СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегративный подход к обучению гуманитарных предметов в условиях реализации ФГОС (история, обществознание, литература, русский язык) Практическая часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая часть

Интегрированный урок по истории Древнего мира и русскому языку «Местоположение и природа Древней Индии» в пятом классе.

Цель урока: закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии; закрепить знания, полученные на уроках русского языка.

Оборудование урока: проектор, экран, карта «Древняя Индия», контурные карты, атласы, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала

Мотивация к уроку. Зачитывается стихотворение об Индии.

И опять за ратью рать теснится

В полумгле проснувшихся веков,

И опять грохочут колесницы

И трепещут отблески клинков.

Чья орда, какой набег вершила?

Задыхались в пламени дома,

И глаза бесчисленные Шивы

Равнодушно заливала тьма.

(На экране воин на слоне, на доске карта «Древняя Индия»)

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: что будет изучаться на уроке. Учащиеся формируют тему и задачи урока.

Рассмотрение первого вопроса плана. Рассказ учителя истории, показ на карте основных объектов (учащиеся в это время работают с контурной картой, отмечая по ходу рассказа объекты, называемые учителем)

Проблемное задание: на основе рассказа учителя и карты атласа самостоятельно описывать местоположение Древней Индии, дополнить рассказ товарища. Учащиеся самостоятельно определяют, что необходимо записать в тетрадь.

Запись в тетради: Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

Учитель русского языка:

Ребята, посмотрите на свои контурные карты и подчеркните родственные/однокоренные слова. Назовите их (Инд, Индия, Индостан, Индийский океан). Что обозначают эти слова? (названия географических объектов). Все эти слова являются именами собственными. Как следует писать имена собственные? (С большой буквы). Какие еще имена собственные вы написали в ваших картах? (Гималаи, Ганг, Азия).

Давайте попробуем сформулировать название народов, населяющих Индию (индийцы).

Запись в тетради:

Индийцы – народы, населяющие Индию.

Далее идет рассказ учителя истории о климатических особенностях Индии.

В долине Инда дожди бывают редко, а в долине Ганга летом идут сильные дожди, поэтому вся земля покрыта джунглями и зарослями.

Познакомив учащихся с географическим положением и климатом Индии, учащимся дается проблемное задание подумать, чем могли заниматься индийцы? Учащиеся, вспоминая материал прошлых уроков и в процессе рассуждения делают вывод о том, что главные занятия индейцев – земледелие и скотоводство. Учитель дополняет ответы учащихся.

Затем рассматривается вопрос о религиозных верованиях индийцев.

Учитель русского языка

Работа с текстом (раздаточный материал). Учащиеся должны прочитать текст, озаглавить его составить план.

После работы выслушиваются ответы учащихся, дополняются учителем.

  1. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается решить мини - кроссворд

1

и

2

н

3

д

4

и

5

я

  1. Труднопроходимые заросли и кустарники? (джунгли)
  2. Река в восточной части полуострова Индостан? (Ганг)
  3. Река в западной части полуострова Индостан? (Инд)
  4. Горы, отделяющие Индию от других стран (Гималаи)
  5. Часть света, на которой располагается страна Индия (Азия)
  1. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учащихся. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание: параграф 21, прочесть легенды о Раме и Будде. Вопросы по домашнему заданию.

Интегрированный урок истории средних веков и обществознания

«Возникновение английского парламента» в шестом классе.

Цель урока:

- показать причины возникновения парламента в Англии;

- познакомить учащихся с понятием, видами парламента;

- показать отличие парламента от Генеральных штатов.

Оборудование: карта Англия и Франция в средние века

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания

- Почему и как произошло формирование централизованного государства в Англии?

- Расскажите о реформах Генриха II Плантагенета.

- Чем Иоанн Безземельный возбудил против себя всеобщее недовольство в стране?

2. Изучение нового материала.

Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, ответы на которые учащиеся дают в конце урока.

Что привело к возникновению в Англии высшего представительного органа власти? Какое значение имел парламент для Англии и для нашей страны?

Беседа с учащимися:

Какой документ был принят королем Англии Иоанном Безземельным в 1215 году? (Великая Хартия Вольностей)

Вспомните основные положения этого документа (король не мог вмешиваться в церковные выборы, не мог без согласия Общего Совета королевства взимать «щитовые деньги», подтверждение вольностей городов и т.д.)

