СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересные факты: Надежда Николаевна Кошеверова (1902-1989 г.г.) советский кинорежиссер, автор любимых зрителями фильмов: "Золушка", "Укротительница тигров", "Тень", "Старая, старая сказка" и многих других.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надежда Кошеверова родилась 23 сентября 1902 года в Петербурге.

Надежда с детства интересовалась кукольным театром, в 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия», и после ее окончания играла с 1925—го по 1927-й годы в Ленинградском театре Сатиры. Одновременно с работой в театре с 1925—го по 1928—й годы Надежда Кошевероваучилась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), а с 1928 года устроилась на работу на киностудии «Ленфильм». О своей работе в кино Надежда Николаевна рассказывала: «Кинематограф подобен кукольному театру — над созданием фильма трудится много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть».

Работу на «Ленфильме» Кошеверова начала в качестве ассистента режиссера, и приняла участие в создании двух фильмов из трилогии о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга — «Возвращение Максима», снятого в 1937 году и «Выборгская сторона», снятого в 1938 году. Позже она некоторое время занималась киномонтажом.

Первая, к сожалению — не сохранившаяся картина, снятая Кошеверовой в 1937 году, называлась «Однажды осенью», и была экранизацией рассказа Максима Горького.

Когда Кошеверова начала свою работу на «Ленфильме», когда определение «женщина—режиссер» там звучало почти как анекдот, и не было распространенным явлением в советском кино. Но Кошеверова тщательно вырабатывала мужской характер и всегда очень упорно добивалась желаемых результатов. На съемках она была предельно жесткой, несмотря на то, что ставила преимущественно комедии. При этом знавшие ее отмечали, что в жизни и в быту у нее почти отсутствовало чувство юмора. Погрузившись в ленфильмовский мир, она вынуждена была принять правила игры и сама окружила себя массой условностей.

Следующая картина, снятая Кошеверовой в 1939 году, была лирической комедией под названием «Аринка». Фильм рассказывал о семье железнодорожников, вышел на экраны СССР в марте 1940 года, и вошел в число лидеров проката этого года. Его посмотрели почти 23 миллиона зрителей. До начала войны Кошеверова успела снять еще одну картину. Фильм назывался «Галя» и в нем шло повествование о финской войне. Картина не была допущена к показу, и это стало одной из причин перехода Кошеверовой в детское кино.

Первой сказкой Кошеверовой стал фильм—опера «Черевички», снятый в 1944 году по одноименной опере Чайковского, причем Кошеверова сама была автором сценария. На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро — невероятно изобретательным режиссером, прекрасно чувствовавшим музыку. В труднейшие военные годы Кошеверова и Шапиро стали прекрасным режиссерским дуэтом, работавшим на студии ЦОКС в Алма—Ате.

После окончания войны Надежда Кошеверова продолжила создавать сказки, и ее очередная картина вошла в сокровищницу отечественного кинематографа. В 1947 году на экраны СССР вышел замечательный фильм—сказка «Золушка», поставленный Кошеверовой совместно с Шапиро. Но заниматься созданием детского кино в те годы было непросто. Раньше Кошеверовой начали снимать фильмы для детей режиссеры Птушко и Роу, и было это в нелегкие для производства сказок времена. Роу после снятой им сказки «По щучьему велению» начальством было указано, что его перевод устного народного творчества в кино слишком легковесен. И режиссеру приходилось добавлять немало патетики в следующие снятые им картины «Василиса» и «Кощей Бессмертный». Но даже после триумфа «Кощея Бессмертного» в 1945 году режиссеру запретили снимать шварцевского «Царя Водокрута». Хотя эту картину, нужно отметить, Роу позже все—таки снял, называлась она «Марья—искусница», и вышла на экраны в 1959 году.

Птушко также не давали снимать сказки до 1952 года даже после триумфа в Каннах его картины «Каменный цветок» и вручения Государственной премии в 1947 году. На экран после войны из сказок вышла только «Золушка» Кошеверовой.

