СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегративный подход к обучению гуманитарных предметов в условиях реализации ФГОС (история, обществознание, литература, русский язык) Практическая часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории средних веков и русскому языку на тему:

«Государства славянских народов» в шестом классе

Цель:

Дать представление об образовании славянских государств.

Задачи:

- познакомить учащихся с расселением, занятием и образом жизни славян, с первыми славянскими государствами, дать представление о первых славянских просветителях Кирилле и Мефодии, о значении их деятельности;

- развивать умения учащихся работать с картами, выделять главное из текста, обобщать, делать выводы, работать в микрогруппах;

- воспитывать чувство уважения к разным народам, чувство толерантности.

Оборудование и материалы: проектор, экран, раздаточный материал, атласы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

На экране слайд 1

Беседа по вопросам:

Кто изображен на экране? (русские, белорусы, украинцы)

Как вы думаете, о каких народах пойдет речь на нашем уроке? (о славянских). Учащиеся формулируют тему и задачи урока.

А кто такие славяне? Какие славянские народы вы знаете?

Сегодня на уроке вы еще больше узнаете о славянах и государствах, образованных ими.

Слайд 2, слайд 3, Слайд 4

  1. Объяснение нового материала с использованием атласов и слайда с картой (Слайд 5)

В VI веке славяне занимали огромные территории:

На западе – до реки Эльбы,

На востоке – до среднего течения реки Днепр,

На севере – от Балтийского моря,

На юге – до Дуная и Черного моря.

Территория расселения славян оказалась обширной (Учитель показывает на карте)

В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви. Опираясь на карту атласа, попробуйте самостоятельно их назвать. (слайд 6) – раздаточный материал.

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

Чехи, поляки, словаки

Болгары, сербы, хорваты

Предки русского, белорусского и украинского народов.

Работа с картой: какая из ветвей славян занимала большую территорию? (восточные славяне) Слайд 5.

Беседа по вопросам:

1. что мы знаем о занятиях восточных славян?

Раздаточный материал (Приложение № 1)

Учащиеся из набора букв собирают слово – занятие восточных славян (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля). Слайд 7

Эти же занятия были главными у остальных славянских народов.

2.Что мы знаем об организации славянского племени?

Решение мини-кроссворда, где отражены основные понятия, касающиеся данного пункта (Приложение № 2) раздаточный материал. Слайд 8

Рассказ учителя:

В славянском племени все вопросы решало вече – народное собрание. Во главе племени стояли князья – военные вожди. Князь имел конную дружину, вместе они совершали нападения на соседские племена, захватывали скот, драгоценности, пленных, становившихся рабами. Рабов освобождали за выкуп или оставляли в качестве соплеменников. Поскольку славянские племена сами испытывали угрозу нападений, они стали объединяться в союзы племен, которые впоследствии стали основой для образования славянских государств.

Учитель ставит перед учащимися вопрос: Как называется тема урока? Обращается внимание учащихся на тот факт, что государств несколько.

Для начала необходимо выяснить, какие же государства были образованы славянскими народами. Группы получают раздаточный материал (Приложение № 3) и из букв собирают названия государств (Болгария, Чехия, Польша, Великоморавская держава)

Затем каждая микрогруппа работает со «своим» государством, используя раздаточный материал (Приложение № 4).

Интеграция с русским языком. Работа с текстом.

Из полученных текстов учащимся предлагается выделить главное по плану:

1. время возникновения;

2. личности, с которыми связана история государства;

3. дальнейшая судьба государства. Слайд 9

Выступления учащихся сопровождаются слайдами по каждому государству (Слайды 10-16)

Выводы заносятся в таблицу (на доске):

Славянские государства

Болгарское государство

Великоморавская держава

Чехия

Польша

1.К VII образовалось Болгарское государство.

2.Князь Борис в 865 году принимает христианство. Князь Симеон в начале X века принял титул «царя болгар и греков».

3.В начале XI века Болгария была подчинена Византийской Империи.

1.Возникло в первой половине IX века.

2.для борьбы с Германией заключила союз с Византией – откуда прибыли первые славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий.

3.распалась в X веке.

1.К IX – началу X века образовалось Чешское государство.

2. Упрочение княжеской власти и чешского государства произошло при князе Бржетиславе I. В 1085 году чешский князь принял титул короля.

3. было завоевано Польским государством, но впоследствии освободилось от его зависимости.

1.В X веке образовалось древнепольское государство.

2.В 960-992 гг правит Мешко I – первый польский князь. Политика объединения.

Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель.

