СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ» (выступление из опыта работы на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детей любого возраста объединяют такие черты как эмоциональность и любопытство, желание проверить свою силу и желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-либо необычному. Именно такие возможности открывает игра. Я считаю, что игра является одним из наиболее прогрессивных методов обучения. Именно в процессе игры формируется логическое мышление, способность к анализу и установлению биологических последовательностей, ориентированность в окружающем мире и обществе. С помощью игры можно реализовать и воспитательные задачи. И, конечно же, игра повышает мотивацию к учебной деятельности. Обучение становится интересным и эффективным. Использование игр позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим; позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества. Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности – требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение. Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться. Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом. Требования к игре. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Внедрение игровых методов и форм на уроках биологии: - способствует усвоению знаний об окружающем мире; - развивает мышление и творческие способности; - активизирует деятельность учащихся на уроке; - помогает реализовать межпредметные связи и использовать знания на практике; - создаёт атмосферу здоровой конкуренции, взаимопомощи и способствует индивидуальному развитию личности каждого ребёнка в классе; - закрепляет положительные эмоции, желание учиться, общаться, играть; - помогает слабым ученикам приобрести уверенность. Игры можно проводить всем классом, индивидуально или группами. Важно умело начать игру, заинтересовав детей. Правила игры формулировать чётко и коротко. Желательно вносить в игру элементы загадочности, это могут быть и задания в пакетах и т.д. Вот некоторые игровые элементы и задания, которые я использую на уроках биологии. « ДА - НЕТ» Письменная игра. Определить правильное или неправильное суждение читает учитель. Ученики ставят знак «+» или « - « возле цифры в тетрадях. «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО» На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко. С одной стороны, лишнее – семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны – яблоко, т. к. это многосемянный плод. помидор, слива, перец. Слива – сем. Розоцветные. тритон, ящерица, жаба. Ящерица – класс Пресмыкающиеся. «СОСТАВЬ ПАРЫ» Например, Класс Рыбы. Отряд: 1) Лососевые; Латимерия. 2) Осетровые. Жерех. 3) Карпообразные. Ёрш. 4) Колючепёрые. Белуга. 5) Кистепёрые. Горбуша. Также использую разнообразные кроссворды, ребусы. Например, Путем перестановки букв составить название рыбы. ШУБА + РОГ = ГОРБУША РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА ВИД + АСТРА = СТАВРИДА ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА ТРЕК + АС = ТРЕСКА АС + ПЛУТ = ПАЛТУС БАЛ + КАМА = КАМБАЛА ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА «ПУТАНИЦА» Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова-названия земноводных животных ЛАДРАСАМАН КНЛЯАЖЕР АШКВАК НОТИРТ «МОЛЧАНКА» Это задания, где необходимо составить схему или вписать в пустые места на схемах понятия. Например: Составьте схему, отражающую состав крови. Кровь КОНКУРС – БЛИЦ. Учитель задаёт вопрос, требующий быстрого устного ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл. Например: смородина – ягода, а опёнок - ……, корабль пустыни - ……., нелетающие птицы - ……….. «РОЛЕВАЯ ИГРА» Сегодня мы с вами будем врачами и вам необходимо провести анализ крови. Задание на определение групп крови детей С помощью этой таблицы можно определить группу крови будущего ребенка, зная группу крови родителей. Красным цветом выделены группы крови родителей. На пересечении, соответственно, синим цветом - возможная группа крови ребенка. I II III IV I I I, II I, III II, III II I, II I, II I, II, III, IV II, III, IV III I, III I, II, III, IV I, III II, III, IV IV II, III II, III, IV II, III, IV II, III, IV По таблице определить, могут ли быть такие родительские пары, когда они не смогут быть донорами для своих детей? ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Грудная клетка состоит из …………., ……………… и …….…. Класс Пресмыкающиеся преимущественно ………………. животные. Сердце пресмыкающихся ……………… состоит из одного …………. и двух ……… Кожа рептилий ………………… без желёз. НАЙДИТЕ «ЛИШНИХ» 1. гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия. 2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда. 3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса. 4. гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 1. Глаза участвуют в акте глотания. 2. Все амфибии обитают в воде и на суше. 3. У земноводных кровь течёт по двум кругам кровообращения, сердце двухкамерное. 4. Амфибии никогда не пьют воду с помощью рта, они поглощают влагу кожей. 5. На коже земноводных никогда не бывает наружных паразитов. 6. В скелете земноводных есть грудная клетка. Вот только небольшой перечень игр и игровых элементов, применяемых мной на уроках биологии, но они повышают эффективность учебного процесса независимо от этапа урока в котором они применяются. И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают предмет биологии второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, затаив дыхание, слушают рассказы о живом, применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни. Профессия моя – педагогическая, Известно всем, отнюдь, не героическая, Холстов не тку, хлебов не выпекаю, А день-деньской играю, развлекаю! В каждой шутке, говорят, есть доля правды. Я соглашаюсь, моя профессия – обязывает обладать умением играть, ибо для объекта моей деятельности игра есть познание мира!
03.01.2017 21:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!