Какое значение для английского народа имела Великая Хартия Вольностей? (она защищала знать от произвола короля, а рыцарей и горожан от произвола знати).

Рассказ учителя о возникновении английского парламента

Подписав Великую Хартию Вольностей, Иоанн не собирался выполнять ее требования и начал войну против своих противников. Но вскоре умер. Королем стал малолетний сын Иоанна Генрих III, который начал злоупотреблять своей властью, нарушая положения хартии. Это вызвало недовольство среди баронов. Восставшие против короля бароны захватили власть. Лидером стал граф Симон де Монфор. Для того, чтобы укрепить свою власть, Монфор в 1265 году созвал собрание, куда были приглашены духовенство, феодалы, горожане и рыцари. Это сословное собрание получило название парламент (от фр. «парле» - говорить).

Запись в тетради: Парламент – это высший представительный орган власти.

Обществоведческая справка (приводится заранее подготовленным учеником): в России парламент существует с 1993 года. Называется он Федеральное собрание. Состоит из двух палат: Совет Федерации (сюда входят по два представителя от каждого субъекта, примерно 166 человек) и Государственная Дума (450 депутатов). Главная функция парламента – законодательная, т.е. издавать законы.

Парламент в России

Федеральное Собрание

СХЕМА № 1

По два представителя от каждого субъекта

450 депутатов

Функция парламента в России: издание законов

Английский парламент

СХЕМА № 2

Палата лордов

Духовенство, дворянство (назначались монархом)

Палата общин

Горожане, рыцари

(избирались)

Функции парламента в Англии: участие в создании законов, разрешение и контроль над использованием налогов.

Вопрос: Сформулируйте значение создания парламента в Англии?

Выслушиваются мнения учащихся. Выводы записываются в тетрадь:

  1. Английский парламент был прогрессивным учреждением
  2. В XIII – XIV веке в Англии укрепилось централизованное государство в виде сословной монархии.

Учащимся предлагается подумать: что такое сословная монархия?

Совместно с учителем учащиеся вспоминают: Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку пожизненно и передается по наследству.

Обществоведческая справка (приводится заранее подготовленным учеником)

Монархия

Схема № 3

Власть неограниченно принадлежит одному человеку

Власть монарха ограничена парламентом

Вопрос к классу: Подумайте, какая монархия установилась в Англии после созыва парламента?

Учитель организует проверку проблемных заданий. Учащиеся определяют причины и значение английского и российского парламентов.

  1. Закрепление изученного материала.

Что такое парламент?

Как называется парламент в России?

В какой стране впервые возник парламент?

Выслушиваются ответы учащихся на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. Подводятся итоги. Рефлексия. Самооценка учащихся.

  1. Домашнее задание: параграф 18 (стр. 158 - 160)

Интегрированный урок по истории и литературе «Гроза 1812 года» в восьмом классе

Цели:

- обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.

- показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.

- рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

- формировать у учащихся умения работы с историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.

- воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.

- на примере героизма русского народа и солдат воспитывать героизм, самопожертвование, самоотверженность. Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.

Задачи:

- продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой;

- развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал;

- формировать самостоятельность мышления и творческий подход к работе;

- вызвать интерес и уважение к историческому прошлому России;

- формировать интерес к предмету литература

Оборудование и материалы: проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока:

Урок проводится в форме игры. Класс заранее делится на 4 микрогруппы (команды), придумывает тематическое название.

  1. На экране видеоряд Бородинской битвы. Проблемная ситуация. Учащиеся формулируют тему и задачи урока.
  2. Первый тур. «Разминка».

Каждой команде задается по пять вопросов.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы первой команде.

  1. Почему война 1812 года называется «Отечественной»? (потому что на защиту страны поднялся весь народ, независимо от сословий; война имела всенародный характер)
  2. Назовите точную дату проведения военного совета в Филях? (1 сентября 1812)
  3. Какую поговорку сложили солдаты сразу после назначения Кутузова М.И. главнокомандующим русской армией («Пришел Кутузов бить французов»)
  4. Где был подписан договор между Россией и Францией о присоединении России к континентальной блокаде Англии? (Тильзит)
  5. Назовите, кто был императором Франции во время войны 1812 года? (Наполеон)