3.в дальнейшем завоевывала и процветала.

Интеграция с русским языком.

Обзорно, с целью активизации и обобщения знаний учащихся по истории России, рассматривается деятельность Кирилла и Мефодия.

Беседа по вопросам: Кто такие Кирилл и Мефодий? С какой целью они были отправлены из Византии в Великоморавскую державу? А что они сделали? Велика ли их заслуга перед нами?

Обращается внимание учащихся на значение славянской письменности и деятельности монахов. За свою деятельность Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. Слайд 17-18

  1. Закрепление материала. Тест – игра (слайд 19)

В каком из славянских государств Кирилл и Мефодий распространяли христианство?

Какое славянское государство было подчинено Византией?

Первым князем какого государства являлся Мешко I ?

Правитель какого государства находился в зависимости от германского короля?

(Ответ: Великоморавская держава, Болгария, Польша, Чехия)

  1. Рефлексия. Оценка работы своей микрогруппы.

Домашнее задание: & 14, стр. 104 вопрос 1,2, 5 письменно

Интегративный урок-размышление «Я была тогда с моим народом…»

(интегрированный урок литературы, истории, музыки в 11 классе)

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в историческом контексте

Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием» в историческом контексте

Задачи:

1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором;

2) развивать способности осознанного восприятия слова учителя, видеть главное, делать обобщения и выводы;

3) воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интерес к истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.

4) максимально используя связь художественного слова, истории, музыки, создать ситуацию эмоционального переживания, потрясения.

Ход урока

I. Слово учителя. Организационный момент (активизация внимания, настрой на работу)

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Мы уже познакомились с ее жизнью, ее художественным миром, поэтикой. Сегодня нам предстоит знакомство с ее главным творческим и гражданским достижением 30-х годов - «Реквием», произведением, непосредственно посвященным годам террора, страданиям репрессированного народа. По каким-то неисповедимым законам творчества, трагедия 30-х годов словно высекла искру из кремня, и пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе, несмотря на мучительные тюремные очереди, на постоянное ожидание ареста. Это были страшные годы.

Послушайте историческую справку

II. Историческая справка ( 2 учащихся)

III. Постановка проблемного вопроса, фиксация учебной задачи:

1. Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.

  • Вспомните, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой (учащимися приводится биографическая справка)

IV. Чтение и анализ поэмы.

  1. А теперь послушаем «Реквием».

(Учащиеся читают и инсценируют сценку, фоном идет музыка Моцарта «Реквием»)

Построение проекта выхода из затруднения. Организация исследования материала по проблемной ситуации, направление детей

  1. Анализ произведения:

Жанр. 1) О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони),

Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).

  • Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных произведений ? Аргументируйте свой ответ.

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно -тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Обратимся к тексту «Реквиема». Начнем с хронологии, проследим за временем создания отдельных частей (фрагментов) произведения.

Начнем с центрального блока: он открывается фрагментом «Это было, когда улыбался.» (датировка: 1935. Осень. Москва), вбирает в себя тринадцать частей. завершаясь двухчастным эпилогом, который датирован мартом 1940 года. Все входящие в этот блок фрагменты расположены в хронологическом порядке (называют: 1935г., 1938г., 1939г., 1940г.).

  • Уже после создания всего сюжетного блока, она пишет «Посвящение» (март, 1940 г.), тогда же был написан эпилог, и получилась цельная композиция.
  • Как называется такая композиция, обрамленная посвящением и эпилогом ? (кольцевая)

- Как известно, с наступлением периода «оттепели» у Ахматовой появились надежды на публикацию «Реквиема». Готовя его к печати, она дополнила его еще двумя фрагментами: эпиграфом, взятым из ее же стихотворения «Так не зря мы вместе беседовали» (1961г.) и «Вместо предисловия» (1 апреля 1957г.) Теперь композиция «Реквиема» выглядела так (на доске)

  1. Эпиграф.
  2. Вместо предисловия.
  3. Посвящение.
  4. Вступление.
  5. Основная часть (главки 1-Х)
  6. Эпилог.

Таким образом, перед нами канонический состав романтической поэмы.

Первичное закрепление. Работа в группах

2) А теперь давайте посмотрим, что еще напоминает вам поэма:

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети.»

«Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.»

«И своею слезой горячей

Новогодний лед прожигать.»

«Магдалина билась и рыдала.» (плач)

3) Все верно, для Ахматовой художественный канон не догма, она нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя, она «скрестила жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из древних жанров русского фольклора - с плачем (причетью).

