СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения башкирскому языку и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юсупова Г.Ф.

учитель башкирского языка и литературы Башкирской республиканской гимназии-интерната №3 г. Кумертау

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ, В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Чтобы сделать урок эффективным, недостаточно словес­ных и наглядных методов, которые широко используются в школе. Источниками повышения эффективности урока должны являться: интерес к учению, самостоятельная работа учащих­ся, умелое использование технических оборудований, сотруд­ничество учителя и учащихся на уроке, своевременный актив­ный отдых на уроке, необходим и интересный материал, устра­нение формализма в подходе к новой теме. Как к этому стремится?

В данное время много инновации. И у нас, у учителей, есть право на выбор. Ученые педагогам предлагают всевозможные современные педагогические технологии. В течение своей пе­дагогической деятельности я изучила и выбрала несколько тех­нологий, которые применяю на уроках: ДКСО, проблемное обу­чение, методика развивающего обучения, методика профессо­ра А.З.Рахимова, логико-смысловая модель В.Штейнберга.

В начале изучила теоретическую часть данных педагогиче­ских технологий, прошла курсы повышения квалификации, за­тем начала использовать данные технологии на уроке.

Умение учиться есть характеристика субъекта учения, спо­собного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуа­циях.

Когда речь заходит о человеке, умеющем учиться, возни­кает образ книжника, одержимого познавательной страстью. Однако умение учиться обнаруживает себя не только в сфере познания и не совпадает с умением пользоваться справочной литературой и добывать нужную информацию из книг.

Итак, в умении учиться выделяются 2 составляющие:

1. Рефлексные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которых человеку недос­ тает его знаний и умений и ответить на первый вопрос само­ обучения:

Чему учиться - это значит, если ученики на протяжении всего начала обучения будут предъявлять учителю только свои обучения, знания и всячески ограждаться от встречи с ситуа­циями, где их знания вступают в противоречие с новыми фак­тами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.

2. Поисковые действия, которые необходимы для приобре­тения недостающих учений, знаний, способностей для ответа на 2 вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет 3 ответа:

а) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, т.е перевести учебную задачу в творческую, исследова­тельскую;

б) самостоятельно найти недостающую информацию в лю­бой книге и в Интернете;

в) запросить недостающие данные у знатока и умельца.

В ряду всех «хранилищ» материального и духовного опы­та, которые могут стать для умеющего учиться источником расширения его индивидуального опыта, особо выделена фи­гура учителя.

Учитель как особенная социально-культурная позиция взрослого - это тот, кто учит самому ученью. Учитель учит нестолько действовать, сколько планировать будущее действие и искать способы его осуществления. Он способен научить любо­го ученика учиться, сделать его субъектом самообучения.

Учебник «Родной русский язык», разработанный В.В. Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию на ос­нове достижений современной лингвистики русского языка.

В соответствующих формулах, знаках художества, в об­разах зафиксировано совершенство окружающего мира так, как его может увидеть человек. Можно сказать, что в этом откры­вается человек.

Немного хочу рассказать о методике развивающего обуче­ния Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

- это полное научно-методическое и практически-организа­ционное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному русскому языку и литературе.

Цель развивающего обучения - формирование у детей ос­нов теоретического сознания.

Теоретическое мышление - способность человека, пони­мать суть явлений по их внешней форме и действовать в соот­ветствии с ней.

Не надо думать, что эта способность присуще только от­дельным выдающимся людям.

Способность к теоретическому осмыслению действитель­ности есть умение и желание мыслить самостоятельно, дейст­вовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные по­следствия своих действий и действий других людей.

В житейской практике теоретический подход к делу может появиться лишь случайно. Закономерно он возникает в науке, искусстве, праве и других видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у людей возникает потребность опре­делить существо по его внешним проявлениям.

У большинства детей, которые переходят из начальной школы в среднюю, недостаточно развиты предпосылки к пони­манию теоретического содержания многих предметов. Это свя­зано с тем, что в традиционной школе никогда не ставилась такая задача. Положение войдет в норму, если перед началь­ным образованием поставить задачи развивать у детей основ­ные теоретические мышления, иными словами предметом со­вместных действий ученика и учителя. Известно, что наиболее общим и универсальным методом изучения любой образова­тельной области является системный анализ. Успех во многом зависит от того, насколько точно учитель сумел передать детям представление о структуре изучаемого предмета.

Если проанализировать историю процесса возникновения и развития наук, то мы видим, что любая наука начинает стро­ить свое здание с классификации многообразных изучаемых объектов, этот этап связан с анализом. В результате классифи­кации мы получаем множества однородных объектов.

Сегодня время техники, и я как учитель башкирского языка и литературы не могу не принимать это во внимание. Совре­менный уровень образовательного процесса предполагает в частности широкое применение компьютерных технологий в школе. Применение мною информационных технологий на уро­ках является одним из современных средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении башкирскому языку и литературе.