Вопросы второй команде

  1. Назовите точную дату начала Отечественной войны 1812 года? (12 (24) июня)
  2. Какое прозвище получил Александр I после победы России в Отечественной войне 1812 года? (Благословенный)
  3. Возле какого города произошло долгожданное соединение первой и второй русских армий в июле 1812 года? (Смоленск)
  4. Кто исполнял обязанности главнокомандующего русской армии в начале войны 1812 года? (М.Барклай-де-Толли)
  5. Кто одержал победу в войне 1812 года? (Россия)

Вопросы третьей команде

  1. Назовите генеральное сражение войны 1812 года? (Бородино)
  2. По какой дороге отступал Наполеон из Москвы? (Смоленская)
  3. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»? (из-за разного национального состава)
  4. Когда был подписан Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года? (Январь, 1813 год)
  5. На чьей стороне был численный перевес в начале войны? (На стороне Франции)

Вопросы четвертой команде

  1. Назовите точную дату Бородинской битвы (26 августа 1812 года)
  2. Через какую реку переправились Наполеоновские войска во время вторжения в Россию? (Неман)
  3. Кто был назначен главнокомандующим русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)
  4. Как называется конное войско? (кавалерия)
  5. Против какой страны была направлена континентальная блокада? (Англия)
  1. Второй тур «Историческое лото» ( интеграция с изо)

Каждой команде выдается одинаковый набор картин (раздаточный материал). Учащиеся должны определить, какие ключевые события Отечественной войны изображены на этих картинах и расположить их в хронологическом порядке.

1. 2 3 4 5 6 7. 8. 9.

Ответ: 3( переправа наполеоновской армии через Неман)-1(подвиг генерала Раевского под Салтановкой )-6 (Атака русских кирасир. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Рубо)-2 (совет в Филях)-8 (пожар Москвы)-4 (расстрел поджигателей)-9 (Наполеон и генерал Лористон (Мир, во что бы то ни стало). Худ.Верещагин )-5 (Отступление Наполеона из Москвы) -7( переправа через Березину)

  1. Третий тур. «Историческая пантомима» (интеграция с литературой)

Капитаны команд получают по два исторических понятия, связанный с войной 1812 года («Священный союз», редуты, арьергардные войска, Отечественная война, континентальная блокада, партизаны, заграничные походы русской армии, авангардные войска). Каждое понятие участники конкурса должны изобразить пантомимой. Здесь оценивается актерское мастерство и художественная выразительность.

  1. Четвертый тур. «Литература в истории» (интеграция с литературой)

Учащимся предлагается проанализировать отрывки из литературных произведений и ответить на вопросы к ним. Произведения распределены по разным уровням сложности. Заранее подготовленные учащиеся декламируют подготовленные отрывки из литературных произведений.

5 баллов - О каком событии Отечественной войны 1812 года идет речь в приведенном отрывке? Предположите, кто является автором произведения.

«Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою…»

Ответ: А.С. Пушкин. Вступление Наполеона в Москву. Неудачные попытки подписать мирный договор.

10 баллов – О каком событии Отечественной войны 1812 года идет речь в приведенном отрывке? Предположите, кто является автором произведения.

«Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…»

Ответ: М.Ю. Лермонтов «Бородино», о Бородинской битве.

15 баллов – Кому посвящены эти строки и кто их автор?

«О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принес земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шел один ты с мыслию великой, И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою»

Ответ: Пушкин о М. Барклае де Толли

20 баллов – Басня «Волк на псарне» - о каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор -

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом…»

Ответ: речь о посылке Наполеоном в лагерь Кутузова бывшего посла в России Лористона для переговоров о мире.

  1. Пятый тур. «Оригинальный вопрос»

Команды должны сообща ответить на «оригинальный» вопрос.

  1. Вопросы: Известно, что в 1808 и 1810 гг Наполеон обращался к Александру 1 с некими предложениями. Вполне возможно, если бы одно из этих предложений было принято, то войны между Францией и Россией не было.

Вопрос: Что это были за предложения?

Ответ: Предложения о браке между Наполеоном и сестрами Александра 1

  1. Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл».

Вопрос: Назовите известную русскую пословицу, которая в более простой и понятной форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона (интеграция с литературой)

Ответ: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".

  1. Подведение итогов. Оценка учащимися своей деятельности. Выставление оценок друг другу. Рефлексия.

Что я знал (а)?

Что я узнал (а)?

Что мне хотелось бы еще узнать?

  1. Домашнее задание: Опережающее задание – подготовить сообщения об исторических личностях: Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Павел Пестель
15.03.2015 19:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!