Но что перед нами: европейская традиция заупокойной мессы, ведь реквием

католическое богослужение по умершим, или традиция русской народной причети.

- Давайте попробуем отыскать ответ у самой Ахматовой.

Из всех видов похоронного обряда Ахматова избирает материнский плач. Давайте и мы с вами вспомним фольклорные традиции

- Что такое похоронный обряд на Руси ?

- Каковы центральные фигуры этого обряда ? (плакальщица - мать и усопший - сын).

- А теперь обратимся к поэме.

Первый сигнал жанра плача - диалог в главке «Вместо предисловия», обратимся к ней.

- Кто перед нами: автор или плакальщица ? Почему ?

- В течение всей поэмы возникает многогранный образ героини:

образ автора образ плакальщицы, творящей обряд отпевания образ матери, переживающей смерть сына.

К каждый из этих образов мотивирует отдельную сюжетную линию.

1-ый сюжет: теперь мы смотрим основную часть (гл. 1-Х)

О чем узнаем мы здесь ? Сюжет ареста и осуждения сына и его ссылки. Здесь все сверхреально, докажите.

«Уводили тебя на рассвете.»

«Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу.»

«Я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома.»

«. шины черных марусь».

И в то же время, с чем ассоциируется сцена ареста (с выносом тела). Докажите !

«За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе.»

«Пусть черные сукна покроют.»

«И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.»

Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене.»

Так сюжет ареста перерастает в следующий сюжет:

2-ой сюжет - похоронного обряда, через образ горя, образ плача (слезы), образ болезни матери.

В полном соответствии с каноном вводится и «образ горя» материнского посредством психологического параллелизма (гл. П «Тихо льется тихий Дон.» в фольклоре образ льющейся реки часто связывался со слезами).

А теперь об основном отличии европейского «Реквиема» от русской причети: в европейской мессе диалог направлен «по вертикали» - от земли к небу, от слабого и грешного человека к всемогущему Богу и ориентирован на оглашение мольбы, просьбы об умалении Божьего гнева и помиловании грешника, диалог в русской причети распространяется «по горизонтали»: он обращен к усопшему, к «людям добрым», принимающим участие в печальном обряде. В такой атмосфере и обращении к Богу приобретает особый, интимно-личный характер.

Обратимся к главке VII «Приговор» - это кульминация повествования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Но на переднем плане реакция не сына, а матери. Докажите!

«Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.»

Глава VIII «К смерти» - о чем молит мать ?

Глава IX (о безумии).

- Почему так убивается мать ?

Так возникает третий сюжет - сюжет со - умирания, и в самом деле, смерть ребенка для матери есть уже «начало» или даже «модель ее собственной смерти», - ведь выношенное ею под сердцем, плоть от плоти ее, душа, взлелеянная ею с колыбели, исчезает, превращается в прах.

Организация деятельности по применению новых знаний. Восстановление основной канвы. Итог урока. Обобщение и рефлексия.

Вывод: такова основная канва поэмы, которая соответствует канонической сюжетной схеме материнской причети.

- Но, в конце концов, Ахматова выходит и за рамки сюжетной схемы причети. она вводит параллель: сюжет о гибели сына и сюжет о соумирании матери - сходятся в монументальной символической сцене - сцене распятия Иисуса Христа (гл. X «Распятие»), тем самым массовая житейская трагедия времен Большого террора художественно уравнена с высшей трагедией рода человеческого, а значит, и мать человеческая становится у Ахматовой в своем горе на одну ступень с Богородицей. А цель эпилога - заключительный аккорд поэмы, где «я» сплавлено с «мы», и поэтому памятник, поставленный у тюремных стен - это памятник вечной и святой материнской скорби, это материнский плач о распятом народе, о трагедии советского общества в эпоху тоталитаризма.

3) Темы:

1. Памяти и Смерти.

2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы.

3. «Я» и «Мы».

Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.

«Я» и «Мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.

V. Обобщение.

В истории русской словесности есть имена - камертоны, само название которых призывает думать о явлениях, куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен - Анна Ахматова. Отвергнутая и униженная в 30-е годы, надолго отлученная от литературы, но все же не сломленная никакими трагедиями, она живет в своей поэзии вот уже более 90 лет. И не просто живет она учит и нас жить, любить, страдать. И не случайно А.Ахматова считается одной из лучших поэтесс.

VI. Домашнее задание.

(письменный ответ на вопрос, по группам)

Как раскрывается в поэме

  1. группа - тема Памяти и Смерти,
  2. группа - судьба русской женщины,
  3. группа - тема «Я» и «Мы»
15.03.2015 19:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!