Для сегодняшнего ученика компьютер становится совер­шенно естественным средством познания окружающего мира, как для предыдущих поколений им была книга. Компьютер, как и книгу, можно использовать с большой пользой, но и наоборот. Многие школьники, имея компьютеры, огромное количество времени проводят перед экраном. Это время уходит на игры и разговоры по чату. Они бы и хотели использовать его с поль­зой, но, даже имея в своем распоряжении образовательные программы, не знают, как с ними правильно работать.

Поэтому моя задача - помочь ребенку использовать ком­пьютерные программы с образовательной, а не только с раз­влекательной целью. Эти задачи разделяются по двум направ­лениям: во-первых, самая естественная форма ее работы -ведение урока с применением компьютерной поддержки; во-вторых, применение компьютера не ограничивается уроками. Так же, как и в случае с книгой, большую роль здесь играет са­мостоятельная работа, с обучающей программой, любой базой знаний на персональном компьютере (ПК).

Другое направление - применение компьютера на уроках как дополнительного технического средства. Например, про­граммы среди Теас Рго построены как отдельные лекции по 8-15 минут, которые можно просматривать в пошаговом и в контрольном режиме, т.е. можно взять из диска только то необхо­димое для контрольной темы конкретного урока.

Выбор учебных тем мной включает следующие этапы:

- индивидуально-психологическую установку, в т.ч.: фор­мирование эмоционально-волевого импульса на создание но­вой темы и формирование ее образа, выбор названия темы ввиде продуктивной метафоры, начальное формулирование це­ли и плана проектирования;

-определение научно-познавательной значимости темы, в т.ч.: предметной, межпредметной и мировоззренческой (над-предметной);

- определение эстетической значимости темы путем выяв­ления эмоциональной реакции на тему в форме простейшегоэстетического отклика;

-определение аксиологической значимости темы путем проекции ее на следующие смысловые группы: объекты (при­рода, человек, общество), сферы освоения мира (наука, обще­ство, мораль), грани культуры (физическая, духовная, социаль­ная), которые могут выбираться в зависимости от особенностей проектируемой темы;

  • планирование развития авторского стиля педагога для яркой, выразительной постановки занятия, в т.ч.: парадоксы предмета, личные интересы, предпочтения и хобби, сотворческое переживание и оценка темы с учащимися;
  • планирование активизации творчества учащихся при подготовке и проведении занятий, в т.ч.: домашнее задание или классная работа;

-выполнение суммарной оценки темы, в т.ч.: эмоциональ­ная оценка, содержательная оценка (обеспеченность темы тремя типами наглядности, структуризация знаний и наличие связей и отношений в структуре, включение процедур пережи­вания и оценивания в учебный процесс, наличие гуманитарного фона изучаемого знания, дополнительные оценки, зависящие от типа проектируемой темы, например, использование эколо­гического мышления, диалога культур;

-формулирование барьеров, противоречий и задач, кото­рые нужно поставить перед учащимися при изучении темы;

- проектирование познавательного, переживательного и оценочного -эталон изучения темы, включая такие дидактические средства, как общий сценарий изучения темы, многомер­ную модель представления темы, алгоритм конструирования художественно-эстетического отклика на научное знание, мат­рицу для оценочного и обобщающего этапа учебной деятель­ности;

- разработка творческих заданий для учащихся: дополне­ние многомерной модели темы, творческие задания, конструи­рование различных форм эстетического отклика.

Современные требования к личности ставят перед школой целый ряд проблем. Реализация данных задач сопряжена с рядом сложностей, порожденных современной цивилизацией. Речь идет о стремительном развитии информационных услуг, включении в образовательное пространство виртуальных институтов, невероятно расширивших границы неформального обучения. Результатом информационного взрыва является то, что общество становится огромным обучающимся сообществом.

В то же время потребление информации само по себе не гарантирует повышения уровня образованности. В этой ситуа­ции человеку необходимо научиться грамотно использовать получаемую информацию, и это умение рассматривается как один из критериев образованности и непременное условие превращения имеющихся представлений в знания.

Учить учиться - так современные педагоги понимают сего­дня свою задачу: учить самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относиться к предлагаемой массе сведений. Для решения образовательных и воспитательных задач нужно ис­пользовать подходы, направленные на вовлечение учащихся в активное, основанное на критическом анализе обучение. Такие методы обучения включают в себя совместную групповую ра­боту, дебаты, моделирования, ролевые и учебные игры, дис­куссии, индивидуальные и групповые проекты, новаторские подходы к устным и письменным заданиям.

Чтобы урок стал еще эффективным, приносил соответст­вующие результаты учителем используются ИКТ в процессе обучения предмету, проектные и исследовательские техноло­гии. Проведение таких уроков повышает качество учебы и вос­питания учащихся в гимназии-интернате.

10.02.2020 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!