СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темой моего обобщения опытом является: «Использование технологии критического

мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся».

Сегодня, когда в обществе все чаще актуальны вопросы гуманизма, говорят о необходимости сохранения общечеловеческих ценностей, когда мы вновь обращаемся к словам ребенка, его способностей, главной задачей школьного литературного образования является развитие личности наклонностей, формирование личности, уважающей достоинство и индивидуальность другого человека, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. В связи с этим целью своей методической системы я считаю перевод процесса обучения русскому языку и литературы от репродуктивных методов к творческим, позволяющим максимально раскрыть способности и творческую индивидуальность учащегося, учесть особенности его психологии и мировосприятия.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Цели обучения литературе и русскому языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому слову, сознательного отношения к языку как духовной ценности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке и литературе;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Цель педагогическая – содействие развитию коммуникативной компетентности школьников средствами критического мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся».

Задачи педагогические :

1. Изучение возможностей курса литературы в развитии коммуникативной компетентности школьников.

2. Изучение приёмов критического мышления, проблемного обучения и условия применения их на уроке.

3. Конструирование и реализация учебных тем по литературе с использованием методов критического мышления и проблемного обучения.

4. Оценка эффективности реализации образовательных технологий развития коммуникативной компетентности учащихся.

Реализовать данные подходы, на мой взгляд, может сочетание инновационных технологий…. Среди них технология развитие критического мышления (РКМ) через и технология проблемного обучения. Именно применение технологии РКМ позволяет воспитать активную творческую личность учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Обучение направлено на формирование обобщённых способов мышления: умение работать в группе, творчески интерпретировать информацию и ранжировать ее по степени новизны и значимости. В основе технологий лежит следование трём фазам:

1. Вызов - подготавливает, настраивает на информацию и процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.2. Осмысление новой информации (смысловая стадия) - предполагает ввод новой информации.

3. Рефлексия (размышление) - является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности

Виды работы, используемые в данной технологии: работа с информационным и художественным текстом, взаимообучение, письмо, дискуссия, исследование.

На моих уроках ребята учатся задавать вопросы, работать с текстом, прогнозировать результаты, учатся воспринимать информацию. Особенно нравятся ребятам составлять кластеры, синквейны, хокку. Каждая фаза этой технологии предполагает различную мыслительную деятельность. Так, на фазе «Вызова» главной задачей является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Здесь я предлагаю поработать с таблицей «Что я знаю? Что хочу узнать?», а в конце урока заполняем последнюю колонку таблицы «Что узнал?» На этом этапе удачно сочетаются как групповая, так и индивидуальная работа.На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

На последней фазе данной технологии включаю в работу письменные задания, которые позволяют детям самостоятельно осмыслить новую информацию. Результаты использования данной технологии демонстрируют лучшую усвояемость нового материала детьми.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

При проблемном обучении ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем через проблемное изложение учебного материала, частично-поисковую и самостоятельную исследовательскую деятельность. Результатами работы в технологии проблемного обучения становятся развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, мы часто выбираем такую форму урока, как диспут, дискуссия.

Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.

Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Так, при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: «Дайте характеристику Лужину, обращаясь к тексту романа. Можно ли встретить Лужина в наши дни? В чем он мог измениться, а что обязательно должен сохранить, чтобы остаться Лужиным?»

Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценке ряда вопросов; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение (если они есть), сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги. "В-третьих, диспут — это такая форма урока, которая отвечает возросшему умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно.

При этом следует помнить, что диспут наш литературный: в ходе обсуждения выдвинутой для дискуссии проблемы обязательно должны звучать литературный текст. Литературный диспут должен оправдывать свое название, а не быть беспредметным разговором по поводу литературы.

Тема диспута должна стать личностно значимой для каждого учащегося, без чего вряд ли можно говорить о формировании убеждений. Именно поэтому часто избираются темы, предложенные учащимися. Так, обсуждая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», ребята предложили такой нестандартный вопрос: «Изучая произведения А. И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», мы узнали о судьбах Шухова, Сеньки Клевшин, Василия Александрова, которые, попав в плен, не смирились со своим положением, бежали. и за это были осуждены на 8 лет.

А в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Соколова, бежавшего из плена, принимают как героя.

Как вы объясните такой парадокс?

Конечно, такая работа возможна лишь в обстановке доверительности, когда ученики не боятся и говорят, что думают. Поскольку урок-диспут являются завершающим, итоговым, то вся система предшествующих уроков должна быть построена так, чтобы ученики знали, что сказать по какой-то ключевой нравственной проблеме.

И неважно, что не всегда ребята на таких уроках приходят к единому мнению, главное, что они думают, переживают, отстаивают свои точки зрения, а значит — творят. Одним из свидетельств эффективности проблемных уроков — творческие работы учащихся.

В ходе своей работы мне хотелось бы поделиться некоторыми методами в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся:

.

1. Залогом успешного изучения произведения является интерес ученика к предмету, желание встретиться с миром литературы, необходимое расположение читательской души к восприятию произведения. Для этого особенно важно, каким образом произойдет первая встреча с текстом художественного произведения. Поэтому либо я предлагаю учащимся медленное первопрочтение дома с последующим обменом мнениями и впечатлениями в классе, либо знакомство происходит непосредственно на уроке.

2. Особое внимание уделяю систематическому обучению выразительному чтению. Истинное выразительное чтение - итог глубокого эмоционального и интеллектуального проникновения учителя и ученика в текст.

3.Очень помогают в работе при этом межпредметные связи с разными предметами эстетического цикла, умения и навыки, полученные учащимися на уроках музыки и изобразительного искусства. Например, прием словесного рисования основан на умении учеников видеть мир в его многообразии и неповторимости, чувствовать прекрасное, удивляться необычному, сопоставлять зрительные и словесные образы.

4.Интересная работа проводится с учащимися, позволяющая по-новому посмотреть на стихотворный текст после лингвистического анализа текста по методике А.Журавлева. Разбор стихотворений, определение его цветового фона и эмоциональной окраски, анализ лексики, морфологии, синтаксиса, ритмико-интонационного уровня позволяют лучше понять тему, идею стихотворения, увидеть за строчками фигуру автора, его чувства и мысли.

5.Одним из способов активизации творчества учащихся являются письменные работы.

-сочинение сказок;

-вопросы –размышления;

- работа-«пятиминутка», которая может быть запланирована, а может быть дана «неожиданно» и для самого учителя. Смысл такой работы в том, что она является «заключительным аккордом» в изучении произведения. Ответ, данный учеником, отражает результат всех уроков (или урока), посвященных данному произведению;

- задание продолжи произведение или придумай, как должна закончиться прочитанная история.

6.Одним из видов развития творческой деятельности учащихся являются викторины.

Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и следовательно, служат средством развития творческих способностей.

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка.

Категория: Литература
25.03.2015 15:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!