьёзное внимание моделированию.

Так, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, разработавшие курс «Математика» для начальной школы, указывают на необходимость работы со схематическими моделями на уроках. Авторы считают, что курс «Математика» способствует накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.

Значительное место использованию моделей и моделирующей деятельности отводится и в курсах, разработанных А.А.Плешаковым. В 1 классе при изучении окружающего мира в работе учащихся рекомендуется использовать модели частей компьютера, светофора, игрушки-модели транспортных средств, глобус. Деятельность моделирования осваивается в процессе изготовления моделей Солнца из пластилина, Солнечной системы, моделей-аппликаций облака, радуги, моделей запрещающих природоохранных знаков, моделей, отражающих разнообразие природы нашей планеты. В учебниках 2-4 классов много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы.

Моделирование как метод обучения используется и на уроках русского языка. Большое значение отводится работе с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности правописания слов, склонения и т.п. В структуру заданий входят аналитические планы, которые служат для уточнения смысла задания с которым предстоит работать, актуализация (воспроизведение) знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения заданий.

Я в своей работе использую моделирование с целью формирования активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приёмами мышления.

Моделирование относится к группе практических методов обучения. Мои учащиеся в процессе рассуждений способны создать такие модели: начертить план местности, схемы различных связей между предметами, изготовить их из пластилина, картона, бумаги и т.п. С учётом того, что учащимся младшего школьного возраста свойственно конкретно-образное мышление, я использую предметное, образное и знаковое моделирование.

Обучение моделированию я провожу в несколько этапов:

1. Работа с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы. При этом необходимо в доступной форме поясняю учащимся, что модель – это предмет, замещающий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками. Далее под моим руководством учащиеся описывают объект с помощью готовой модели. Только после того, как дети овладеют умениями работать с готовой моделью, можно переходить на следующий этап обучения моделирующей деятельности, цель которого – актуализация приёмов логического мышления.

2. Введение упражнений с элементами сравнения, обобщения и классификации. Так, путём сравнения нескольких объектов одного класса учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные признаки, по которым несколько объектов можно определить в одну группу. Например, подразделяя природу на живую и неживую на уроках окружающего мира, я подвожу учащихся к тому, что, несмотря на огромное разнообразие живых существ, для них, в отличие от неживых, характерно то, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

3. Изображение символом. К осознанию возможности изображения символом (рисунком или схемой) нужно подводить учащихся постепенно. Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению. На этом этапе работы процесс моделирования становится наглядным и конкретным.

Следует отметить, что выбор и построение той или иной модели во многом зависит от знаний и умения учащихся.

18.12.2023 17:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!