СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование опорных схем на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет ни одного педагога, который не столкнулся бы с проблемой того, чтобы включить в работу на уроке всех учащихся класса или же большинство из них. И меня тоже волнует данный вопрос, так как основная задача учителя-предметника – это заинтересовать ребенка, привить интерес к своему предмету, что положительно скажется на результатах обучения. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в сельской школе, уровень подготовки учащихся низкий, но требования на выпускных экзаменах ко всем одинаковые, поэтому применение технологий, помогающих освоить такой сложный предмет, как русский язык- это важный момент в моей работе. Как же построить урок, организовать работу так, чтобы добиться положительного результата? Для этого пришлось пересмотреть методы и формы преподавания своего предмета. За годы, проработанные в школе, я обратила внимание на то, что большинство слабых учеников запоминают материал, который представлен наглядно, поэтому, преподавая свой предмет, использую в работе методику Ю.С.Меженко. Его методика заключается в том, что материал группируется в блоки, учебная информация кодируется, что представляет возможность увеличить объём изучаемого материала на уроке без перегрузки учащихся. Это позволяет активизировать деятельность учеников на уроке, легче и прочнее усвоить в каждой теме теоретический материал.

Изучение теоретического материала происходит с помощью опорных схем. Ученик способен восстановить в памяти ранее полученную информацию. Переосмыслив некоторые моменты данной технологии, я пришла к выводам, что она отвечает современным требованиям преподавания русского языка:

• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.

• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

• Повышение интереса к изучаемому материалу.

Использование опорных схем на уроках требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны воспринять материал, соотнести с изученным ранее, суметь выделить главное и представить всё это в краткой схеме, которая облегчает восприятие темы и её понимание.

Каждый человек обладает, в той или иной степени, тремя видами памяти: слуховая, зрительная, двигательная. Если в процессе обучения задействовать целенаправленно все виды памяти, то уровень усвоения материала повысится. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

- лаконичность;

- структурность

- удобство восприятия и воспроизведения

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

06.10.2015 13:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!