СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ ОБРАЗ-ХАРАКТЕР В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И СПОСОБЫ ЕГО СОЗДАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ ОБРАЗ-ХАРАКТЕР В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И СПОСОБЫ ЕГО СОЗДАНИЯ.

Разговор об образе-характере, безусловно, нужно начинать с формулировки самого понятия образ.

Во введении в литературоведение под редакцией Головенченко Ф.М. мы находим следующую трактовку: «Понятие художественного образа относят  в настоящее время к категории эстетики, характеризующая особый способ освоения и преобразования действительности, отражение человеческой жизни. Этот вид образа является формой выражения чувств, мыслей, стремлений и эстетических эмоций художника. Белинский В.Г. даже утверждал, что искусство – это есть мышление образами, то есть образность – основной закон искусства» [4; с. 16].

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что образ – это конкретно-чувственная форма воплощения и преобразования действительности. Образ как передает реальный мир, так и создает новую художественную реальность.

В разные времена достаточно большое количество исследователей интересовались проблемой создания образа. Далее мы приведем несколько точек зрения на эту проблему.

Достаточно интересна интерпретация Козлова А.С., он говорит о том, что образ «многолик и многословен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного» [6; с. 17-18]. Исходя из этого он вводит понятие «всеобъемлющей гармонии», в которой, по его мнению, соединяется единичное с общим, субъективное с объективным и, наконец, идеальное с реальным.

В разных категориях жизни и искусства само слово «образ» употребляется в разных смыслах. В эстетике данное понятие является одним из центральных и имеет несколько смыслов:

1. как персонаж;

2. как характеристика того способа отражения жизни, который присущ данному виду искусства [3; c.14-15].

Так же в широком и узком смысле данное понятие употребляется и в литературе. В широком смысле под образом понимают всю неделимую картину, жизни общества и странны в произведении. Ярким примером может быть образ самодержавно-демократической, чиновничьей России 30-х гг. XIX века в комедии Гоголя «Ревизор». Данная трактовка подразумевает восприятие всего произведения как цельного образа, который имеет собирательное значение.

Что касается узкого смысла данного слова, то образом называют в литературе и «всякое отдельное образное (картинное) слово и выражение» [6; с. 16-17].

У каждого писателя образ-характер «свой», он является чем-то личным, передающим авторское восприятие жизни в свете определенных событий. Именно поэтому существует множество способов создания образов-характеров. Так В.Г. Белинский именует образы – «знакомыми незнакомцами», которые достаточно сильно воздействуют на читателя и следовательно имеют эстетическое значение. Для произведений Л. Улицкой характерно рассматривать образ через призму культурных традиций, так же большинство ее образов несет в себе интертекстуальный характер, о чем мы скажем позднее.

Максим  Горький  считал, что образ – «экономический способ организации мысли» [4; с. 18]. И, следовательно, человек с богатым жизненным опытом, всегда стремится передать его другим. И чем значительнее его «багаж», тем больше он нуждается в тех средствах, которые позволили бы выразить ему свои эмоции в наиболее яркой и экономичной форме. И лучше всего на это место подходит именно образ-характер.

Л.Н. Толстой говорил о том, что не стоит ограничивать художественный  образ раскрытием человеческого характера. «Для искусства, - писал он, - важно отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность; фокусы эти – характеры людей, сцен, природы, народов» [4; с. 34-35].

Исходя из приведенных точек зрения, напрашивается вывод, что одной из главных характерных черт образа является конкретно-чувственная форма. Исследователь Головенченко Ф.М. сравнивает художественный образ с каплей воды, в которой отражается весь мир, законы развития и отношения между людьми [4; с. 20].

Однако наряду с конкретно-чувственной формой образ, как мы уже и говорили,  содержит в себе и обобщение.

Исследователь  А.С. Козлов по характеру обобщенности образа разделяет их на следующие [6; с. 18-19]:

1.      индивидуальный образы – характеризуются самостоятельностью, неповторимостью. Они являются плодом воображения писателя. Эти образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго; Воланд в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова);

2.      обобщающий образ. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, пьес Н. Островского);

3.      типичный – высшая ступень образа характерного, наиболее вероятное, образцовое для определенной эпохи;

4.      образы-мотивы – устойчивые, повторяющиеся в творчестве какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с  помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («Деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасна Дама» у А. Блока);

5.      топосы – общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного писателя (образ «маленького человека» в творчестве русских писателей Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М. Зощенко, Платонова А. и др.).

Особое внимание мы должны обратить на понятие образа-характера – это образ, совмещающий в себе черты образа персонажа, литературного героя, передающиеся через конкретно-чувственную форму, в котором индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как внешней средой, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Образ-характер – одно из главных слагаемых литературного произведения [11; c. 210-212].

Таким образом, с помощью образа-характера писатель  воссоздает целостные человеческие характеры, переживания, поступки людей.

Список использованных источников 1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 417-418. 2. Бахтин М. Автор и герой в эстетической действительности // Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1985. С. 9-160. 3. Громяк Р.Т., Ковалив Ю.И. и др.Литературоведческий словарь-справочник. К., 1997. 4. Пешко В. Взаимохарактеристики и внутренняя речь как характерологические средства // Проблема характера в зарубежной литературе. Свердловск, 1985. С. 28. 5. Поспелов Г.Н. Виды образности // Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1998. С. 38-44. 6. Свительский В. Между героем и автором // Филологические записки. Воронеж, 1993. Вып. 1. С. 45. 7. Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 209-219. 8. Христенко И.С. К истории термина «аллюзия» // Вестн. Моск. ун-та. Серия Филология. 1992. № 4. С. 38-44.

Категория: Литература
12.01.2015 21:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!