СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Юсупова Г.Ф.
учитель башкирского языка и литературы Башкирской республиканской гимназии-интерната №3 г. Кумертау
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ, В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Чтобы сделать урок эффективным, недостаточно словесных и наглядных методов, которые широко используются в школе. Источниками повышения эффективности урока должны являться: интерес к учению, самостоятельная работа учащихся, умелое использование технических оборудований, сотрудничество учителя и учащихся на уроке, своевременный активный отдых на уроке, необходим и интересный материал, устранение формализма в подходе к новой теме. Как к этому стремится?
В данное время много инновации. И у нас, у учителей, есть право на выбор. Ученые педагогам предлагают всевозможные современные педагогические технологии. В течение своей педагогической деятельности я изучила и выбрала несколько технологий, которые применяю на уроках: ДКСО, проблемное обучение, методика развивающего обучения, методика профессора А.З.Рахимова, логико-смысловая модель В.Штейнберга.
В начале изучила теоретическую часть данных педагогических технологий, прошла курсы повышения квалификации, затем начала использовать данные технологии на уроке.
Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.
Когда речь заходит о человеке, умеющем учиться, возникает образ книжника, одержимого познавательной страстью. Однако умение учиться обнаруживает себя не только в сфере познания и не совпадает с умением пользоваться справочной литературой и добывать нужную информацию из книг.
Итак, в умении учиться выделяются 2 составляющие:
1. Рефлексные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которых человеку недос тает его знаний и умений и ответить на первый вопрос само обучения:
Чему учиться - это значит, если ученики на протяжении всего начала обучения будут предъявлять учителю только свои обучения, знания и всячески ограждаться от встречи с ситуациями, где их знания вступают в противоречие с новыми фактами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.
2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих учений, знаний, способностей для ответа на 2 вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет 3 ответа:
а) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, т.е перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую;
б) самостоятельно найти недостающую информацию в любой книге и в Интернете;
в) запросить недостающие данные у знатока и умельца.
В ряду всех «хранилищ» материального и духовного опыта, которые могут стать для умеющего учиться источником расширения его индивидуального опыта, особо выделена фигура учителя.
Учитель как особенная социально-культурная позиция взрослого - это тот, кто учит самому ученью. Учитель учит нестолько действовать, сколько планировать будущее действие и искать способы его осуществления. Он способен научить любого ученика учиться, сделать его субъектом самообучения.
Учебник «Родной русский язык», разработанный В.В. Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию на основе достижений современной лингвистики русского языка.
В соответствующих формулах, знаках художества, в образах зафиксировано совершенство окружающего мира так, как его может увидеть человек. Можно сказать, что в этом открывается человек.
Немного хочу рассказать о методике развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
- это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному русскому языку и литературе.
Цель развивающего обучения - формирование у детей основ теоретического сознания.
Теоретическое мышление - способность человека, понимать суть явлений по их внешней форме и действовать в соответствии с ней.
Не надо думать, что эта способность присуще только отдельным выдающимся людям.
Способность к теоретическому осмыслению действительности есть умение и желание мыслить самостоятельно, действовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные последствия своих действий и действий других людей.
В житейской практике теоретический подход к делу может появиться лишь случайно. Закономерно он возникает в науке, искусстве, праве и других видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у людей возникает потребность определить существо по его внешним проявлениям.
У большинства детей, которые переходят из начальной школы в среднюю, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания многих предметов. Это связано с тем, что в традиционной школе никогда не ставилась такая задача. Положение войдет в норму, если перед начальным образованием поставить задачи развивать у детей основные теоретические мышления, иными словами предметом совместных действий ученика и учителя. Известно, что наиболее общим и универсальным методом изучения любой образовательной области является системный анализ. Успех во многом зависит от того, насколько точно учитель сумел передать детям представление о структуре изучаемого предмета.
Если проанализировать историю процесса возникновения и развития наук, то мы видим, что любая наука начинает строить свое здание с классификации многообразных изучаемых объектов, этот этап связан с анализом. В результате классификации мы получаем множества однородных объектов.
Сегодня время техники, и я как учитель башкирского языка и литературы не могу не принимать это во внимание. Современный уровень образовательного процесса предполагает в частности широкое применение компьютерных технологий в школе. Применение мною информационных технологий на уроках является одним из современных средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении башкирскому языку и литературе.
