СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интерактивные методы обучения при проведении лекции
1.Сократическая беседа (на лекции)
Своим названием данная форма обязана древнегреческому философу Сократу, который учил афинян мыслить, вовлекая их в свою эвристическую беседу. Он искусно задавал вопросы собеседнику, ставя его в ситуацию постоянных размышлений, доказательств своей мысли, отходя от скомпрометированных утверждений, и поиска истины.
Уже первыми вопросами Сократ старался сбить человека с его понимания явления, ограниченного здравым смыслом, узким житейским мировоззрением.
Он заставлял собеседника почувствовать трудность, стоящую на пути понимания, вызывал у него неудовлетворенность своим пониманием и желание преодолеть свою ограниченность.
Учитель включает своих учеников в проблемную ситуацию, назначение которой - вырвать человека из мира банальностей и поднять его до уровня свободного принятия технических решений, не будучи связанным привычными ограничениями. Умение мыслить широко и свободно позволяет находить оригинальные технические решения, альтернативные уже известным и ставшим банальными. Необходимо учить слушателей постоянно задавать себе вопрос: «А почему это сделано так? А нельзя ли сделать по-другому?»
Учебные занятия, проводимые в форме сократовской беседы, являются гибкими организационными формами творческой деятельности, и они в полной мере отвечают требованиям другого великого философа — Иммануила Канта, который считал, что не мыслям надо учиться, а мыслить.
Преподаватель задает вопрос. Говорят слушатели. Вопросы задаются в определенной логической последовательности.
Сократическая беседа предполагает предварительную подготовку слушателей к занятию. Однако мысли, которые они высказывают в процессе занятия, являются продуктом самостоятельной работы.
Преподаватель их критически оценивает и, используя творческую конструктивную систему вопросов, формирует у слушателей исследовательские навыки и умения. Сократическая беседа способствует выявлению пробелов в знаниях слушателей, повышает интерес к изучаемой дисциплине, формирует навыки самостоятельной работы, развивает критическое мышление, вооружает способами и приемами ведения полемики. Требует высокой методической подготовленности преподавателя и знания материала слушателями.
2. Лекция-беседа
Лекция-беседа или диалог со слушателями предполагает непосредственный контакт с аудиторией, позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный опыт и знания.
3. Лекция-дискуссия
Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. Она активизирует познавательную деятельность аудитории, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью.
4. Лекция «мозговой штурм»
Лекция по форме аналогична лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики. Аудитории предлагается сформулировать технические направления разрешения возникшей ситуации. Изложение материала лекции строится как реализация возможных решений, предложенных аудиторией. Конечно, преподаватель направляет предлагаемые варианты решения проблемы в русло материала лекции.
5. Лекция с разбором микроситуаций
Лекция с разбором микроситуаций по форме аналогична лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики.
6. Лекция «пресс-конференция»
Лекция в форме «пресс-конференции» проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.
7. Решение практических проблемных задач
Достоинство метода состоит в том, что на его основе слушатели могут научиться выделять проблемы, обнаруживать в них противоречия, всесторонне анализировать их, находить оптимальные пути решения.
Овладение всеми названными операциями
В ходе занятия слушатели сталкиваются с необходимостью самостоятельно решить ряд проблем научно-технического характера, с которыми они не сталкивались до занятия. Все это определяет поисковый характер занятия, заставляет его провести в тесном научном сотрудничестве преподавателя и слушателей.
8. Интеллектуальная разминка (ИР) (на лекции)
Данную форму можно использовать при проведении любых видов учебных занятий. Ее целью является приведение обучаемых в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции.
Вместе с тем, преподаватель имеет возможность определить уровень подготовленности слушателей к дальнейшей работе по наращиванию знаний.
Интеллектуальная разминка идет в быстром темпе экспресс-опроса. Преподаватель обращается к слушателям с вопросами, на которые те должны дать краткий, конкретный ответ.
При затруднении отвечающего преподаватель спрашивает очередного.
За короткое время в учебной аудитории достигается понимание исходных понятий, категорий, принципов и т. д. Слушатели готовятся с единой «стартовой позиции» продолжать наращивание знаний, навыков и умений.
Достоинство ИР в том, что обучаемый постоянно находится в зоне активного опроса и должен быть готов к опросу и ответу на все поставленные вопросы. Если он и остается неопрошенным, он все равно вынужден быстро осмысливать вопросы и готовиться к ответам.
Наиболее распространенными приемами педагогического
- создание проблемных ситуаций и выявление системы понятий, позволяющих осмыслению этих ситуаций;
- уточнение содержания ведущих понятий;
- выявление личной позиции (мнения) каждого слушателя по исследуемой проблеме;
- выработка практических рекомендаций каждым обучаемым по разрешению проблемных ситуаций.
© 2015, Усенко Анна Геннадьевна 2489