СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование личностно-ориентированных технологий на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ТЕХНОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ».

  1. 38

I. ВВЕДЕНИЕ

Школа составляет громадную силу,

определяющую быт и судьбу народов и государства,

смотря по основным предметам и по принципам,

вложенным в систему школьного образования».

Д.И. Менделеев

  1. Актуальность темы.

Настоящее время — период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся.

Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования. Новый ФГОС основного общего образования направлен на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, развитию их личностных качеств, творческих возможностей, формированию способностей оперировать полученными знаниями и умениями, постоянно их обновлять и расширять. В условиях рыночной экономики повышается роль творческой личности, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать самые разнородные факторы и, опираясь на это, принимать обоснованные решения.

Сознание подрастающего поколения направлено на познание нового; познавательный мотив давно уже признан педагогической наукой ведущим, а в наше время он приобретает практический интерес.

Изменение целей общеобразовательной школы. Современных школьников ждет другое будущее, более активный характер и темп жизни. Готовить к ней — задача школы и школьной географии в том числе. Нужны не только новые источники знаний, но и новые методы и приемы обучения, в том числе такие, которые приучают принимать собственные решения, опираться на личные представления и оценки ситуации.

Изменяющийся характер образовательного процесса. Учитель давно уже не основной носитель знания. Поток географической информации современные школьники усваивают через компьютеры, Интернет, видеоматериалы, обилие бумажных носителей знания — новых иллюстрированных энциклопедий, книг, глянцевых журналов, в том числе географических, в которых для привлечения читателя и рекламодателей помещают интересные географические материалы.

Педагогическая деятельность может считаться успешной, если современный учитель географии не ограничивается традиционной схемой построения урока, а организует на уроке учебную деятельность на основе новых методик и технологий, включает учащихся в учебный, «научный» для них поиск. На таких уроках дети действуют по собственной инициативе и принимают решения самостоятельно. Отсюда интерес к деловым играм, проектным технологиям, дискуссиям, анализу новых тематических карт, которые появляются в современных школьных атласах.

Основные направления реализации исследовательского подхода в изучении географии материков и океанов охватывают несколько сторон:

а) представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, изучающего ее;

б) ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов. В педагогике их относят к общеучебным умениям;

в) насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

г) использование таких моделей обучения, типов уроков, которые основаны на самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

  1. Цель и задачи.

Цель:

сформировать умения адаптироваться в современных условиях, научить критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы их решения, нести ответственность за результат собственных действий, повысить мотивацию обучения.

Задачи:

- проявлять активность в познании окружающего мира, добывая знания из различных источников информации;

- обладать навыками общения, быть контактным, уметь самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, культурного уровня;

- проектировать учебный процесс на четко заданный результат.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

  1. Теоретическая основа технологии личностно-ориентированного обучения.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Отличительной особенностью технологии личностно-ориентированного обучения является направленность на самореализацию учащихся – на развитие их гуманитарного мышления.

Данная технология обучения представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики. Её источниками и составными элементами являются:

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- наука педагогическая, психологическая и др.

- передовой педагогический опыт;

Сравнительная характеристика традиционной и личностно ориентированной систем обучения.

Основные системы обучения / Показатели для сравнения

Традиционная система обучения

Система личностно-ориентированного обучения (ЛОО) (Сериков В.В.)

1

2

3

ЦЕЛЬ

Обучающая (передача знаний, умений, навыков)

Создание условий для реализации личностных функций

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные стандарты

Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальные или групповые

Индивидуальные + групповые

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Информационный, репродуктивный

Познавательный, через самостоятельную деятельность

КРЕДО ПЕДАГОГА

«Я над вами»

«Я вместе с вами»

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Монолог

Диалог

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА

Пассивная

Активно-инициативная

МОТИВАЦИЯ

Внешняя, эпизодическая

Внутренняя систематическая, целенаправленная

Технология личностно-ориентированного обучения.

Существенной в этой технологии считается идея уникальности личности школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе. Не менее важным является также положение, высказанное философом В. А. Лекторским о том, что, «лишь включаясь во все многообразные коллективные формы деятельности, индивид приобретает форму субъективности». Необходимой теоретической посылкой является разработанная психологами Х.Й. Лийметсом и Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена, осуществляемая в межличностном взаимодействии. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию. Личностно-ориентированное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти основным линиям: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - ученический коллектив, ученик - учебник и другие средства учебно-методического комплекса, ученик - окружающая среда (природа), учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемые в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный.контакт, сотрудничество, интимно-личностное общение, деловое общение и т.д. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик - окружающая среда, ученик - учебник опосредованно, часто вначале неосознанно, с помощью рефлексии.Технология личностно-ориентированного образования, как считают ученые -педагог В.В. Сериков и психолог И.С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие - обучение и учение.

12.02.2019 22:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!