СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская компетентность учителя истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная компетентность учителя истории определяется опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к творческому отношению к делу. Сегодня учитель является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности. Велением времени вызвана необходимость овладения учителями исследовательскими компетенциями. Исследовательская деятельность позволяет расширить множество необходимых в профессиональной деятельности умений и навыков, т.к. является средством развития интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, в какой-то мере обеспечивают успешность любой деятельности, в частности профессиональной педагогической. Поэтому необходимо формирование такого элемента, как исследовательские умения или исследовательская компетентность, которая может быть универсальным способом решения любой задачи профессиональной педагогической деятельности.

Научно-исследовательская работа школьников является важным фактором при подготовке учеников старшей ступени к студенческой жизни, то есть умению писать научные и курсовые работы[1]. Однако здесь не может идти речь о массовости участия в этом деле школьников по определению. Проблема состоит в том, что многие школьники по целому ряду причин объективно не могут подходить к учебному процессу творчески. Известно, что «есть люди, которым оригинальное творчество почему-то не дается. Зато по чужой канве они вышивают с блеском». Работа в этом направлении должна вестись с теми школьниками, которые проявили себя и могут заниматься научно-исследовательской работой. А задача учителя выявить этих детей.

Здесь существует одна из проблем: нужен учитель, который это может и хочет делать, то есть речь о симбиозе профессионализма и мотивации преподавателя. Исследовательская деятельность (а тем более научно-исследовательская деятельность) требует определенной подготовки, как школьника, так и учителя. В этой совместной работе успех зависит от каждого из её участников. Вполне естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

Поэтому там, где сами учителя ведут научные или творческие исследования, возможно участие и детей в такой деятельности. Иначе организация научной деятельности среди школьников затруднена. Под руководством учителя дети могут выполнить проектную, исследовательскую или творческую работу с глубоким анализом первоисточников и поиском решений для самореализации собственной идеи [2].

Логика построения таких видов деятельности во многом схожа с научно-исследовательской. Все они имеют одинаковую структуру и этапы выполнения, для них характерен принцип сотрудничества учителя и школьника, в их основе обязательны исследования, обусловленные темой, целью и поставленными задачами.

В нашей школе имеется опыт по организации научно-исследовательской работы школьников и студентов из КГПИ, основанный на интеграции образовательных систем, образующих ассоциации учебных заведений «школа - вуз». К примеру, в декабре 2013 года была проведена первая научно-практическая конференция, посвященная Дню Независимости. На данной конференции выступали преподаватели ВУЗа, учителя школы, студенты и школьники. По итогам данной конференции сборник получил ISBN номер. Решением комиссии (учителя истории Грудупс К.Я., Джаикова М.К. и преподаватели по истории Ярочкина Е.В., Самаркин С.В.), которая организовала и проводила эту конференцию было ежегодное проведение и расширение по секциям с получением сертификатов участников. Эффективность организации научно-исследовательской работы школьников и студентов на раннем этапе обучения подтверждается высоким уровнем научных мероприятий, на которых с докладами выступают школьники и студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой под руководством авторов.

Интегрирование тематики выполняемых школьниками научно-исследовательских работ по общеобразовательным дисциплинам является одной из важнейших методических особенностей в формировании личностных характеристик будущего высококвалифицированного специалиста. Через непосредственное использование усвоенных на занятиях знаний по истории Казахстана, всемирной истории и обществознанию, при решении собственной творческой задачи, достигается практическое закрепление полученных сведений. При этом происходит осознание неразрывности связей между различными областями знаний, ощущение целостной научной картины окружающего мира, а собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания.

Такая работа направляет школьников самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и ее результаты, что крайне необходимо для осознания личностью возможностей самореализации.

Категория: История
07.01.2015 19:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!