СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«ТЕХНОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ».
I. ВВЕДЕНИЕ
Школа составляет громадную силу,
определяющую быт и судьбу народов и государства,
смотря по основным предметам и по принципам,
вложенным в систему школьного образования».
Д.И. Менделеев
Настоящее время — период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся.
Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования. Новый ФГОС основного общего образования направлен на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, развитию их личностных качеств, творческих возможностей, формированию способностей оперировать полученными знаниями и умениями, постоянно их обновлять и расширять. В условиях рыночной экономики повышается роль творческой личности, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать самые разнородные факторы и, опираясь на это, принимать обоснованные решения.
Сознание подрастающего поколения направлено на познание нового; познавательный мотив давно уже признан педагогической наукой ведущим, а в наше время он приобретает практический интерес.
Изменение целей общеобразовательной школы. Современных школьников ждет другое будущее, более активный характер и темп жизни. Готовить к ней — задача школы и школьной географии в том числе. Нужны не только новые источники знаний, но и новые методы и приемы обучения, в том числе такие, которые приучают принимать собственные решения, опираться на личные представления и оценки ситуации.
Изменяющийся характер образовательного процесса. Учитель давно уже не основной носитель знания. Поток географической информации современные школьники усваивают через компьютеры, Интернет, видеоматериалы, обилие бумажных носителей знания — новых иллюстрированных энциклопедий, книг, глянцевых журналов, в том числе географических, в которых для привлечения читателя и рекламодателей помещают интересные географические материалы.
Педагогическая деятельность может считаться успешной, если современный учитель географии не ограничивается традиционной схемой построения урока, а организует на уроке учебную деятельность на основе новых методик и технологий, включает учащихся в учебный, «научный» для них поиск. На таких уроках дети действуют по собственной инициативе и принимают решения самостоятельно. Отсюда интерес к деловым играм, проектным технологиям, дискуссиям, анализу новых тематических карт, которые появляются в современных школьных атласах.
Основные направления реализации исследовательского подхода в изучении географии материков и океанов охватывают несколько сторон:
а) представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, изучающего ее;
б) ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов. В педагогике их относят к общеучебным умениям;
в) насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;
г) использование таких моделей обучения, типов уроков, которые основаны на самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Цель:
сформировать умения адаптироваться в современных условиях, научить критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы их решения, нести ответственность за результат собственных действий, повысить мотивацию обучения.
Задачи:
- проявлять активность в познании окружающего мира, добывая знания из различных источников информации;
- обладать навыками общения, быть контактным, уметь самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, культурного уровня;
- проектировать учебный процесс на четко заданный результат.
II. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Отличительной особенностью технологии личностно-ориентированного обучения является направленность на самореализацию учащихся – на развитие их гуманитарного мышления.
Данная технология обучения представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики. Её источниками и составными элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука педагогическая, психологическая и др.
- передовой педагогический опыт;
Сравнительная характеристика традиционной и личностно ориентированной систем обучения.
Традиционная система обучения |
Система личностно-ориентированного обучения (ЛОО) (Сериков В.В.) |
|
1 |
2 |
3 |
ЦЕЛЬ |
Обучающая (передача знаний, умений, навыков) |
Создание условий для реализации личностных функций |
СОДЕРЖАНИЕ |
Государственные стандарты |
Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка |
ФОРМЫ РАБОТЫ |
Фронтальные или групповые |
Индивидуальные + групповые |
ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ |
Информационный, репродуктивный |
Познавательный, через самостоятельную деятельность |
КРЕДО ПЕДАГОГА |
«Я над вами» |
«Я вместе с вами» |
СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
Монолог |
Диалог |
ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА |
Пассивная |
Активно-инициативная |
МОТИВАЦИЯ |
Внешняя, эпизодическая |
Внутренняя систематическая, целенаправленная |
Технология личностно-ориентированного обучения.
Существенной в этой технологии считается идея уникальности личности школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе. Не менее важным является также положение, высказанное философом В. А. Лекторским о том, что, «лишь включаясь во все многообразные коллективные формы деятельности, индивид приобретает форму субъективности». Необходимой теоретической посылкой является разработанная психологами Х.Й. Лийметсом и Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена, осуществляемая в межличностном взаимодействии. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию. Личностно-ориентированное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти основным линиям: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - ученический коллектив, ученик - учебник и другие средства учебно-методического комплекса, ученик - окружающая среда (природа), учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемые в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный.контакт, сотрудничество, интимно-личностное общение, деловое общение и т.д. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик - окружающая среда, ученик - учебник опосредованно, часто вначале неосознанно, с помощью рефлексии.Технология личностно-ориентированного образования, как считают ученые -педагог В.В. Сериков и психолог И.С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие - обучение и учение.
© 2019, Вдовина Ольга Викторовна 249