Для сегодняшнего ученика компьютер становится совершенно естественным средством познания окружающего мира, как для предыдущих поколений им была книга. Компьютер, как и книгу, можно использовать с большой пользой, но и наоборот. Многие школьники, имея компьютеры, огромное количество времени проводят перед экраном. Это время уходит на игры и разговоры по чату. Они бы и хотели использовать его с пользой, но, даже имея в своем распоряжении образовательные программы, не знают, как с ними правильно работать.
Поэтому моя задача - помочь ребенку использовать компьютерные программы с образовательной, а не только с развлекательной целью. Эти задачи разделяются по двум направлениям: во-первых, самая естественная форма ее работы -ведение урока с применением компьютерной поддержки; во-вторых, применение компьютера не ограничивается уроками. Так же, как и в случае с книгой, большую роль здесь играет самостоятельная работа, с обучающей программой, любой базой знаний на персональном компьютере (ПК).
Другое направление - применение компьютера на уроках как дополнительного технического средства. Например, программы среди Теас Рго построены как отдельные лекции по 8-15 минут, которые можно просматривать в пошаговом и в контрольном режиме, т.е. можно взять из диска только то необходимое для контрольной темы конкретного урока.
Выбор учебных тем мной включает следующие этапы:
- индивидуально-психологическую установку, в т.ч.: формирование эмоционально-волевого импульса на создание новой темы и формирование ее образа, выбор названия темы ввиде продуктивной метафоры, начальное формулирование цели и плана проектирования;
-определение научно-познавательной значимости темы, в т.ч.: предметной, межпредметной и мировоззренческой (над-предметной);
- определение эстетической значимости темы путем выявления эмоциональной реакции на тему в форме простейшегоэстетического отклика;
-определение аксиологической значимости темы путем проекции ее на следующие смысловые группы: объекты (природа, человек, общество), сферы освоения мира (наука, общество, мораль), грани культуры (физическая, духовная, социальная), которые могут выбираться в зависимости от особенностей проектируемой темы;
-выполнение суммарной оценки темы, в т.ч.: эмоциональная оценка, содержательная оценка (обеспеченность темы тремя типами наглядности, структуризация знаний и наличие связей и отношений в структуре, включение процедур переживания и оценивания в учебный процесс, наличие гуманитарного фона изучаемого знания, дополнительные оценки, зависящие от типа проектируемой темы, например, использование экологического мышления, диалога культур;
-формулирование барьеров, противоречий и задач, которые нужно поставить перед учащимися при изучении темы;
- проектирование познавательного, переживательного и оценочного -эталон изучения темы, включая такие дидактические средства, как общий сценарий изучения темы, многомерную модель представления темы, алгоритм конструирования художественно-эстетического отклика на научное знание, матрицу для оценочного и обобщающего этапа учебной деятельности;
- разработка творческих заданий для учащихся: дополнение многомерной модели темы, творческие задания, конструирование различных форм эстетического отклика.
Современные требования к личности ставят перед школой целый ряд проблем. Реализация данных задач сопряжена с рядом сложностей, порожденных современной цивилизацией. Речь идет о стремительном развитии информационных услуг, включении в образовательное пространство виртуальных институтов, невероятно расширивших границы неформального обучения. Результатом информационного взрыва является то, что общество становится огромным обучающимся сообществом.
В то же время потребление информации само по себе не гарантирует повышения уровня образованности. В этой ситуации человеку необходимо научиться грамотно использовать получаемую информацию, и это умение рассматривается как один из критериев образованности и непременное условие превращения имеющихся представлений в знания.
Учить учиться - так современные педагоги понимают сегодня свою задачу: учить самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относиться к предлагаемой массе сведений. Для решения образовательных и воспитательных задач нужно использовать подходы, направленные на вовлечение учащихся в активное, основанное на критическом анализе обучение. Такие методы обучения включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирования, ролевые и учебные игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, новаторские подходы к устным и письменным заданиям.
Чтобы урок стал еще эффективным, приносил соответствующие результаты учителем используются ИКТ в процессе обучения предмету, проектные и исследовательские технологии. Проведение таких уроков повышает качество учебы и воспитания учащихся в гимназии-интернате.
© 2020, Юсупова Гульсина Файзулловна 510