После выхода «Золушки» Кошеверову отлучили от создания сказок на 15 лет, до ближайшей оттепели. В 1954 году Кошеверова сняла совместно с А. Ивановским эксцентрическую комедию «Укротительница тигров». Фильм стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису — Людмилу Касаткину. По воспоминаниям Касаткиной, сначала на съемках «Укротительницы тигров» и речи о том, что она войдет в клетку с тиграми — не было. Но, спустя 8 месяцев съемок, Кошеверова сказала, что хочет непременно видеть лицо актрисы рядом с тигриной мордой. И Касаткиной пришлось заниматься изучением поведения тигров, работать под руководством опытного дрессировщика Эдера. Съемки с тиграми проходили тяжело, Касаткина иногда сама не помнила, как успевала выбраться из клетки, а Эдеру приходилось буквально вырывать ее из вольера.

В 1956 году Кошеверова сняла мелодраму «Медовый месяц» и в 1958 году — комедию «Шофер поневоле». А в 1960 году Кошеверова продолжила свой опыт режиссера—комедиографа фильмом «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской в главной роли.

В 1963 году Кошеверова снова вернулась к жанру сказки. В компании с Шапиро ей была снята картина «Каин XVIII» по сценарию Николая Эрдмана. Фильм был непростым жанровым сочетанием сказки и политического памфлета на основе сказки Евгения Шварца «Два друга». В картине играл прекрасный актерский состав — Эраст Гарин, Михаил Жаров, Рина Зеленая и многие другие известные артисты, сценарий переделывался много раз, чтобы избежать излишне строгой цензуры. Однако беда, как всегда, пришла оттуда, откуда никто не ждал. На премьерный просмотр случайно попал Хрущев. Всю сатиру Шварца и Эрдмана про королей и их министров генсек проспал, зато обратил внимание на эпизод, где молодые ткачи переодеваются в женские платья, чтобы попасть в покои принцессы. Никита Сергеевич обнаружил неполиткорректность: «Что?! П.дерасы? Фурцева, б., п.дерасов поддерживает? Всех уволить!». Екатерина Фурцева рыдала: ее, министра культуры СССР, обозвали б.! Кошеверову и всю группу «Каина» уволили. Фильм показали в прокате ограниченным тиражом копий.

В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в комедии «Сегодня новый аттракцион». В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская. А потом Кошеверова решила снять «Старую, старую сказку», в которой сыграл Олег Даль, и появилась на экране никому не известная Марина Неелова. Даль звал Кошеверову Куросавочкой и позже никогда не отказывался сниматься в ее сказках.

Театрализованная фантазия «Старая, старая сказка», поставленная в 1968 году на темы Андерсена, была интересна и взрослым, и детям. Сыгравшая одну из героинь фильма актриса Вера Титова вспоминала: «На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна меня даже не рассматривала, думала: либо Пельтцер сыграет, либо Миронова. Но звонит как—то, говорит: «Верочка, приходи на студию, подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика — Саша Збруев». Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку, разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как—то входит ко мне горничная — лицо насмерть перепуганное. «Что случилось?» — интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: «Поздравляю, ты — ведьма. Кошеверова». Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?».

В фильме «Старая, старая сказка» Кошеверова задолго до Марка Захарова использовала современную фактуру диалога для сказочной истории. «Разменять королевство с доплатой» — говорил Король Владимира Этуша, предвосхищая осовремененных монархов Евгения Леонова и Леонида Броневого в «Обыкновенном чуде» и «Мюнхгаузене». Именно Кошеверова предложила попробовать Козинцеву на роль Шута в «Кроле Лире» Олега Ивановича. На съемках «Короля Лира» Олег познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апраксиной (Эйхенбаум). В судьбе Даля Кошеверова сыграла очень значительную роль.

Михаил Боярский рассказывал: «Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по—старомодному вежливая и трогательная. На съемочной площадке не ругалась. Актеры от нее не то, что мата, даже литературного ругательства не слышали. Конечно, причин для беспокойства у нее было меньше, чем у других: на сказки, да еще такому мастеру, всегда охотно выделяли деньги».

