СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
У алтайцев, как и у других народов Сибири, бытуют представления о духах-хозяевах отдельных объектов. Алтайцы совершают ряд ритуальных обрядов, в которых используются сооружения и предметы, имеющие разное значение и выполняющие определенную роль. В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль духам- хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки (шатра), выполненные из разных материалов. Алтайцы считали, что с помощью данного обряда можно обеспечивать и усиливать плодовитость скота.
Объект исследования: ритуальная обрядность у алтайцев
Предмет исследования: особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев.
Цель: выявление особенностей использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев.
Задачи:
Гипотеза: особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в обрядовой культуре алтайцев связаны с их религиозным мировоззрением и изменением в промыслово-хозяйственной деятельности.
Актуальность исследования: традиционные народные обряды и традиции раскрывают феномен духовной жизни и культовой практики алтайцев. Более того, праздники, приметы, ритуалы и другие элементы народных традиций могут быть в той или иной степени востребованы современностью.
Ведущей отраслью производства для большинства населения Горного Алтая всегда являлось скотоводство, разведение лошадей, овец, крупного рогатого скота, коз, частично сарлыков (яков) и верблюдов, также дополнением к основному занятию, направленному на выживание являлась охота. Алтайцы во все времена зависели от этих видов деятельности и всегда придавали большое значение занятию скотоводством и охотой, что отражалось на традиционной обрядности алтайцев.
Особенности изготовления и использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев
Линия сравнения |
Охотничьи ритуальные фигурки |
Скотоводческие ритуальные фигурки |
название |
кочкорлор |
шатра |
количество фигур |
нечётное |
чётное |
материал |
Растительная пища - хлеб, толокно |
Молочная пища - сыр |
символическое изображение |
Дикие животные |
Домашние животные, жилище |
(таблица составлена нами)
Преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной и современной обрядности у алтайцев
Линия сравнения |
Охотничьи ритуальные фигурки |
На современном этапе |
Скотоводческие ритуальные фигурки |
На современном этапе |
название |
кочкорлор |
утрачен |
шатра |
сохранен |
количество фигур |
нечётное |
|
чётное |
Количество увеличилось |
материал |
Растительная пища – хлеб, толокно |
утрачен |
Молочная пища – сыр |
сохранен |
символическое изображение |
Дикие животные |
утрачен |
Домашние животные, жилище |
Шатра в виде людей, домашней утвари, аила, животных, горы |
Значение обряда |
композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала. |
утрачен
|
композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.
|
Используются во время весеннее - осенних молебнов и посещения целебных источников, которые не являются предметами жертвоприношения, так как они отражают желание участников о благополучии жизни самих людей, так и окружающей природы |
Новые предметы ритуала |
- |
- |
|
используется войлочный ковер ширдек |
(таблица составлена нами)
Особенности использования ритуальных фигурок у разных народов
народ |
Название ритуальных фигур |
Особенности |
Монголы Буряты |
балин |
жертвенные мучные фигурки, жертвенное печенье, подношение, жертвоприношение хозяевам местности |
Шорцы Угры Якуты Эвенки |
- |
Изображение тетерок, оленей, лошадей и коней, изготовленных из толокна, использовались на медвежьем празднике. |
Славяне, поморы (русское и карельское население на белом море) |
козули |
Фигурки их муки, изготавливающиеся на рождество (олени, лошади, коровы) и дарились детям, когда те колядуют. Оставшиеся дома фигурки хранят и используют как пасхальную пищу, кормят скот в случае болезни |
Хакасы |
хучагас |
изготавливали из талкана птичек, пропитанных салом, затем вылепленные фигурки обжигались в печи |
Тувинцы |
Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение. Устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки. Для этого из стада выбирали козла и освящали его. Лама лепил из теста фигурку козла, ставил ее на специально приготовленную дощечку - серге дожээ - и читал над ней молитвы. Это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ. |
|
Алтайцы |
Кочкорлор Шатра |
В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль жертвы духам-хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки шатра. Всякий раз, готовясь к охоте, отелу/окоту скота, человек создает модель пространства, где эти отношения наиболее актуальны (тайга или поселение). Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала. |
(таблица составлена нами)
Сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов
Народы |
Сходства с алтайцами |
Отличия от алтайцев |
Особенности у алтайцев |
Монголы Буряты |
1.изготавливались из теста; 2.жертвоприношение хозяевам местности. |
1. обычай ежегодно почитать семейные традиции (проводилось в первый день первого месяца весны) 2. балин, которые играют роль жертвенного подношения, устанавливаются на южной стороне дома к солнцу 3. присутствие женщин не приветствуется |
1.Ритуальные фигурки у алтайцев делились на скотоводческие и охотничьи; 2. Изготавливались не только из хлеба, толокна, но и из молочного сыра; 3.Ритуальные фигурки соединялись с «хозяином» местности (ээзи) на ритуальном месте (тагыле)- символизирующими родовые горы и сжигались; 4.Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала. |
Шорцы Угры Якуты Эвенки |
1.изготавливались из толокна. |
1.использовались на медвежьем празднике; 2. фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей для медведя |
|
Славяне, поморы (русское и карельское население на белом море) |
1.изготавливались из теста. 2. фигурки скота. |
1.изготавливающиеся на рождество (олени, лошади, коровы) и дарились детям; 2. используют как пасхальную пищу; 3. кормят скот в случае болезни |
|
Хакасы |
1.изготавливались из толокна; 2. фигурки скота. |
1.Использовались в крещение - по-хакасски называлось хысхы мылтых; 2.Вылепленные фигурки хучагас обжигались в печи и ставились перед божьим образом. Утром их хакасы разбивали и съедали. |
|
Тувинцы |
1.Устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки; 2. изготавливались из теста. |
1.Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение; 2. лепил из теста фигурку козла; 3. это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ. |
(таблица составлена нами)
Работая над данной темой, мы сделали следующие выводы:
© 2019, Нестерович Жанета Васильевна 220