СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенность развития мультимедийных технологий в образовательной среде Российской Федерации. Виды электронных образовательных ресурсов. Интернет-проекты по созданию электронных образовательных ресурсов. ФЦИОР. Образовательные интернет-порталы: Мобильное электронное образование, Арзамас, Учи.ру.
В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Эти тенденции затрагивают весь мир не только в области образования, но и в других областях. Российская федерация не стала исключением из этих процессов. В 2016 году запущен проект «Электронная школа России», основой которого стали видео-уроки. Однако, современные компьютерные технологии могут обеспечить такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. Такие технологии давно используются в различных развлекательных отраслях (например, кинотеатры с эффектом присутствия). Но в образовании подобные технологии еще только начинают развиваться. Однако исследования показывают, что при комбинированном воздействии на обучающегося (зрение, слух, осязание и пр.), а также вовлечение в активные действия доля усвоения учебного материала может составить до 75%. Обучающие мультимедийные программы имеют очень широкий спектр применения: это и возможности группового обучения, в мини-группах, индивидуальная траектория обучающегося. По отношению к пользователю также появляются широкие возможности, невозможные в реальном времени в процессе обучения. Обучающийся, при освоении учебного материала может выставить как скорость освоения нового материала, так и объем, и степень трудности. Понятно, что обучающиеся имеют тенденцию к облегчению процесса получения знаний и чаще всего выбирают более легкие задания. Несмотря на это, градация трудности заданий и выбора задний позволяет в первую очередь учителю корректировать индивидуальные образовательные траектории каждого обучающегося, развивать их зоны ближайшего развития.
С мультимедийным контентом связаны следующие позитивные факторы:
1. Лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала (возможность неоднократного возвращения к тексту или видео, остановка на нужном фрагменте в любое время, многократная отработка теоретического материала на интерактивном тренажере).
2. Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний.
4. Полученные активными действиями знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении. Также используется понятие «интерактивность» на различных этапах урока. Если говорить об «интерактивности» в связи с применением ИКТ, то подразумевается использование различных компьютерных образовательных платформ, программ и конструкторов.
Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
- повышение эффективности образовательного процесса (у учителя есть возможность не только рассказывать материал самому, но и показывать видео, аудио-фрагменты, организовывать поиск информации обучающихся в сети Интернет, автоматизировать проверку и контроль знаний как в ходе урока, так и в завершении знаниевого блока). Таким образом, учитель может применять не только традиционные модели обучения, но и различные модели смешанного обучения (Blending Learning), отрабатывая один и тот же материал несколько раз.
- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьников.
Следует помнить, что при всех преимуществах использования ИКТ на уроках, перед учителем стоит очень трудоемкая задача – либо создание собственной образовательной платформы в интернете и самостоятельное наполнение контента (содержания платформы) различными заданиями. Либо поиск и сбор интересных заданий на различных сайтах, форумах и конструкторах. И то и другое – весьма затруднительно в условиях загруженности учителя. Но при грамотном подборе мультимедийных средств обучения (платформ, сайтов, программ) и составлении заданий различного типа, уровня и сложности роль преподавателя значительно изменяется. Очень часто говорят о том, что преподаватель на уроке становится не передатчиком знаний, а консультантом. Часто это понимается учителями так: дать задание ученикам, а дальше они должны спраляться сами. Такое представление в корне неверно. Для того, чтобы дать задание, необходимо очень четко представлять себе, какие результаты обучения будут получены в ходе его выполнения. Соответственно, появляются цели и задачи каждого задания, которые складываются в смысловой блок знаний. При наличии целей и результатов задания учитель уже не может оставаться лишь пассивным наблюдателем образовательного процесса – иногда необходимо скорректировать ход задания, направить или подсказать обучающемуся с чего начинать поиск и какую «дорожку» выбрать.
В таблице 1.1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств
Таблица 1.1 - Трансформация методов обучения
Традиционные методы обучения |
Традиционные средства и их дидактические возможности |
Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ |
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж |
Устное слово, печатное слово(учебники и учебные пособия, книги). Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. |
Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. |
Программное обеспечения медиаурока.
Организация учебного процесса с помощью мультимедийных технологий подразумевает использование специальных программных продуктов, среди которых можно назвать:
-образовательные виртуальные платформы
- электронные учебники;
-цифровая копия учебника;
-Электронные образовательные ресурсы (ЭОР или ЦОР);
Электронные формы учебника (ЭФУ)
- обучающие и тестирующие программы;
- Виртуальные доски
- Интерактивные конструкторы, плакаты
- презентации.
Мультимедийные программные средства реализуют следующие виды учебной работы:
- просмотр информации в аудиовизуальном варианте;
- практический тренаж по теории с использованием упражнений;
- контроль (оценочный/безоценочный);
- работу со словарем терминов и понятий;
- обучающие игры
© 2018, Филатова Ирина Ильинична 557