После «Старой, старой сказки» Кошеверова снимала только фильмы—сказки. В 1972 году она сняла музыкальную сказку «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Андерсена. В фильме снова снялись Олег Даль и Марина Неелова. А также Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Филиппов и Георгий Вицин. В 1974 году на экраны страны вышла музыкальная сказка—комедия по мотивам русского фольклора «Царевич Проша» с участием Валерия Золотухина, Валерия Носика, Татьяны Пельтцер, Сергея Филиппова и Георгия Вицина. А потом — еще две сказки: «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил» и «Соловей».

В 1982 году Кошеверова сняла картину «Ослиная шкура» по мотивам сказок Шарля Перро. Эта картина стала призером 1—го кинофестиваля «Сказка» в Киеве. В 1984 году фильмография Кошеверовой пополнилась картиной «И вот пришел Бумбо», которая была экранизацией рассказа Куприна «Девочка и Слон». Фильм содержал кукольные сцены, смонтированные параллельно со сценами реальной действительности. Дневная жизнь девочки Саши перемежевывалась фантасмагоричными «полуночными светскими раутами» — коллекция куколок—барышень обсуждала поведение и настроение хозяйки. Когда Сашенька заболела, врачи не могли поставить диагноз. Но студент—медик Костя, рассказал девочке о слоне Бумбо — и она захотела, чтобы слон пришел к ней. И в этом фильме Кошеверовой играл блестящий актерский ансамбль — Олег Басилашвили, Валерий Золотухин, Татьяна Пельтцер, Светлана Немоляева, Зиновий Гердт и Сергей Филиппов.

Свою творческую биографию Кошеверова завершила в 1987 году фильмом—сказкой по сценарию М. Вольпина и В. Фрида «Сказка про влюбленного маляра» о приключениях маляра Макара. Надежда Кошеверова поставила более 20 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа и стала одним из лучших отечественных кинорежиссеров—сказочников.

Надежда Николаевна Кошеверова умерла в Москве 22 февраля 1989 года. Она была похоронена на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом. Там и находится ее скромная могила без надгробного памятника. Рядом в 1995 году похоронили ее сына Николая Москвина.

Когда Надежда Николаевна начала работать на «Ленфильме», под понятием «режиссер» подразумевались только мужчины. И в женской ипостаси эта должность распространена не была. Но Кошеверова упорно шла к своей цели стать режиссером.

До войны Надежда Николаевна успела отснять еще одну кинокартину – «Галя». Она повествовала о финской войне. Но фильм был запрещен к показу. И это стало причиной, почему Кошеверова ушла от серьезных жанров и начала снимать детские.

Заниматься съемкой детских фильмов было непросто из-за конкуренции. Этим жанром занимались еще два замечательных режиссера: Птушко и Роу. Их сказки «Василиса», «По щучьему велению» и многие другие выходили на экраны с трудом. Власти страны считали, что это легкомысленный жанр, создавать необходимо серьезные документальные фильмы. Тем не менее «Каменный цветок», который снял Птушко, получил премию Каннского фестиваля. И после войны на экраны вышла сказка именно Кошеверовой – «Золушка».

После «Золушки» Надежде Николаевне было запрещено снимать сказки пятнадцать лет. Но Кошеверова нашла не менее интересный жанр, и в 1954 г. вышла на экраны еще одна легендарная картина, отснятая совместно с А. Ивановским – «Укротительница тигров». Фильм вмиг стал лидером проката.

М. Боярский рассказывал, какое впечатление производила Кошеверова. По его словам, она сама была как выходец из сказки или выглядела как жительница девятнадцатого века. Носила исключительно длинные платья, всегда одевала кофты, от которых веяло уютом и стариной. Надежда Николаевна всегда была предельно вежливой и трогательной. Никогда не ругалась. От нее никто не слышал не то что нецензурной брани, но даже литературных ругательств.

Категория: Всем учителям
24.09.2017 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!