СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще лет десять назад, начиная работать словесником в школе, я столкнулась с явным противоречием: на уроках литературы и русского языка обсуждаются прекрасные тексты, пишутся интересные сочинения, звучат пресловутые «полные ответы», на партах – новые учебники по развитию речи. А понаблюдаешь за ребятами в ситуации живого, непосредственного общения – руки опускаются. Не могут договориться из-за пустяка, в ход идут крик, угрозы, грубость, в результате – драка или слезы. Вот только пять минут назад эта девочка бойко выводила в тетради: «Художник мастерски передает прелесть июньского утра, свежесть напоенного солнцем воздуха» – а теперь что-то не поделила с соседкой по парте и таким противным, сварливым голосом завела: «Да уж, Танечка, ты у нас всегда самая умная! А вот обойдешься!». Необходимость переговорить о чем-то насущном (праздничная дискотека, уборка территории, отсутствие учебников) со школьной администрацией повергает в оцепенение, все прячутся за спины друг друга, глаз не поднимают, глупо хихикают. Один-два человека на класс оказываются способны внятно, без ужимок изложить суть дела. Словом, полная коммуникативная некомпетентность.

Нужно учить детей общаться эффективно, то есть уметь добиваться своих целей в общении: переубедить собеседника, заинтересовать, получить помощь, разрешить спор, защитить свое достоинство.

 Хотя каждый по-настоящему хороший педагог – гений общения, он обычно пользуется своим даром интуитивно, не отдавая себе в этом отчета. Поэтому не учите, а учитесь вместе: участвуйте в играх на равных, спорьте, признавайте свои ошибки, не стесняйтесь своего незнания.

И последнее: чтобы научиться правильно общаться, нужно… общаться правильно. На других уроках, во время похода или подготовки «огонька», на экзамене и при вынужденном разносе стремитесь сами и побуждайте ребят использовать те принципы эффективного общения, которые вы осваиваете. Обсуждайте возникающие ситуации с ребятами: «Сегодня важная тема, а вы не настроены работать. Как мне сделать, чтобы вы слушали? Что посоветуете?», «Ты уже третий раз подряд не приносишь сочинение, говоришь, что написал, но забыл тетрадь. Мне не хочется ставить двойку только за забывчивость, я и сама бываю рассеянной. Но должна ли я тебе верить? И не окажется ли в следующий раз, что весь класс забыл тетради? Как было бы правильно поступить?». Поначалу такое ваше поведение может вызвать шок – очень уж для нашей школы необычно, – но что делать, если самые правильные вещи бывают порой самыми непривычными! Привычка – дело наживное, стоит только начать.

Категория: Литература
13.01.2015 22:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!