СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исполнение "под фанеру": так ли это плохо?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье мы рассмотрим, что за зверь такой эта «фанера»? Кто и зачем её использует? И почему умелое пение «под фанеру» – это тоже мастерство?

На самом деле тема обсуждаемая, излюбленная и новомодная. Почему новомодная? Потому что буквально 20-25 лет назад, когда по стране разъезжали "фанерные" "Ласковый май", "Комбинация", "Кармен" и прочие корифеи российского шоу-бизнеса, народ, по своему не знанию и при отсутствии лучшего, потреблял всё. Смотрели, слушали и не жужжали. Сейчас же все стали гурманы. Западная музыка делает своё дело, и многие из нас уже примерно знают, что такое живой звук и настоящие шоу. Зрителю сейчас только дай повод, и вот уже все скандируют: "Долой фанеру! Артиста на кол!". При этом самое смешное, что добрая половина слушателей и "знатоков" с трудом отличают живой звук от "фанеры". Видят и слышат это примерно процентов 15-20 от всей аудитории. А сразу поставить правильный "диагноз" зачастую способны только лишь профессиональные исполнители, звукорежиссеры и тд.

Для тех, кто не особо разбирается, законспектируем: исполнение под "фанеру" (фонограмму +1) – это когда исполнитель Вася Пупкин имитирует пение, открывая рот, как рыба, не прилагая при этом никаких голосовых усилий. Для зрителей и слушателей звучит полноценное произведение (трек, песня) с голосом Васи Пупкина, но записанным и "вылизанным" на студии звукозаписи. С этим разобрались.☑

Почему артисты используют "фанеру".

Первая и основная причина – это, конечно же, человеческий фактор, когда исполнитель в силу проблем со здоровьем просто не может петь вживую. Простуда, боль в горле или просто внезапно сорваный голос нарушают планы артиста и организаторов. В данном случае фонограмма с голосом артиста оказывается как нельзя кстати и реально выручает. Ещё существуют причины, с которыми невозможно бороться – это гормональные перестройки в организме (характерно для женщин), которые влияют на работу голосовых связок, соответственно и на качество пения. И как бы это не казалось странным, даже метеоусловия (а именно уровень влажности) влияют вокал. Бывают такие "волшебные" дни, когда даже маститые исполнители, без ведомых на то причин просто не звучат и всё. Ну и в завершении физиологических тонкостей скажу, что недосып, нервы, алкоголь, физические перезагрузки тоже влияют на голос. Голосовые связки – очень тонкий инструмент, живущий своей жизнью, и не всегда отвечающий нашим ожиданиям и планам.

Вторая часто встречающаяся причина, если артист здоров и полон сил, но тем не менее занимается "клоунадой" – это принципиальное условие организаторов. Здесь очень часто мало что зависит от артиста. Как говорится, "кто заказывает девушку, тот её и танцует". Обычно, чем серьезнее и масштабнее мероприятие, тем больше артистов там ожидается, и тем более трудоёмким оказывается процесс отстройки живого и качественного звука. На подобных концертах, к сожалению, чаще важна именно картинка, нежели звук. Для режиссеров, операторов и устроителей, в свою очередь, важно, чтобы всё прошло на одном дыхании, без всяких заминок, проблем со звуком и прочее. Поэтому применяют проверенный алгоритм: ведущие, артисты, шоу-балет, все "песенки" на одной флешке у звукорежиссера, яркий, качественный звук и свет. Итог – зрители аплодируют, организаторы счастливы! Мероприятие проведено. И дело даже не только в удобстве, но и в экономии. Чтобы обслуживать артистов (иногда капризных и требовательных), необходима дорогая качественная аппаратура и профессионалы высокого уровня, которые тоже работают не за "спасибо". Поэтому артистов порой даже не спрашивают, а просто ставят перед фактом: "Работаем под плюс!"

И в защиту артистов (московского уровня) могу сказать одно: 95% звезд эстрады – гастролирующие исполнители. А это значит, что практически все они профессиональные музыканты, которые не просто умеют петь вживую, а ОТЛИЧНО умеют петь вживую! И у них есть чему поучиться. Выступления из гастрольных туров разительно отличаются от концертов на ТВ. Поэтому если хотите услышать реально живой звук и увидеть работающего "на вас" артиста – покупайте билеты на "сольники" и получайте удовольствие.

Почему петь по "фанеру" не такая уж халява, как кажется?

Соглашусь, при пении по фонограмму+1 связки отдыхают (практически). Но! Мозг работает в усиленном режиме. Здесь уточню: речь идёт об идеальном "фанерном" исполнении. Таком, при котором никто не догадается (ну или с трудом), что вы филоните. Когда вы поёте вживую, то можете позволить себе некие отклонения от курса, паузы, общение со зрителем и тд. Если звучит "фанера", то вы к ней привязаны. Шаг влево, шаг вправо – провал! И зритель всё это видит. А профессионал – тем более. Выглядит это, мягко говоря, смешно. Если говорить о ТВ—трансляциях, где звезд снимают крупным планом, да так, что каждый прыщик видно, то там вообще – все, как под лупой. Хотя у меня складывается впечатление, что некоторые звезды об этом забывают. Смешно и, конечно, не профессионально смотрится, когда знаменитости выходят, и не попадают не только в длительности нот, которые они прописали на студии (раньше или позже закрывают/открывают рот), но даже слов не знают. Ну тут, видимо, отголоски «звездной болезни», которая позволяет им этим пренебрегать. Хотя я считаю – это не позволительно. Но говоря о хорошем исполнении под фонограмму, повторюсь: исполнение под фонограмму – это некое стеснение зоны комфорта артиста, когда он становится "ведОмым". А для исполнителей, тем более сольных, важно, чтобы было наоборот.

Есть, конечно, один неоспоримый и весомый плюс фонограммы – физическая свобода. То есть вы можете свободно скакать по сцене, кидать батман и прочее. На качестве звука это никак не отразиться.

Если сказать в общем о "фанерной" практике в русском шоу-бизнесе, то тенденция меняется и в лучшую сторону – сторону живого звука. Во-первых, западный шоу-бизнес диктует общемировые критерии качества, а во-вторых, появились сдвиги (по моим наблюдениям) после всевозможных ток-шоу и конкурсов на ТВ. Тот же "Голос" (кстати, тоже западный проект) заставил "засидевшихся", и уже немного ленивых звёзд эстрады встрепенуться и начать демонстрировать более качественный продукт. Видимо, талантливые ребята и самородки по всей стране, поющие вживую и заставляющие маститых артистов к ним повернуться, повысили планку исполнения. Они своим личным примером показали, что петь вживую вполне можно. Нужно только очень захотеть!

Спасибо за внимание!

Категория: Искусство
29.09.2018 19:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!