СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме"Особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У алтайцев, как и у других народов Сибири, бытуют представления о духах-хозяевах отдельных объектов. Алтайцы совершают ряд ритуальных обрядов, в которых используются сооружения и предметы, имеющие разное значение и выполняющие определенную роль. В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль духам- хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки (шатра), выполненные из разных материалов. Алтайцы считали, что с помощью данного обряда можно обеспечивать и усиливать плодовитость скота.

Объект исследования: ритуальная обрядность у алтайцев

Предмет исследования: особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев.

Цель: выявление особенностей использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев.

Задачи:

  1. выявить факторы влияния хозяйственно-промысловой деятельности алтайцев на появление и использование ритуальных фигурок «шатра» в их традиционной обрядности;
  2. изучить особенности и влияние религиозного мировоззрения алтайцев на изготовление и использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев;
  3. провести сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов;
  4. проанализировать преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной и современной обрядности у алтайцев.

Гипотеза: особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в обрядовой культуре алтайцев связаны с их религиозным мировоззрением и изменением в промыслово-хозяйственной деятельности.

Актуальность исследования: традиционные народные обряды и традиции раскрывают феномен духовной жизни и культовой практики алтайцев. Более того, праздники, приметы, ритуалы и другие элементы народных традиций могут быть в той или иной степени востребованы современностью.

Ведущей отраслью производства для большинства населения Горного Алтая всегда являлось скотоводство, разведение лошадей, овец, крупного рогатого скота, коз, частично сарлыков (яков) и верблюдов, также дополнением к основному занятию, направленному на выживание являлась охота. Алтайцы во все времена зависели от этих видов деятельности и всегда придавали большое значение занятию скотоводством и охотой, что отражалось на традиционной обрядности алтайцев.

Особенности изготовления и использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев

Линия сравнения

Охотничьи ритуальные фигурки

Скотоводческие ритуальные фигурки

название

кочкорлор

шатра

количество фигур

нечётное

чётное

материал

Растительная пища - хлеб, толокно

Молочная пища - сыр

символическое изображение

Дикие животные

Домашние животные, жилище

(таблица составлена нами)

Преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной и современной обрядности у алтайцев

Линия сравнения

Охотничьи ритуальные фигурки

На современном этапе

Скотоводческие ритуальные фигурки

На современном этапе

название

кочкорлор

утрачен

шатра

сохранен

количество фигур

нечётное

чётное

Количество увеличилось

материал

Растительная пища – хлеб, толокно

утрачен

Молочная пища – сыр

сохранен

символическое изображение

Дикие животные

утрачен

Домашние животные, жилище

Шатра в виде людей, домашней утвари, аила, животных, горы

Значение обряда

композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

утрачен

композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

Используются во время весеннее - осенних молебнов и посещения целебных источников, которые не являются предметами жертвоприношения, так как они отражают желание участников о благополучии жизни самих людей, так и окружающей природы

Новые предметы ритуала

-

-

используется войлочный ковер ширдек

(таблица составлена нами)

Особенности использования ритуальных фигурок у разных народов

народ

Название ритуальных фигур

Особенности

Монголы

Буряты

балин

жертвенные мучные фигурки, жертвенное печенье, подношение, жертвоприношение хозяевам местности

Шорцы

Угры

Якуты

Эвенки

-

Изображение тетерок, оленей, лошадей и коней, изготовленных из толокна, использовались на медвежьем празднике.

Славяне,

поморы (русское и карельское население на белом море)

козули

Фигурки их муки, изготавливающиеся на рождество (олени, лошади, коровы) и дарились детям, когда те колядуют. Оставшиеся дома фигурки хранят и используют как пасхальную пищу, кормят скот в случае болезни

Хакасы

хучагас

изготавливали из талкана птичек, пропитанных салом, затем вылепленные фигурки обжигались в печи

Тувинцы

Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение. Устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки. Для этого из стада выбирали козла и освящали его. Лама лепил из теста фигурку козла, ставил ее на специально приготовленную дощечку - серге дожээ - и читал над ней молитвы. Это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ.

Алтайцы

Кочкорлор

Шатра

В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль жертвы духам-хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки шатра. Всякий раз, готовясь к охоте, отелу/окоту скота, человек создает модель пространства, где эти отношения наиболее актуальны (тайга или поселение). Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

(таблица составлена нами)

Сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов

Народы

Сходства с алтайцами

Отличия от алтайцев

Особенности у алтайцев

Монголы

Буряты

1.изготавливались из теста;

2.жертвоприношение хозяевам местности.

1. обычай ежегодно почитать семейные традиции (проводилось в первый день первого месяца весны)

2. балин, которые играют роль жертвенного подношения, устанавливаются на южной стороне дома к солнцу

3. присутствие женщин не приветствуется

1.Ритуальные фигурки у алтайцев делились на скотоводческие и охотничьи;

2. Изготавливались не только из хлеба, толокна, но и из молочного сыра;

3.Ритуальные фигурки соединялись с «хозяином» местности (ээзи) на ритуальном месте (тагыле)- символизирующими родовые горы и сжигались;

4.Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

Шорцы

Угры

Якуты

Эвенки

1.изготавливались из толокна.

1.использовались на медвежьем празднике;

2. фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей для медведя

Славяне,

поморы (русское и карельское население на белом море)

1.изготавливались из теста.

2. фигурки скота.

1.изготавливающиеся на рождество (олени, лошади, коровы) и дарились детям;

2. используют как пасхальную пищу;

3. кормят скот в случае болезни

Хакасы

1.изготавливались из толокна;

2. фигурки скота.

1.Использовались в крещение - по-хакасски называлось хысхы мылтых;

2.Вылепленные фигурки хучагас обжигались в печи и ставились перед божьим образом. Утром их хакасы разбивали и съедали.

Тувинцы

1.Устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки;

2. изготавливались из теста.

1.Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение;

2. лепил из теста фигурку козла;

3. это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ.

(таблица составлена нами)

Работая над данной темой, мы сделали следующие выводы:

  • Сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов показал, как общие тенденций, так и много отличительных черт, которые зависят от особенностей этнокультурных, религиозных местных традиций этого народа.
  • Мы выявили особенности у алтайцев: -ритуальные фигурки у алтайцев делились на скотоводческие и охотничьи; ритуальные фигурки соединялись с «хозяином» местности (ээзи) на ритуальном месте (тагыле)- символизирующими родовые горы и сжигались; сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.
  • На современном этапе данный ритуал претерпел изменения, который не является предметом жертвоприношения, так как он отражает желание участников о благополучии жизни самих людей, так и окружающей природы.
Категория: Внеурочка
23.12.2019 18:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!