СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компьютерной техники в преподавании гуманитарных дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Данная статья показывает как внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс по гуманитарным дисциплинам способствует повышению интереса студентов к обучению, преимущество занятий с использованием мультимедийных технологий по сравнению с традиционными занятиями.

Компьютеры в аудиториях сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент преподавателя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на студентов, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Что же привело преподавателя гуманитарных дисциплин в компьютерный класс? Прежде всего, возможность как-то оживить занятие, вызвать у студентов интерес к изучаемому предмету. Люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.

Сегодня же, при минимальной оснащенности аудиторий довольно сложно удерживать постоянный интерес студентов на занятии. Зачастую, оборудованием на занятии являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ.

Естественно, что эти нововведения требуют изменения технологии преподавания и творчества от самого педагога.

На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры, ноутбуки, электронные учебники.

Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих студентов. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала студентами.

На своих занятиях по русскому языку я успешно использую информационные технологии, вместе со студентами выполняем проекты, чаще всего – это опорные схемы, использование которых позволяет повторить основные темы раздела и проверить умения и навыки грамотного письма. Большую помощь в этом оказывают такие программные продукты как: «Фраза», «Русский язык (Репетитор)», орфографический тренажер «Грамотей», «ЕГЭ по русскому языку».

Занятия по литературе – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для занятий по литературе я и студенты готовим замечательные и интересные проекты, это занятия путешествия в мир кино и мультипликации, в мир музыки и живописи, в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютерной техники дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие занятия воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор студентов, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. В настоящее время студенты нашего заведения уже собрали небольшую копилочку, в которой есть такие замечательные фильмы-слайды, как «Сказки А. С.Пушкина», «Личность Лермонтова М.Ю. в восприятии современников», «Анна Ахматова – жизнь и творчество», «Биография Толстого Л.Н.». При объяснении отдельных тем использую видео материал, презентации, обучающие программы. Использование электронных учебников тоже помогает более наглядно и демонстративно представить учебный материал, но, к сожалению, они есть не у всех. Электронные учебники – мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объем изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и освоение материала.

Для успешного освоения материала необходим постоянный контроль знаний студентов. Компьютерные технологии дают мне возможность применять различные формы контроля – интерактивное и бланковое тестирование, индивидуальное собеседование, контрольные и зачетные работы; по итогам семестра проводится предварительное тестирование и разноуровневая контрольная работа. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целью тестирования является проверка усвоения нового материала, базового уровня. Интерактивное тестирование более привлекательно для студентов, чем бланковое: результат они видят сразу. Студент видит объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться. Результаты опроса и тестирования позволяют судить об эффективности, используемых на занятиях, методах.

Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека - преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать их деятельность, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление. В ГПОУ «Снежнянский горный техникум» используются такие мультимедийные технологии: система интерактивного опроса, различные образовательные программы.

Обучение с использованием компьютерной техники существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество педагога и студента безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки компетентного, высококвалифицированного специалиста.

Специфика подготовки специалистов для работы на промышленных объектах заключается в том, что в дальнейшей профессиональной деятельности от них требуется не только точное знание основных нормативных документов, правил, инструкций, но и умение в экстренных ситуациях мобилизоваться, в короткий срок принять единственно верное решение, ведь в большинстве случаев им доверена жизнь людей. Как преподаватель я требую от своих студентов не только точных формулировок, правил, но и понимания сущности происходящего, умения воспользоваться полученными знаниями.

Таким образом, занятия с использованием мультимедийных технологий более эффективные, повышают динамичность, дают возможность оперативного получения информации.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты): Сб. статей: Лингводидактический поиск на рубеже веков. — М., 2000. — С. 8.
  2. .Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка. — М.: Русский язык,1993. — 371 с.
  3. Никитаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высшее образование в России. — 2016. — № 2. — С. 153.
Категория: Русский язык
19.02.2017 15:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!