СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование информационных технологий как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем…»

(Конфуций)

Трудно представить современную жизнь без использования информационных технологий. Стремительный переход к информатизации общества является причиной все более глубокого внедрения информационных технологий в различные области человеческой деятельности.

В сфере образования этот процесс происходит все глубже с каждым днем. Не обошёл он стороной и нашу школу, школу агроэкотехнологий.

В федеральных государственных образовательных стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам.

Вера в ученика, в его познавательные силы является главным принципом моей педагогической деятельности. А своевременно увидеть и поддержать слабые ростки познавательного интереса, который побуждает желание учиться, считаю основной своей задачей.

Нынешнее поколение детей отличаются от прошлых поколений. Современные подростки большую часть времени проводят у экранов телевизоров, планшетов, смартфонов. Они свободно осуществляет навигацию в Интернете. Поэтому учителю необходимо так построить работу с детьми, чтобы активизировать их познавательную деятельность.

Химия – сложная наука для учащихся, поэтому необходимо использовать все подходы, делающие ее более доступной. Учителю приходится постоянно искать те формы и методы преподавания, которые бы обеспечили оптимальный результат. Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и необходимо вводить в традиционный урок и во внеурочные занятия.

Использование в учебном процессе информационных технологий позволяет активизировать процесс познания, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объём самостоятельной работы учащихся.

Применение информационных технологий на уроках и вовнеурочной деятельности включает в себя использование готовых мультимедийных программ, разработку компьютерных презентаций, составление электронных тестов, кроссвордов, филвордов, просмотр фрагментов фильмов или видеоопытов, демонстрацию интерактивных лабораторных опытов и практических работ, использование на учебных занятиях цифровых лабораторий.

Хочу остановиться подробно на некоторых информационных технологиях, которые использую на своих уроках.

Ничто так не активизирует познавательную активность учащихся, как презентации. Презентация – это сценарий к уроку. Их я применяю на различных этапах урока: при объяснении нового материала, проверке знаний, для закрепления полученных знаний. На слайд презентации можно разместить графический, текстовый, иллюстративный материал для урока, анимации различных химических процессов, фрагменты видеофильмов. Она задаёт определённый темп и логику изложения материала.

Презентации могут быть разработаны не только учителем, но и учащимися как дополнение к его докладу или приложение к проекту.

Для проведения входного, промежуточного и итогового контроля широко использую электронные тесты. Они существенно облегчают работу учителя. Накопление и электронная обработка способствуют проведению детального анализа изучения обучающимися той или иной темы.

Я применяю электронные кроссворды, тесты как на уроках в качестве проверки знаний, на закрепление пройденного материала, так и в качестве домашнего задания. Очень легко составляются различные тесты в конструкторе OnlinTestPad. В данной программе предусмотрено большое количество различных настроек тестов: один выбор, мультивыбор, ввод числа, ввод текста, ответ в свободной форме, установление последовательности, установление соответствий, заполнение пропусков числа/текст, интерактивный диктант и многое другое. Также в данной программе будет доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по интересующему вопросу. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые можно сохранить в Excel.

Химия - наука, которая не изучается без эксперимента, но многие лабораторные опыты, в силу опасности для здоровья обучающихся или трудности выполнения в условиях кабинета химии, не могут быть выполнены на уроке. С данной проблемой можно справиться, демонстрируя видеоопыты. Необходимый материал по различным темам можно найти на сайтах Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. При этом учитывается не только здоровьесберегающий аспект, но и отсутствие химических реактивов или необходимого химического оборудования.

Активизируют познавательный интерес к предмету цифровые лаборатории. На своих занятиях я использую новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Такие лаборатории, как «Архимед» и ЛабДиск предоставляют возможность:

- сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента;

- повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов;

- проводить измерения в полевых условиях;

- модернизировать уже привычные эксперименты.

Цифровые лаборатории я использую на различных практических работах. Таких как, «Зависимость скорости реакций от температуры», «Изучение экзо- и эндотермических реакций», «Влияние примесей на температуру замерзания растворов». С учащимися, которые только приступили к изучению предмета «Химия», я провожу следующие работы: «Изучение пламени», «Электролиты и неэлектролиты».

При проведении экспериментальной части исследовательских работ школьники проводят исследования воды (снега, родника, водопроводной), почвенных вытяжек, содержания нитрат ионов в овощах, определение рН среды водной вытяжки жевательной резинки и кислотности напитков.

Современные цифровые лаборатории позволяют профориентировать учащихся на выбор профессии, связанных с экологическим и агротехнологическим направлениями.

Применение информационных технологий даёт свои результаты. С каждым годом растёт процент победителей и призёров всероссийской олимпиады школьников муниципального этапа. Мои ученики становятся лауреатами конкурсов различного уровня: «Всероссийский заочный конкурс научно - исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»; «67-я научно-практическая конференция студентов и аспирантов МГАУ»; «Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Шаги в науку».

За последние два года наблюдается положительная динамика результатов сдачи ЕГЭ по предмету. Результаты учащихся по предмету несколько превышают среднеобластной показатель. И, самое главное, выпускники школы выбирают учебные заведения, где предмет химия является приоритетным.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, но и активизировать познавательную деятельность учащихся

04.10.2021 19:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!