СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интернет-проекты по созданию электронных образовательных ресурсов – ФЦИОР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность развития мультимедийных технологий в образовательной среде Российской Федерации. Виды электронных образовательных ресурсов. Интернет-проекты по созданию электронных образовательных ресурсов. ФЦИОР. Образовательные интернет-порталы: Мобильное электронное образование, Арзамас, Учи.ру.

В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Эти тенденции затрагивают весь мир не только в области образования, но и в других областях. Российская федерация не стала исключением из этих процессов. В 2016 году запущен проект «Электронная школа России», основой которого стали видео-уроки. Однако, современные компьютерные технологии могут обеспечить такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. Такие технологии давно используются в различных развлекательных отраслях (например, кинотеатры с эффектом присутствия). Но в образовании подобные технологии еще только начинают развиваться. Однако исследования показывают, что при комбинированном воздействии на обучающегося (зрение, слух, осязание и пр.), а также вовлечение в активные действия доля усвоения учебного материала может составить до 75%. Обучающие мультимедийные программы имеют очень широкий спектр применения: это и возможности группового обучения, в мини-группах, индивидуальная траектория обучающегося. По отношению к пользователю также появляются широкие возможности, невозможные в реальном времени в процессе обучения. Обучающийся, при освоении учебного материала может выставить как скорость освоения нового материала, так и объем, и степень трудности. Понятно, что обучающиеся имеют тенденцию к облегчению процесса получения знаний и чаще всего выбирают более легкие задания. Несмотря на это, градация трудности заданий и выбора задний позволяет в первую очередь учителю корректировать индивидуальные образовательные траектории каждого обучающегося, развивать их зоны ближайшего развития.

С мультимедийным контентом связаны следующие позитивные факторы:

1. Лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала (возможность неоднократного возвращения к тексту или видео, остановка на нужном фрагменте в любое время, многократная отработка теоретического материала на интерактивном тренажере).

2. Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний.

4. Полученные активными действиями знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.[1]

Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении. Также используется понятие «интерактивность» на различных этапах урока. Если говорить об «интерактивности» в связи с применением ИКТ, то подразумевается использование различных компьютерных образовательных платформ, программ и конструкторов.

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

- повышение эффективности образовательного процесса (у учителя есть возможность не только рассказывать материал самому, но и показывать видео, аудио-фрагменты, организовывать поиск информации обучающихся в сети Интернет, автоматизировать проверку и контроль знаний как в ходе урока, так и в завершении знаниевого блока). Таким образом, учитель может применять не только традиционные модели обучения, но и различные модели смешанного обучения (Blending Learning), отрабатывая один и тот же материал несколько раз.

- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;

- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьников.[2]

Следует помнить, что при всех преимуществах использования ИКТ на уроках, перед учителем стоит очень трудоемкая задача – либо создание собственной образовательной платформы в интернете и самостоятельное наполнение контента (содержания платформы) различными заданиями. Либо поиск и сбор интересных заданий на различных сайтах, форумах и конструкторах. И то и другое – весьма затруднительно в условиях загруженности учителя. Но при грамотном подборе мультимедийных средств обучения (платформ, сайтов, программ) и составлении заданий различного типа, уровня и сложности роль преподавателя значительно изменяется. Очень часто говорят о том, что преподаватель на уроке становится не передатчиком знаний, а консультантом. Часто это понимается учителями так: дать задание ученикам, а дальше они должны спраляться сами. Такое представление в корне неверно. Для того, чтобы дать задание, необходимо очень четко представлять себе, какие результаты обучения будут получены в ходе его выполнения. Соответственно, появляются цели и задачи каждого задания, которые складываются в смысловой блок знаний. При наличии целей и результатов задания учитель уже не может оставаться лишь пассивным наблюдателем образовательного процесса – иногда необходимо скорректировать ход задания, направить или подсказать обучающемуся с чего начинать поиск и какую «дорожку» выбрать.

В таблице 1.1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств[3]. Безусловно, умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства преподавателя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИТ зависит и от знаний преподавателем педагогических основ по информатизации уроков.

Таблица 1.1 - Трансформация методов обучения

Традиционные

методы обучения

Традиционные средства

и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово(учебники и учебные пособия, книги). Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими

средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана,

сообщение знаний (текст читает диктор

программы). Возможность многократно

повторить точно такое же содержание.

Гиперссылки позволяют найти быстро

нужную информацию.

Программное обеспечения медиаурока.

Организация учебного процесса с помощью мультимедийных технологий подразумевает использование специальных программных продуктов, среди которых можно назвать:

-образовательные виртуальные платформы

- электронные учебники;

-цифровая копия учебника;

-Электронные образовательные ресурсы (ЭОР или ЦОР);

Электронные формы учебника (ЭФУ)

- обучающие и тестирующие программы;

- Виртуальные доски

- Интерактивные конструкторы, плакаты

- презентации.

Мультимедийные программные средства реализуют следующие виды учебной работы:

- просмотр информации в аудиовизуальном варианте;

- практический тренаж по теории с использованием упражнений;

- контроль (оценочный/безоценочный);

- работу со словарем терминов и понятий;

- обучающие игры

Категория: Математика
24.06.2018 16:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!