СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное общество не может существовать без современных технологий. На уроке мы прежде всего используем ИКТ технологии.Онипозволяют более качественно провести урок. На сегоднешний день существует очень много электронных приложений к учебникам. В них можно, например,по биологии провести опыты и лабораторные интерактивно, особненн,если нет необходимых материалов.
Инновационные педагогические технологии.
Обучение учащихся основам исследовательской деятельности.
Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.
Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения - создание проблемной ситуации.
На первых этапах освоения проблемного похода я ставила задачу системы проблемных заданий курса. Но тут я поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т.д.) Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы, во- первых, доступные учащимся проблемы данной науки, и во- вторых, используемые этой науки методы исследования. Такой подход к построению системы мне кажется позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии. Например, задания по физической географии:
Постановка этих заданий основывается на научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании сравнительного, картографического и статистического методов исследования.
Учащиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных), систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификация таблиц и т. д.), анализ, обобщение и построение вывода.
Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников.
Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.
Использование сетевых технологий ИНТЕРНЕТА.
Педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.
Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.
1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.
2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.
Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.
Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты.
В процессе изучения темы «Литосфера» дети рисуют физическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.
При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия как климатический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но они вполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплые участки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.
При изучении темы гидросфера, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.
Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются.
При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.
Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.
Интернет, образовательные СД- диски.
Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя.
Цель- создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Как уже было сказано выше, инновационные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывается следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Изучение материала блоками.
МОДУЛЬ - целевой функциональный модульный узел, в котором объединены учебное конкретных целей в учебно-познавательной деятельности.
Модульная технология состоит из модульной программы (цикла) и модульного урока.
В модульной программе (её составляет учитель) прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Действия учителя при составлении МП следующие:
1) подробное изучение конкретного курса, всех разделов и тем в нём;
2) определение цели обучения для учащихся,(например :в результате работы над модулем необходимо
изучить:.; определить.; повторить.; сравнить.; развить умения.; навыки. и т.д.
3) отбор учебного материала по содержанию;
4) определение приёмов учебной деятельности;
5) распределения содержания по урокам;
6) подбор дополнительной литературы для учащихся;
7) письменное составление МП;
8) подготовка необходимого количества копий МП.
Следующий элемент технологии - модульный урок. Приступая к разработке урока необходимо помнить, что его продолжительность 2 академических часа, но встречаются уроки и меньшей продолжительности.
Действия учителя при составлении урока - модуля:
1) формулирование темы урока;
2) отбор учебного материала по содержанию;
3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;
(например: в результате работы необходимо изучить.; определить.; повторить.; сравнить.; развить умения и навыки и т.д.)
4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;
5) определение способов учебной деятельности учащихся;
6) отбор методов и форм деятельности учителя;
7) письменное составление модуля данного урока;
8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;
Каждый УЭ - шаг к достижению цели урока.
УЭ не должно быть очень много.
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижении результатов обучения. Т.е. что должен знать и уметь ученик по завершению работы.
УЭ-1 - включает задания по определению исходного уровня знаний по теме.
Добавлю, что особой чертой модульной технологии является разработка диагностично поставленных целей обучения для каждого учебного элемента.
УЭ-2, УЭ-3 - включают задания по отработке учебного материала. (количество УЭ может варьировать).
Достижение целей гарантировано в том случае, если идёт чёткое руководство по усвоению материала.
Очень часто планируемые задания предлагаются на двух уровнях. 1-ый уровень включает обязательный для изучения материал (учащиеся должны знать и уметь) т. е. рассчитано на простое воспроизведение минимума. 2-ой уровень предполагает, что учащиеся могут знать предмет шире и глубже, использовать его в разных ситуациях (т.е. могут знать и уметь).
УЭ-4 - выходной контроль (самоконтроль и самооценка учащихся) подведение итогов самим учеником.
УЭ-5 - рефлексия, т.е. выбор индивидуального домашнего задания и окончательный итог урока.
Результатом выходного контроля (УЭ-4,УЭ-5) может быть ответ ученика у доски учителю, группе учеников,
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр – как индивидуальных, так и коллективных. Многие из них рассчитаны на проведение в классе, на уроке.
Ролевые игры более просты и понятны, поэтому требуют меньшей подготовки для организации. Небольшой инструктаж – “руководство к действию” и можно играть. Приводимый ниже пример хорош как для игры по географии, так и по истории или экологии. Игра “Линия времени” основана на готовой методической разработке для курса “Устойчивое развитие” с дополнениями автора этой статьи и его же рекомендациям.
(предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата)
Основная задача – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.
© 2018, Дрыгина Маргарита Викторовна 121